Инновационная деятельность: общая характеристика

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) но­вых или усовершенствованных видов продукции, технологий, услуг или организационных решений административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический (социальный, экологический или иной) эффект.

Инновация — созданные и практически использованные (доведен­ные до потребителя) новые или усовершенствованные виды продукции, технологий или услуг, а также организационные решения администра­тивного, производственного, коммерческого или иного характера, обе­спечивающие экономический эффект (социальный, экологический или иной эффект). Таким образом, инновация есть результат инновацион­ной деятельности.

Нередко вместо понятия «инновация» употребляют равнозначное понятие «нововведение». Вместе с тем понятие «инновация» иногда ошибочно отождествляют с понятием «новшество», что не одно и то же. Новшество — научное знание, обладающее новизной и существенными отличиями по сравнению с существующими знаниями; результат науч­ных исследований, технических разработок, опытных работ, оформлен­ных документально (открытие, изобретение, ноу-хау, техническая доку­ментация на новый или усовершенствованный продукт, стандарт и др.) или представленных в вещественном виде (макет, опытный или экспе­риментальный образец). Новшество превращается в инновацию лишь после того, как оно доводится до потребителя, находит практическое применение. Типичными примерами новшеств являются опытные об­разцы новой продукции, в ходе создания которых изучаются и совершен­ствуются свойства и технологии изготовления новой продукции, определяются возможности ее производства. С экономической точки зрения главной особенностью инноваций, отличающей их от новшеств, явля­ются присущие им свойства товара, под которым понимается продукт труда, способный удовлетворять те или иные потребности и производи­мый для обмена путем купли-продажи. Основными свойствами товара выступают потребительская стоимость (совокупность полезных свойств) и стоимость (овеществленный в товаре труд и, как следствие, способность товара к обмену).

Инновационный процесс — процесс последовательного проведения работ по созданию новшества, преобразованию его в продукцию (услу­ги) и введению продукции (услуг) на рынок для коммерческого приме­нения.

Обычно разработке новшеств предшествует разработка инновацион­ных идей, представляющих совокупность знаний об основных свойствах и принципах создания инновации (новых видов продукции или техно­логий), в том числе формулировка понятий, построение теорий, экспе­риментирование, классификация и обобщение полученных результатов, обработка и усвоение информации. Можно сказать, что инновационные идеи представляют собой прообразы новшеств, которые превращаются в новшества в результате материализации (например, создание образца изделия по его чертежам).

Новая продукция (новые изделия) и новые технологии (новые тех­нологические процессы и технологические средства) — наиболее пер­спективные инновации, так как они обеспечивают наибольший эконо­мический или иной эффект. В этом отношении менее значимы новые услуги (например, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услу­ги, услуги связи) и новые организационные решения (например, новые системы организации труда).

Обычно новую продукцию и новые технологии рассматривают как два различных типа инноваций, именуемых соответственно продукто­выми и процессными инновациями. Продуктовая инновация связана с созданием и практическим использованием новых или усовершенство­ванных видов продукции. Процессная инновация связана с созданием и практическим использованием новых или усовершенствованных видов технологий (технологических процессов). Следует, однако, заметить, что термин «процессные инновации» более правильно относить не к новым технологиям вообще, а к новым технологическим процессам как одной из составляющих технологий, поскольку другая составляющая — новые технологические средства, т. е. оборудование, оснастка, инструмент фак­тически являются продуктовыми инновациями. С учетом сделанного замечания, новые технологии следует именовать технологическими ин­новациями. Продуктовые инновации иначе принято называть иннова­ционной продукцией. Аналогично технологические инновации иначе можно называть инновационными технологиями. Технологические ин­новации часто служат базой для создания продуктовых инноваций. Дей­ствительно, производство многих видов новой продукции просто невоз­можно без использования новых технологий.

Инновации классифицируют по различным признакам (табл. 1.1).

Важнейшей характеристикой инноваций является уровень новизны. Так, фирма, производящая инновационную продукцию, может получить существенный экономический эффект, если эта продукция является принципиально новой, предназначенной для удовлетворения ранее неудовлетворявшихся потребностей. Такая продукция, относящаяся к раз­ряду радикальных (базовых) инноваций, как правило, обладает значи­тельным коммерческим потенциалом, характеризуется высокой конку­рентоспособностью и имеет большой спрос на рынках сбыта. К разряду радикальных инноваций также может быть отнесена продукция, кото­рая является принципиально новой по сравнению с уже существующей. В этом случае новую продукцию можно рассматривать как принципи­ально новый заменитель традиционной продукции. Менее эффективной в экономическом отношении является инновационная продукция, от­носящаяся к разряду ординарных (модифицирующих) инноваций. Это — обновленная продукция, которая обладает улучшенными или новыми дополнительными свойствами по сравнению с существующей, что поз­воляет расширить рынки ее сбыта.

Субъектами инновационной деятельности являются инновационные организации, т. е. такие организации, которые непосредственно зани­маются инновационной деятельностью или способствуют этой деятель­ности. К ним относятся:

• научные организации — научно-исследовательские институты, научно-исследовательские подразделения производственных фирм, ин­женерных организаций и университетов;

• инженерные организации — конструкторские и технологические бюро, конструкторские и технологические подразделения научных орга­низаций, производственных фирм и университетов;

• производственные организации — производственные фирмы, объ­единения производственных фирм, производственные подразделения научных и инженерных организаций и университетов;

• коммерческие организации — торговые фирмы, рекламные фир­мы, биржи, коммерческие подразделения промышленных фирм;

Классификация инноваций        табл. 1.1

Признак классификации инноваций Виды инноваций
Уровень новизны • Радикальные (базовые), • ординарные (модифицирующие)
Масштаб новизны • Новые в мире, • новые в стране, • новые в регионе, • новые в отрасли, • новые для фирмы
Сфера использования • В сфере науки, • в социальной сфере (образование, культура, здравоохранение, для удовлетворения жизнен­ных потребностей населения), • в сфере производства, • в коммерческой сфере
Масштаб использования • В трансконтинентальном масштабе, • в транснациональном масштабе, • в национальном масштабе, • в региональном масштабе, • в масштабах фирмы
Частота использования • Разовые, • повторяющиеся
Тип эффекта использования • Обеспечивающие научно-технический эффект, • обеспечивающие экономический эффект, • обеспечивающие социальный эффект, • обеспечивающие экологический эффект, • обеспечивающие интегральный эффект
Эффективность • Высокоэффективные, • низкоэффективные
Форма представления идейной сути • Открытия, • изобретения, • полезные модели, • промышленные образцы, • ноу-хау, • техническая документация

 

• специализированные малые инновационные организации — на­учно-технические, консультативно-экспертные и лизинговые фирмы;

• специализированные инновационные комплексы — инновацион­ные инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы;

• специализированные организации по распространению иннова­ций — центры трансфера технологий.

В случае создания инновационной продукции главными субъекта­ми инновационной деятельности выступают производственные органи­зации — фирмы, производящие эту продукцию.

Кроме того, субъектами инновационной деятельности являются спе­циалисты различных профессий, занимающиеся инновационной дея­тельностью или оказывающие содействие этой деятельности.

Инновационный процесс состоит из ряда последовательных стадий. Если фирма, занимается созданием инновационной продукции, то име­ют место следующие стадии инновационного процесса:

1) принятие решения о переходе на инновационный путь развития;

2) разработка инновационных идей;

3) разработка концепций инновационного развития;

4) принятие решения о принципах инновационного развития;

5) разработка плана инновационного развития;

6) реализация плана инновационного развития.

Для каждой из этих стадий характерны те или иные разновидности инновационной деятельности: научная, инженерная, производственная, коммерческая, а также менеджерская и маркетинговая деятельность.

Научная деятельность — это деятельность, связанная с проведением научных исследований, включая фундаментальные (выявление законо­мерностей и механизмов процессов и явлений) и прикладные (изучение возможностей извлечения практической пользы из полученных знаний). Результатом этой деятельности обычно является разработка идей инно­вационной продукции в виде совокупности знаний об основных ее свой­ствах и принципах создания (формулировка понятий, создание теорий, экспериментирование, классификация и обобщение полученных резуль­татов, обработка и усвоение информации). Кроме того, научная деятель­ность связана с подготовкой научных кадров.

Инженерная деятельность — это деятельность, связанная с проведе­нием технических разработок на основе использования научных знаний, включая проектирование (конструктивная разработка идей и вариантов продукции), конструирование (разработка конструкции продукции), дизайн (разработка внешнего вида продукции) и технологическую раз­работку (разработка технологии изготовления продукции). Результатом этой деятельности обычно является создание новшеств в виде опытных образцов инновационной продукции. Кроме того, инженерная деятель­ность связана с конструкторско-технологическим обеспечением произ­водства продукции, а также ее испытанием, эксплуатацией и техниче­ским обслуживанием.

Часто довольно трудно провести четкую границу между научной и инженерной деятельностью: обычно они тесно связаны, что в итоге приводит как к разработке инновационных идей, так и к созданию нов­шеств. Поэтому принято говорить о научно-технической деятельности, направленной на решение комплексных научно-технических проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как еди­ной системы. Научно-техническая деятельность представляет собой сплав научной, инженерной и организаторской деятельности. Разновид­ностью научно-технической деятельности являются научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые вклю­чают научные исследования и технические разработки, завершающиеся изготовлением и испытанием опытных образцов продукции. К научно-технической деятельности также относятся работы по научно-методичес­кому, организационно-техническому и программному обеспечению непос­редственного проведения научных исследований и технических разработок, а также распространению и применению их результатов. Важной составля­ющей научно-технической деятельности является патентно-лицензионная деятельность по выявлению научно-технических решений, способных стать предметом патентной защиты или лицензионных договоров.

Производственная деятельность — это деятельность, связанная с реализацией производственных процессов. Ее результатом является со­здание инновационной продукции, готовой к потреблению.

Коммерческая деятельность — это деятельность, связанная с мате­риально-техническим снабжением производства инновационной продук­ции и сбытом произведенной инновационной продукции, включая обслуживание и утилизацию использованной продукции. Результатом этой деятельности является создание необходимых условий производ­ства в части его обеспечения материально-техническими ресурсами, а также доведение продукции до потребителя через каналы сбыта.

Особая роль в инновационном развитии фирмы отводится менеджер­ской и маркетинговой деятельности. Для менеджмента и маркетинга как составляющих инновационной деятельности обычно употребляют назва­ния «инновационный менеджмент» и «инновационный маркетинг».

Инновационный менеджмент — это деятельность по управлению инновационным процессом, связанная с принятием управленческих решений по вопросам инновационного развития; с разработкой плана ин­новационного развития; с обеспечением реализации плана инноваци­онного развития, прежде всего, в части организации производства ин­новационной продукции.

Инновационный маркетинг — это деятельность по содействию управлению инновационным процессом, связанная с разработкой ин­новационных идей и концепций инновационной продукции, с ориен­тацией производства на потребности рынка, с обеспечением реализации плана инновационного развития, прежде всего, в части организации ма­териально-технического обеспечения производства и сбыта инноваци­онной продукции.

Часто понятия «инновационный менеджмент» и «инновационный маркетинг» отождествляют с соответствующими организационными структурами фирмы — службой менеджмента и службой маркетинга. Кроме того, употребляются такие обобщенные понятия, как организа­ционно-функциональные системы, или просто системы менеджмента и маркетинга.

Необходимым условием успешного развития инновационной дея­тельности является ее комплексное ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности включает следующие ком­поненты:

• правовое обеспечение;

• финансовое обеспечение;

• материально-техническое обеспечение;

• информационное обеспечение;

• кадровое обеспечение.

Ресурсное обеспечение охватывает все стадии инновационного про­цесса. Решающее значение имеет правовое и финансовое обеспечение, благодаря чему приводятся в действие основные механизмы регулирова­ния инновационной деятельности. Кроме того, финансовое обеспече­ние создает базу, необходимую для материально-технического и инфор­мационного обеспечения. Особая роль отводится кадровому обеспече­нию, так как от уровня квалификации кадров в значительной степени зависит эффективность инновационной деятельности в целом.

Требования к ресурсному обеспечению инновационной деятельно­сти возрастают по мере развития науки и техники. На современном эта­пе научно-технического прогресса инновационные процессы становят­ся все более затратными: в инновационную деятельность вовлекаются все более значительные финансовые, материально-технические, информа­ционные и кадровые ресурсы. По масштабам ресурсного обеспечения инновационной деятельности можно судить об инновационном потенци­але государства, т. е. о его возможностях осуществлять инновационную деятельность и о том, в какой мере инновационный путь является опре­деляющим в его экономическом развитии. О том, как реализуется этот потенциал, свидетельствует структура и динамика ресурсов, изменения приоритетов ресурсного обеспечения при разработке инновационной политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: