Содержание способов организации сотрудничества предлагается детям наглядно на картах — схемах, которые можно придумать и создать самим или заимствовать у Римашевской Л.С

Консультация для педагогов

«Теоретические основы технологии сотрудничества. Организация групповой и парной работы дошкольников образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

              1 часть. Теоретические основы технологии сотрудничества.

Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую», технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии, как их часть.

Основатели технологии сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Римашевская Лариса Сергеевна.

Римашевская Л.С. рассматривает технологию развития сотрудничества у дошкольников как трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей, детей друг с другом

Цель использования технологии сотрудничества: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. Приоритет личностных отношений. Индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.

Принципы и методы педагогики сотрудничества:

· Увлеченность ребят яркой, интересной и перспективной совместной деятельности;

· Определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности; 

· Общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребенка, как сотрудников, а не как ведущих и ведомых; 

  • Уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

 

Этапы развития технологии сотрудничества

1 этап: должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого. Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

· умение организовывать такие формы работы с детьми, которые бы максимально обеспечили поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей друг с другом;

· ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;

· проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;

· демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;

· непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

Данную работу Римашевская Л.С. рекомендует начинать со второго полугодия в младших группах, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых).

2 этап. Данный этап (с детьми старшего дошкольного возраста) заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.  Продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества. Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.Детские объединения создаются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человек.

Содержание способов организации сотрудничества предлагается детям наглядно на картах — схемах, которые можно придумать и создать самим или заимствовать у Римашевской Л.С.

3 этап (с детьми седьмого года жизни) должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного взаимодействия детей в паре и группе о предмете и способе деятельности. Успешной реализации этой задачи способствует соответствующее содержание, включение разнообразных заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения.

                                                          3 ступени

Прежде чем требовать от детей проявления согласованности, доброжелательности друг к другу, применения умений договариваться между собой, нам, взрослым, необходимо познакомиться с возможными вариантами распределения действий между собой. Модель состоит из 3 ступеней, на каждой из которых происходит освоение детьми определенной модели сотрудничества.

1).Совместно-индивидуальная моде ль (начинается со второго полугодия во второй младшей группе) сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе из 3 человек, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

2).Совместно-последовательная модель (средняя группа) сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. Форма совместной деятельности — в микрогруппах по 2 — 3 человека.

3).Совместно-взаимодействующая модель (старшие группы) сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

Примеры:  1.«Волшебный ковёр-самолёт» (образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений): Дети разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается карточка с изображением модели ковра-самолёта, на которой изображена уменьшенная модель-схема с расположенными геометрическими фигурами. Ковёр-самолёт взлетит только тогда, если будет соответствовать схеме. Детям предлагается: 1 ребёнок определяет. Какие фигуры (форма, цвет) и сколько их необходимо для составления ковра. 2-й ребёнок отсчитывает названное количество фигур. 3-й ребёнок располагает их на большом листе. И затем предлагается совместно проверить правильность выполнения задания.   

2. При подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети будут трудиться с удовольствием. Во время работы и м м о ж н о общаться, помогать друг другу, радоваться полученному результату. Особенное удовольствие детям доставит осознание результата. Когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предложат их соединить в одну большую.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

1.На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя:

– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения)

– регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;

– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).

Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

2.Второй этап – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.

1). работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).

2). деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

3. Третий этап: непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

4. Четвертый этап: организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки. Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.

Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения следующим образом: т.е, определять области своего знания, и незнания; видеть в своем незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.

В процессе ОД, дошкольники обучаются и другим видам оценки:

1.Перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.

2.После выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжёлой).

3.В конце ОД обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).

4.И проводится общая итоговая оценка где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.

 

2.часть.Организация групповой и парной работы дошкольников образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

   Умение взаимодействовать в паре - одно из важнейших.

Системообразующим фактором в работе в парах является умение договариваться о предмете и способе деятельности, другими словами «Что делать?» и «Как делать?». Это умение формируется в течение всего дошкольного детства в несколько этапов. Работу в парах начинаем практиковать со средней группы, естественно при непосредственном руководстве взрослого.

1 этап: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ О ПРЕДМЕТЕ И СПОСОБЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ опыт работы в паре под руководством взрослого (проверка с опорой на карту)

Рассмотрим основные шаги алгоритма организации взаимодействия в модели «Действующий (Д.)– проверяющий (П)», она реализуется с детьми всех возрастов.

1. Дети разбиваются на пары либо по желанию, что часто целесообразно с педагогической точки зрения, либо разбивает на пары педагог, но не прямым указанием, а в косвенной форме (на 1,2 рассчитайся, соединить фигуру, найти пару), затем по жребию.

2. Как говорилось ранее, педагог озвучивает задание «Действующему» в присутствии «Проверяющего».

3. «Д» выполняет задание, «П» наблюдает, затем проверяет, указывает на ошибки, «Д» их исправляет, «П» сообщает о выполнении задания.

4.Меняются ролями, выполняют аналогичное задание по алгоритму (сейчас или в другой раз).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: