double arrow

ЧАСТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


В общественных науках помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования.

Например, к частным методам в области государствоведения и правоведения относятся конкретно-социологические методы.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, применяемым в юридических науках, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

Важное значение имеют не только методы получения сведений о государственно-правовых явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографическое обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).




Рассмотрим наиболее распространенные методы конкретносоциологических исследований государственно-правовых явлений.

Изучение документов (документальный метод). Документ – это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо знаковой системы.

Существуют различные классификации документов.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служебный» характер, поскольку они составлены государственными и муниципальными органами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями. К неофициальным относятся в основном личные документы, касающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобиографии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации документы делят на текстовые и нетекстовые. В текстовых документах информация закреплена посредством письменных знаков (букв), а в нетекстовых документах – с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фото-, и фонодокументы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, неполными. Поэтому документ следует проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?



б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных документов. Индикаторами, т.е. конкретными указателями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть: 1) употребленные в тексте понятия, события, наименования, имена собственные, устойчивые словосочетания; 2) предложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.); 3) совокупность высказываний на определенную тему.

Для количественного анализа составляют вопросник, содержащий набор вопросов на определенную тему, ответы на которые могут быть получены из документов.

Методы опроса. Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Метод экспертных оценок. Он заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек). Для определения их компетентности применяются следующие способы:



1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суждений экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспертов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материалов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводится путем анкетирования или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специалистами.

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический материал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются различные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в статистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам. Существует три основных вида группировок:

1) типологическая;

2) структурная;

3) аналитическая.

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью называется такая форма причинной связи, при которой причина порождает следствие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности. Количественная мера связи называется коэффициентом корреляции.

Методы установления статистических связей между признаками явления основаны на принципах: 1) совместного появления событий и 2) ковариации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Например, если хулиганство чаще совершается лицами, находившимися в нетрезвом состоянии, чем трезвыми, то можно заключить, что это правонарушение связано с признаком «нетрезвое состояние». Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном их них соответствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи между этими рядами.







Сейчас читают про: