double arrow

Алгоритм целесообразно проговорить вместе с детьми, засхематизировать и размещать в поле зрения в качестве напоминалки каждый раз, когда даются задания для выполнения в паре.

2

В старшей группе мы стремимся к договору о выборе предмета и способа деятельности, хотя и под руководством взрослого. Для успешной организации работы в паре с детьми старшей группы необходимо выполнять следующие условия.

Ø мотивация пары на совместную деятельность,

Ø обеспечение развития самостоятельности творчества детей в совместной деятельности,

Ø побуждение воспитанников к договору о том, что именно и каким способом они будут делать, побуждение детей в конце работы к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво, благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать;

Ø рефлексия.

На третьем этапе внимание уделяется осознанности и самостоятельности. В развивающей работе с детьми 6-7 лет можно выделить два направления.

1).Первое условно можно назвать как договор пары по побуждению взрослого. Выглядит это так: Перед группой детей ставится общая цель, например, сделать макет «Зима в лесу». Для этого воспитанники разбиваются на пары, каждая пара делает свои элементы, которые затем составляют общую картину (макет, композицию). Они выбирают группу предметов(н-р, зайчиков, белочек, ёлочки) и приступают к работе. В зависимости от уровня сформированности социально-коммуникативных навыков педагог либо говорит каждой паре, что им надо договориться о том, что и как надо сделать, либо задаёт вопрос, о чём им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу.




2) Второе направление условно посвящено самостоятельному осознанному договору пары. Воспитатель только обозначает задачу и наблюдает за тем, как пошло обсуждение. Если видит непонимание в паре, то вмешивается: «Мы обсудили – Что вам надо сделать, но не обсудили – Как. Об этом вам надо догадаться самим».

На каждом этапе взаимодействияпедагогпомогает детям с помощью вопросов, к ним есть ряд требований: все они имеют косвенную форму, главное слово «договорились».

Рефлексия каждого занятия построенного по этой технологии должна включать вопросы, направленные на понимание того, что результат достигнут благодаря тому, что они договорились и слаженно работали.

Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей. Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.

При организации подгрупповоговзаимодействия детей важно соблюдать следующие условия:

1. Учитывать интересы и возможности детей

2. Учитывать особенности состава подгруппы(разновозрастные, по половой принадлежности, по интересам)



3. Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.

4. Распределять роли между участниками подгруппы

5. Организовывать коммуникацию в подгруппе и между подгруппами

6. Анализировать способ деятельности. Итогом подгрупповой работы должна быть рефлексия деятельности.

Плюсы и минусы подгрупповой формы работы:

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
1. Повышается познавательная мотивация;                                                           2. Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; 3. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний;                                        4. Улучшается психологический климат в группе 1. Организация подгрупповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий. 2.При непродуманном комплектовании подгрупп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников. 3. Разделение на подгруппы может проходить непросто, даже драматично. 4. В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого.

 

Объединение на подгруппы – это важный момент в организации работы. Способов объединения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в подгруппе, и на какой результат эта подгруппа выйдет.



Варианты комплектованияподгрупп:

1. По желанию. Объединение в подгруппы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование подгруппы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

• Разделитесь на группы по…человек.      • Разделитесь на….равные группы.

2. Случайным образом. Подгруппа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой подгруппе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Способы формирования «случайной» подгруппы: жребий ; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине группы) и др.

3. По определенному признаку. Такой признак задается либо педагогом, либо любым ребенком. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная, по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые, по цвету носочков и так далее.

4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться педагогом(в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ребенок, либо выбираться детьми. Формирование подгрупп осуществляется самими «лидерами».

5. По выбору педагога. В этом случае педагог создает подгруппы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить детей с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

  

В процессе совместной деятельности в течение дня, педагог, работающий с малыми группами, выполняет разные функции:

ü Он может контролировать

ü Организовывать

ü Оценивать работу детей

ü Участвовать в работе группы

ü Предлагать варианты решений

ü Выступать в роли наставника, источника информации

Принципы выбора заданий для подгрупповой работы:

1.Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов подгруппы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. (требующие большого объема работы, разнообразных знаний и умений, задание на развитие творческого мышления, требующие принятия решений).

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

 

Возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которой они смогут контролировать себя и провести рефлексию.

Ø Работать дружно

Ø Работать по алгоритму, по плану;

Ø Своевременно выполнять задание, следить за временем;

Ø Качественно выполнять задание (аккуратно, без ошибок);

Ø Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.

В подгрупповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе,пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от педагога терпения и кропотливой работы.

 



2




Сейчас читают про: