Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных видов продукции, технологий, услуг или организационных решений административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический (социальный, экологический или иной) эффект.
Инновация — созданные и практически использованные (доведенные до потребителя) новые или усовершенствованные виды продукции, технологий или услуг, а также организационные решения административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающие экономический эффект (социальный, экологический или иной эффект). Таким образом, инновация есть результат инновационной деятельности.
Нередко вместо понятия «инновация» употребляют равнозначное понятие «нововведение». Вместе с тем понятие «инновация» иногда ошибочно отождествляют с понятием «новшество», что не одно и то же. Новшество — научное знание, обладающее новизной и существенными отличиями по сравнению с существующими знаниями; результат научных исследований, технических разработок, опытных работ, оформленных документально (открытие, изобретение, ноу-хау, техническая документация на новый или усовершенствованный продукт, стандарт и др.) или представленных в вещественном виде (макет, опытный или экспериментальный образец). Новшество превращается в инновацию лишь после того, как оно доводится до потребителя, находит практическое применение. Типичными примерами новшеств являются опытные образцы новой продукции, в ходе создания которых изучаются и совершенствуются свойства и технологии изготовления новой продукции, определяются возможности ее производства. С экономической точки зрения главной особенностью инноваций, отличающей их от новшеств, являются присущие им свойства товара, под которым понимается продукт труда, способный удовлетворять те или иные потребности и производимый для обмена путем купли-продажи. Основными свойствами товара выступают потребительская стоимость (совокупность полезных свойств) и стоимость (овеществленный в товаре труд и, как следствие, способность товара к обмену).
|
|
Инновационный процесс — процесс последовательного проведения работ по созданию новшества, преобразованию его в продукцию (услуги) и введению продукции (услуг) на рынок для коммерческого применения.
Обычно разработке новшеств предшествует разработка инновационных идей, представляющих совокупность знаний об основных свойствах и принципах создания инновации (новых видов продукции или технологий), в том числе формулировка понятий, построение теорий, экспериментирование, классификация и обобщение полученных результатов, обработка и усвоение информации. Можно сказать, что инновационные идеи представляют собой прообразы новшеств, которые превращаются в новшества в результате материализации (например, создание образца изделия по его чертежам).
|
|
Новая продукция (новые изделия) и новые технологии (новые технологические процессы и технологические средства) — наиболее перспективные инновации, так как они обеспечивают наибольший экономический или иной эффект. В этом отношении менее значимы новые услуги (например, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги связи) и новые организационные решения (например, новые системы организации труда).
Обычно новую продукцию и новые технологии рассматривают как два различных типа инноваций, именуемых соответственно продуктовыми и процессными инновациями. Продуктовая инновация связана с созданием и практическим использованием новых или усовершенствованных видов продукции. Процессная инновация связана с созданием и практическим использованием новых или усовершенствованных видов технологий (технологических процессов). Следует, однако, заметить, что термин «процессные инновации» более правильно относить не к новым технологиям вообще, а к новым технологическим процессам как одной из составляющих технологий, поскольку другая составляющая — новые технологические средства, т. е. оборудование, оснастка, инструмент фактически являются продуктовыми инновациями. С учетом сделанного замечания, новые технологии следует именовать технологическими инновациями. Продуктовые инновации иначе принято называть инновационной продукцией. Аналогично технологические инновации иначе можно называть инновационными технологиями. Технологические инновации часто служат базой для создания продуктовых инноваций. Действительно, производство многих видов новой продукции просто невозможно без использования новых технологий.
Инновации классифицируют по различным признакам (табл. 1.1).
Важнейшей характеристикой инноваций является уровень новизны. Так, фирма, производящая инновационную продукцию, может получить существенный экономический эффект, если эта продукция является принципиально новой, предназначенной для удовлетворения ранее неудовлетворявшихся потребностей. Такая продукция, относящаяся к разряду радикальных (базовых) инноваций, как правило, обладает значительным коммерческим потенциалом, характеризуется высокой конкурентоспособностью и имеет большой спрос на рынках сбыта. К разряду радикальных инноваций также может быть отнесена продукция, которая является принципиально новой по сравнению с уже существующей. В этом случае новую продукцию можно рассматривать как принципиально новый заменитель традиционной продукции. Менее эффективной в экономическом отношении является инновационная продукция, относящаяся к разряду ординарных (модифицирующих) инноваций. Это — обновленная продукция, которая обладает улучшенными или новыми дополнительными свойствами по сравнению с существующей, что позволяет расширить рынки ее сбыта.
Субъектами инновационной деятельности являются инновационные организации, т. е. такие организации, которые непосредственно занимаются инновационной деятельностью или способствуют этой деятельности. К ним относятся:
• научные организации — научно-исследовательские институты, научно-исследовательские подразделения производственных фирм, инженерных организаций и университетов;
• инженерные организации — конструкторские и технологические бюро, конструкторские и технологические подразделения научных организаций, производственных фирм и университетов;
|
|
• производственные организации — производственные фирмы, объединения производственных фирм, производственные подразделения научных и инженерных организаций и университетов;
• коммерческие организации — торговые фирмы, рекламные фирмы, биржи, коммерческие подразделения промышленных фирм;
Классификация инноваций табл. 1.1
Признак классификации инноваций | Виды инноваций |
Уровень новизны | • Радикальные (базовые), • ординарные (модифицирующие) |
Масштаб новизны | • Новые в мире, • новые в стране, • новые в регионе, • новые в отрасли, • новые для фирмы |
Сфера использования | • В сфере науки, • в социальной сфере (образование, культура, здравоохранение, для удовлетворения жизненных потребностей населения), • в сфере производства, • в коммерческой сфере |
Масштаб использования | • В трансконтинентальном масштабе, • в транснациональном масштабе, • в национальном масштабе, • в региональном масштабе, • в масштабах фирмы |
Частота использования | • Разовые, • повторяющиеся |
Тип эффекта использования | • Обеспечивающие научно-технический эффект, • обеспечивающие экономический эффект, • обеспечивающие социальный эффект, • обеспечивающие экологический эффект, • обеспечивающие интегральный эффект |
Эффективность | • Высокоэффективные, • низкоэффективные |
Форма представления идейной сути | • Открытия, • изобретения, • полезные модели, • промышленные образцы, • ноу-хау, • техническая документация |
• специализированные малые инновационные организации — научно-технические, консультативно-экспертные и лизинговые фирмы;
• специализированные инновационные комплексы — инновационные инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы;
• специализированные организации по распространению инноваций — центры трансфера технологий.
В случае создания инновационной продукции главными субъектами инновационной деятельности выступают производственные организации — фирмы, производящие эту продукцию.
|
|
Кроме того, субъектами инновационной деятельности являются специалисты различных профессий, занимающиеся инновационной деятельностью или оказывающие содействие этой деятельности.
Инновационный процесс состоит из ряда последовательных стадий. Если фирма, занимается созданием инновационной продукции, то имеют место следующие стадии инновационного процесса:
1) принятие решения о переходе на инновационный путь развития;
2) разработка инновационных идей;
3) разработка концепций инновационного развития;
4) принятие решения о принципах инновационного развития;
5) разработка плана инновационного развития;
6) реализация плана инновационного развития.
Для каждой из этих стадий характерны те или иные разновидности инновационной деятельности: научная, инженерная, производственная, коммерческая, а также менеджерская и маркетинговая деятельность.
Научная деятельность — это деятельность, связанная с проведением научных исследований, включая фундаментальные (выявление закономерностей и механизмов процессов и явлений) и прикладные (изучение возможностей извлечения практической пользы из полученных знаний). Результатом этой деятельности обычно является разработка идей инновационной продукции в виде совокупности знаний об основных ее свойствах и принципах создания (формулировка понятий, создание теорий, экспериментирование, классификация и обобщение полученных результатов, обработка и усвоение информации). Кроме того, научная деятельность связана с подготовкой научных кадров.
Инженерная деятельность — это деятельность, связанная с проведением технических разработок на основе использования научных знаний, включая проектирование (конструктивная разработка идей и вариантов продукции), конструирование (разработка конструкции продукции), дизайн (разработка внешнего вида продукции) и технологическую разработку (разработка технологии изготовления продукции). Результатом этой деятельности обычно является создание новшеств в виде опытных образцов инновационной продукции. Кроме того, инженерная деятельность связана с конструкторско-технологическим обеспечением производства продукции, а также ее испытанием, эксплуатацией и техническим обслуживанием.
Часто довольно трудно провести четкую границу между научной и инженерной деятельностью: обычно они тесно связаны, что в итоге приводит как к разработке инновационных идей, так и к созданию новшеств. Поэтому принято говорить о научно-технической деятельности, направленной на решение комплексных научно-технических проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Научно-техническая деятельность представляет собой сплав научной, инженерной и организаторской деятельности. Разновидностью научно-технической деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые включают научные исследования и технические разработки, завершающиеся изготовлением и испытанием опытных образцов продукции. К научно-технической деятельности также относятся работы по научно-методическому, организационно-техническому и программному обеспечению непосредственного проведения научных исследований и технических разработок, а также распространению и применению их результатов. Важной составляющей научно-технической деятельности является патентно-лицензионная деятельность по выявлению научно-технических решений, способных стать предметом патентной защиты или лицензионных договоров.
Производственная деятельность — это деятельность, связанная с реализацией производственных процессов. Ее результатом является создание инновационной продукции, готовой к потреблению.
Коммерческая деятельность — это деятельность, связанная с материально-техническим снабжением производства инновационной продукции и сбытом произведенной инновационной продукции, включая обслуживание и утилизацию использованной продукции. Результатом этой деятельности является создание необходимых условий производства в части его обеспечения материально-техническими ресурсами, а также доведение продукции до потребителя через каналы сбыта.
Особая роль в инновационном развитии фирмы отводится менеджерской и маркетинговой деятельности. Для менеджмента и маркетинга как составляющих инновационной деятельности обычно употребляют названия «инновационный менеджмент» и «инновационный маркетинг».
Инновационный менеджмент — это деятельность по управлению инновационным процессом, связанная с принятием управленческих решений по вопросам инновационного развития; с разработкой плана инновационного развития; с обеспечением реализации плана инновационного развития, прежде всего, в части организации производства инновационной продукции.
Инновационный маркетинг — это деятельность по содействию управлению инновационным процессом, связанная с разработкой инновационных идей и концепций инновационной продукции, с ориентацией производства на потребности рынка, с обеспечением реализации плана инновационного развития, прежде всего, в части организации материально-технического обеспечения производства и сбыта инновационной продукции.
Часто понятия «инновационный менеджмент» и «инновационный маркетинг» отождествляют с соответствующими организационными структурами фирмы — службой менеджмента и службой маркетинга. Кроме того, употребляются такие обобщенные понятия, как организационно-функциональные системы, или просто системы менеджмента и маркетинга.
Необходимым условием успешного развития инновационной деятельности является ее комплексное ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности включает следующие компоненты:
• правовое обеспечение;
• финансовое обеспечение;
• материально-техническое обеспечение;
• информационное обеспечение;
• кадровое обеспечение.
Ресурсное обеспечение охватывает все стадии инновационного процесса. Решающее значение имеет правовое и финансовое обеспечение, благодаря чему приводятся в действие основные механизмы регулирования инновационной деятельности. Кроме того, финансовое обеспечение создает базу, необходимую для материально-технического и информационного обеспечения. Особая роль отводится кадровому обеспечению, так как от уровня квалификации кадров в значительной степени зависит эффективность инновационной деятельности в целом.
Требования к ресурсному обеспечению инновационной деятельности возрастают по мере развития науки и техники. На современном этапе научно-технического прогресса инновационные процессы становятся все более затратными: в инновационную деятельность вовлекаются все более значительные финансовые, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы. По масштабам ресурсного обеспечения инновационной деятельности можно судить об инновационном потенциале государства, т. е. о его возможностях осуществлять инновационную деятельность и о том, в какой мере инновационный путь является определяющим в его экономическом развитии. О том, как реализуется этот потенциал, свидетельствует структура и динамика ресурсов, изменения приоритетов ресурсного обеспечения при разработке инновационной политики.