double arrow

Вера в Бога и бессмертие.

Рагин говорит о том, что бессмертия нет так, словно это неопровержимый факт, однако никто опытным путём не доказал ни того, ни другого: в бессмертие или в его отсутствие можно только верить. Зато Рагин верит в абсолютную силу человеческого ума, хотя это тоже спорный факт: есть много в жизни такого, перед чем бессилен даже совершенный человеческий ум.

Доктор Рагин не верит в бессмертие, но считает, что страдания полезны, они возвышают душу. Размышляя наедине с собой, он приходит к выводу: «страдания ведут человека к совершенству, почему же не поболеть какому-нибудь Андрею Ефимычу или Матрене Савишне, жизнь которых бессодержательна и была бы совершенно пуста и похожа на жизнь амёбы, если бы не страдания?».

А зачем страдать ради совершенствования, если конец один как для «совершенных», так и для «несовершенных»: все умрём рано или поздно! Тем более надо облегчать страдания человеку: он и так настрадается, бедный, умирая. Совершенствование и страдание имеет смысл только тогда, когда есть бессмертие.

Антон Павлович понимал, что его герой запутался в лабиринтах своей теории (как и Раскольников), и, видимо, хотел, чтобы и читатели это заметили. Но своей позиции он, как и всегда, не высказал прямо.

Вот, что записано в его личном дневнике: «Человек должен верить, или искать веры, иначе жизнь его пуста».

Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшему дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан.

Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей судьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру.

Автором хорошо показано, что по-настоящему умных, честных людей нередко считают сумасшедшими, пошлость же, воровство, презрение к страданиям других возводится в ранг добродетели.

 

Название повести символично. ПАЛАТА №6 – ЭТО ОБРАЗ ПАТОЛОГИИ ОБЩЕСТВА, ЕГО РЕАЛЬНОЕ, НЕПРИГЛЯДНОЕ ЛИЦО. ЭТО МРАК, НА КОТОРЫЙ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА ОДНИ И В КОТОРОМ БЕСПОМОЩНО СТРАДАЮТ ДРУГИЕ.

Домашнее задание:

Ребята, посмотрите разговор «умных дядек» программы «Игра в бисер». Впрочем, если совсем не хотите, можете не смотреть.

 Ответьте мне на вопросы:

1. Понравилась ли вам повесть? Возникли ли у вас какие-нибудь мысли по поводу прочитанного?

2. Идеологический спор Рагина и Громова: с кем и в чем вы согласны и с кем и в чем вы не согласны.

 

Мне очень хочется, чтобы вы высказали свои впечатления, какими бы они ни были.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: