Лекция 4. Педагогика идеала

Задание для студентов 2 курса ФЛиМК

на 19 марта 2020 года:

 

1. Прочитать материал лекции № 4 и проработать его. Письменно ответить на контрольные вопросы в тетрадях по курсу «Педагогическая антропология».

2. После проработки лекции заполнить в тетради таблицу типов педагогической деятельности по схеме:

Тип педагогической деятельности Ученик на входе Ученик на выходе Мотивация и цели ученика Учитель Ответственность учителя Школа Фактор содержания образования
Педагогика идеала              
Элитарная педагогика              
Эгалитарная педагогика              

 

3. Выполненную письменную работу представить на проверку преподавателю после выхода на занятия.

Лекция 4. Педагогика идеала

(как из подмастерья сделать мастера или как управлять процессом профессионализации)

 

Качество Мастера не определяется размерами толпы его учеников.

(Р.Бах «Иллюзии»)

 

Педагогика идеала, как и предыдущая технология, тесно связана с культурой. Вместе с тем, для педагогики культуры культура есть рамка, а сама педагогика возникает как средство и условие трансляции и реализации культуры. Вне культуры определенного типа эта технология невозможна. В педагогике же идеала сама педагогика выступает в качестве порождающей рамки по отношению к культуре. Культура находится внутри этой рамки, она есть то, что остается от педагогики идеала в виде некоторого материала, который транслируется и реализуется. Если из педагогики идеала ничего не попадает в культуру, значит, она не состоялась.

Технология педагогики идеала является очень древней, неизменной и консервативной. Схема педагогики идеала требует особого внимания к содержанию в отличие от формы. В ней особое значение отводится феноменологии (как собранию феноменов). Феноменальным в этой педагогике является уже тот факт, что с педагогикой культуры сталкивается очень много людей, а попадание человека в педагогику идеала - исключительное явление.

Технология педагогики идеала возникает тогда, когда осуществляемая человеком деятельность заведомо шире языка и категориального аппарата, с помощью которого человек мыслит эту деятельность и свое собственное мышление. То есть речь идет о ситуации, когда человек делает что-то такое, механизм и схему чего не понимает, когда способ мышления и реализуемый им способ действия не до конца описан, простроен и оформлен в его мышлении и понимании. Особенно дело осложняется в том случае, если эту деятельность необходимо передать другому, научить его. В этом случае приходится задумываться о том, как то, чего я сам не очень знаю и понимаю, передать ученику. Это означает, что, прежде чем что-то передать другому, все внимание учителя должно быть сосредоточено уже не на изготовлении продукта и получении результата, а на средствах получения результата и собственном мышлении об этом. Но как только это происходит, человек перестает заниматься прежним делом, а также перестает мыслить так, как он мыслил раньше, так как теперь ему приходится размышлять о собственном мышлении.

Таким образом, схема технологии педагогики идеала задается наличием двух позиций:

1) позиционер № 1 (учитель), осуществляющий некоторые действия с помощью общего набора средств и методов;

2) позиционер № 2 (методолог), размышляющий об этой деятельности, которая реализуется первым позиционером.

Таким образом, чтобы схема работала, необходимо, чтобы человек из позиции № 1, которая задается одним типом мышления и деятельности, перешел в позицию № 2, где предметом работы становится само мышление и средства деятельности. Значит, чтобы обучение было возможным, мастер, который умеет нечто делать (пишет картины, музыку, конструирует самолеты и т.д.), должен перестать этим заниматься и стать методологом, предметом работы которого является эта сложная деятельность. Однако, сделав объектом своей собственной деятельности и мышления другую деятельность, методолог тоже не может передать ученику то, что не мог передать сам учитель, так как оказывается в еще более сложной ситуации, ради которой он вышел из первой позиции. Поэтому первых двух позиций оказывается недостаточно. Возникает необходимость в третьей позиции, в которой позиционер № 3 (дидакт) уже не ставит себе задачей изучение мышления и деятельности первого позиционера, а получает от методолога содержание в виде оформленного мышления и технологизированной деятельности, которые он должен оформить в дидактическое содержание. Только после дидактического оформления это содержание может быть передано учителю для обучения ученика (схема 1).

В таком случае исчезает необходимость, чтобы учитель и мастер, осуществляющий сложную деятельность, становились одним и тем же лицом. Эти люди могут быть разными: один делает работу, другой учит, как ее делать, при этом не умея делать то, чему учит других. Так возникает дидактика в современном варианте, но так исчезает педагогика идеала, в которой нет деления на три позиции, так как если есть мастер, который умеет делать что-то такое, чего не умеют другие (и выполняет это с помощью сложных средств), то чтобы заняться дидактическим изучением и оформлением его деятельности, необходимо много лет интеллектуальных усилий. А это порой превышает возможности жизни и деятельности самого мастера. Для устранения и преодоления этого затруднения и возникает технология передачи способов мышления и деятельности «из рук в руки», не дожидаясь их дидактического оформления.

Таким образом, педагогика идеала возникает тогда, когда работа позиций № 2 и № 3 не проделана или не может быть осуществлена, когда существует граница между этими деятельностями. Но граница не жесткая, а такая, что каждый, кто серьезно хочет овладеть способом мышления и деятельности учителя (стать учеником), должен эту работу проделать самостоятельно. Поэтому в педагогике идеала всю методологическую и дидактическую работу по выделению, оформлению и усвоению содержания производит не учитель, а ученик. Понятно, что в этом случае нет никаких гарантий относительно того, что человек чему-то научится.

 Вопрос об ученике в педагогике идеала, как и начало этой технологии, остается неизвестным явлением, непостижимым, феноменальным. Трудно понять, откуда у ученика берется видение того, что у этого человека можно чему-то научиться, откуда берется у него желание, инициатива? Можно лишь предположить, что ученик идеализирует своего учителя и его дело. Он как бы очаровывается учителем, и тот приобретает для него особый, порой сакральный характер, начинает выступать как сверхчеловек. Именно через такую идеализацию определенные деятельности и люди приобретают сверхценность, идеализация делает их источником и ядром организации педагогики идеала. Вне контекста очарования и идеализации мастера и его дела пройти такой путь ученичества просто невозможно.

Такая педагогика возникает вокруг выдающихся художников, ученых, конструкторов, врачей и т.д. Поэтому технология педагогики идеала годится только для передачи очень сложных видов мышления и деятельности. И передача происходит практически в неизменном виде много лет, тем самым обеспечивая таинственную притягательность учения и воспроизводя последователей. Она позволяет передавать от учителя к ученику сложнейшие виды деятельности и мышления, а ученику достигать очень высокого уровня мастерства. Но как только проделывается педагогическая работа по дидактическому оформлению этой деятельности, педагогика идеала исчезает, уровень обученности и мастерства становится массовым.

Учитель в педагогике идеала не контролирует движения учеников, не отвечает за то, что они поняли, освоили, придумали. Они движутся сами, а он отвечает только за свою работу и ту, которую ученики делают по его заданию. Поэтому, с одной стороны, учитель не отвечает за обучение учеников, за их понимание, продвижение; а с другой – он, тем не менее, постоянно оценивает их работу и этим не прямо корректирует самодвижение учеников, не понимая, при этом, как оно происходит. За счет оценивания, за счет окриков, ругательств, оплеух движение учеников все же происходит, причем не столь незаметное. Но так как учитель не понимает это движение, то у него есть единственный способ направления и отслеживания его – формировать учеников по образу своему и подобию. В этом случае ученик становится точной копией своего учителя, что чревато разными последствиями: учитель живет в одно время, он уже старый, а ученик – молодой, точная его копия, живет совсем в другое время. И если он не адаптируется в новой ситуации, его уничтожат, тем самым прекращая существование школы.

В этом парадокс данной технологии: без копирования нет трансляции и передачи сложного мастерства и сложного знания, а полное копирование закрывает путь для трансляции, поскольку необходимо приспосабливаться к новым ситуациям. С одной стороны, ученик копирует учителя, а с другой – такая копия становится нежизнеспособной или даже разрушительной в новых ситуациях. Не происходит развития дела учителя, а происходит мертвое воспроизводство. Поэтому развитие деятельности и мышления в таких сложных видах происходит не через лучших учеников, а через еретиков, которые от учителя уходят или он сам их выгоняет, поскольку не способен уже понять их развитие. Как правило, это случается на излете карьеры учителя, когда терпимый учитель позволяет своим ученикам уходить, а нетерпимый их выгоняет. За счет этих выгнанных и осуществляется развитие той школы, того типа мышления и деятельности, которая обеспечивает трансляцию технологии идеала.

Таким образом, педагогику идеала можно сформулировать в виде принципов:

1) Учитель всегда прав.

2) Если учитель не прав, смотри первый принцип.

3) Если первый и второй принципы не выполняются, становись сам учителем, ты уже не можешь быть учеником.

Примечание: пункт невыполним, т.к. смотри пункт первый.

Эти принципы задают весь механизм педагогики идеала. Кроме того, педагогика идеала обеспечивает учителю определенного рода бессмертие, что достигается благодаря ученикам, но в первую очередь – еретикам. Еретики – это люди, нарушающие первый принцип и утверждающие свою правду, которая заключается в том, что они оказываются правы в последующей после смерти учителя ситуации. И поскольку они только нарушают, а не отказываются от этого принципа, то выживают в новой ситуации, несут в себе и представляют собой школу и мастерство своего учителя. А пришедших к ним учеников учат именем своего Учителя.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает слово “идеал” в педагогике идеала?

2. Каковы основные позиции учителя в технологии педагогики идеала?

3. Каким образом в педагогике идеала может проходить оценивание учителем работы учеников?

4. Как в педагогике идеала может быть разрешено противоречие между необходимостью копирования деятельности учителя и тем, что копирование закрывает путь к мастерству?

5. Назовите основные принципы организации технологии педагогики идеала.

6. Как вы понимаете смысл первого принципа: «Учитель всегда прав»?

7. В чем феноменальность технологии педагогики идеала?

8. Покажите на культурно-исторических примерах реализацию технологии педагогики идеала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: