Ход занятия
I. Проверка домашнего задания.
1. Развернутые ответы на вопросы по теме лекции:
1). Историко-культурные особенности второй половины XX века.
2). Развитие литература этого периода. Новые тенденции в литературе.
А). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.
Б). Художественное воплощение революционного пути народа.
В). Освоение современной действительности. Тема творческого труда.
2. Подготовить рефераты по следующим темам:
1). «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений.
2). «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни.
3). Драматургия. Нравственная проблематика пьес. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.
II. Работа над темой занятия.
Лекция.
План.
1. Особенности творчества «поэтов военного призыва» и молодых поэтов.
2. Поэзия народов Советского Союза.
Особенности творчества «поэтов военного призыва» и молодых поэтов.
|
|
Как и для прозаиков, война надолго осталась ведущей темой в творческих исканиях поэтов. Жестокая память войны была острой и жгучей в сердцах людей. Ведь и после ее окончания страну ожидали немалые трудности. Это сложное нравственно-эмоциональное состояние современников передавала лирическая поэзия.
Первые послевоенные стихотворения и поэмы выражают не столько индивидуально неповторимые мироощущения людей, сколько общее, свойственное всему народу:
Через горе, слезы, через беды,
Через дни в свинцовой душной мгле
Видели, как ты идешь, Победа,
По родной обугленной земле.
Проходи, в цветах, венках и флагах,
Мы — твои, великая, твои,
Так же, как поила нас отвагой,
Радостью священной напои!
(А. Прокофьев)
Образ Родины, ее суровой судьбы становится центральным в творчестве поэтов. Этот образ вбирал раздумья поэтов над прошлым, настоящим и будущим. Даже проблемы личного характера героев решались в свете общих задач и общей судьбы. В послевоенные годы были созданы такие проникновенные эпические и лирические произведения, как поэмы «Дом у дороги» А. Твардовского, «Возвращение», «Сад», «Нынче удались цветы повсюду...» А. Прокофьева, стихотворения «Я убит подо Ржевом», «О Родине» Твардовского, «Дорогая моя...» А. Суркова, «Вернулись мы с полей войны...» Н. Рыленкова, песни М. Исаковского «Летят перелетные птицы» и А. Фатьянова «Где же вы, друзья-однополчане» и др.
Послевоенная лирика характеризуется активной творческой деятельностью поэтов «военного призыва» — С. Орлова, С. Наровчатова, М. Дудина, Ю. Друниной, С. Гудзенко, Е. Винокурова, М. Луконина, А. Межирова. Очень разные по темпераменту, поэтическому почерку, поэты с большой искренностью и эмоциональностью запечатлели в своих стихах и поэмах духовный облик поколения советских людей, сформировавшийся в жестоких испытаниях. Образ солдата, воина, защитника в их произведениях зачастую приобретает символическое значение — как воплощение мужества, бескорыстия, верности долгу.
|
|
Широко известное стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной...» своими по-былинному раздольными, эпически-монументальными образами и ритмом утверждает бессмертие и величие солдатского подвига, завещает будущим поколениям хранить в памяти тех, кто отдал свою жизнь «ради жизни на земле»:
Его зарыли в шар земной, На рыжих скатах тучи спят,
А был он лишь солдат, Метелицы метут,
Всего, друзья, солдат простой, Грома тяжелые гремят,
Без званий и наград. Ветра разбег берут.
Ему как мавзолей земля — Давным-давно окончен бой...
На миллион веков, Руками всех друзей
И Млечные Пути пылят Положен парень в шар земной,
Вокруг него с боков. Как будто в мавзолей...
Изображение войны диктовало поэтам и особые художественные средства поэтической выразительности. С. Орлов полемически писал: «Я, может быть, какой-нибудь эпитет, и тот нашел в воронке под огнем». Так мог бы сказать каждый из них.
Одним из поэтов «военного поколения», обращающихся к теме войны, является Александр Межиров. Его герой — рядовой участник великих событий — предстает в атмосфере трудных и суровых будней войны, солдатского фронтового быта. Принявший боевое крещение на синявинских болотах и ладожском льду под Ленинградом, он проходит фронтовыми дорогами как терпеливый, выносливый и чуткий к горю и радостям солдат, в памяти которого отпечатываются переживания народа:
У меня в зрачках
черный ладожский лед,
Ленинградские дети
лежат на нем.
Война во всех ее деталях, чувство солдатского долга стали для героя Межирова своеобразным камертоном всех дальнейших раздумий о жизни. Послевоенные его стихи несут на себе печать тех огненных лет. Стихотворение «Возраст» точно передает эту особенность поэта:
Наша разница в возрасте невелика,
Полдесятка не будет годов.
Но во мне ты недаром узрел старика,—
Я с тобой согласиться готов.
И жестокость наивной твоей правоты
Я тебе не поставлю в вину, —
Потому что действительно старше, чем ты,
На Отечественную войну.
Жестокая память в стихах Межирова не просто память, но и совесть, мера чести, твердость духа, истинная человечность.
Внутренний драматизм послевоенной лирики был обусловлен не только переживаниями народа в военные годы, но и возрастающей тревогой о будущем, остро развернувшейся борьбой за мир.
В поэмах А. Недогонова «Флаг над сельсоветом» и М. Луконина «Рабочий день» нашла отражение мирная жизнь страны. Эти поэмы были, по существу, первыми эпическими произведениями, в которых поэтизировался труд и трудовой энтузиазм людей в мирных условиях. Оба произведения достоверно передавали приметы времени, послевоенного быта в картинах сельского и заводского труда. В поэме «Рабочий день» немало места уделено даже описанию производственного процесса. Однако авторы преодолели увлечение «производственностыо», свойственное многим писателям той поры. В центре их внимания судьбы людей, испытавших радости и трудности переходного от войны к миру времени. М. Луконин внимательно прослеживает формирование трудовой нравственности рабочего паренька, слесаря; А. Недогонова интересует психологическое состояние человека, вернувшегося к мирному труду. Таков образ солдата-колхозника Андрея Дубкова, с честью прошедшего фронт, но нелегко приобщающегося к новой действительности. Труд героев раскрывается в поэме как чудо, счастье, смысл человеческой жизни. Плоды этого труда осмысляются поэтом в социально-нравственном плане;
|
|
Вестовым колхозной пашни,
витязем земной молвы
встань, родная рожь, у башни —
у высокой Спасской башни —
вровень с временем Москвы!
Из поэтов старшего поколения активные творческие поиски в 50-е годы вели Н. Заболоцкий, В. Луговской, Н. Асеев, А. Ахматова.
Николай Заболоцкий — один из ярких представителей философской лирики. Его поэзия связана с традициями Баратынского и Тютчева, поэта волновали такие проблемы, как человек и природа, жизнь и смерть, естественный мир и цивилизация («Лодейников», «Голубиная книга», «Метаморфозы», «Осень», «Седов» и др.). Для послевоенной лирики Заболоцкого характерно углубление социальной мысли, острое ощущение истории, глубокий взгляд на человека. Поэт все чаще обращается к социально-нравственной проблематике. Он видит подлинную красоту и гармонию в человеке, подчиняющем себе стихию природы («О красоте человеческих лиц», «Старая актриса», «Возвращение с работы», «Некрасивая девочка»). Природа в его стихах — соучастник человеческих дел и стремлений, человек чувствует свое единение с ней. В таких лирических произведениях, как «Уступи мне, скворец, уголок», «Журавли», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...», Н. Заболоцкий сумел передать душевные качества современника, щедрость его чувства и благородство эмоций:
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
А весна хороша, хороша!
Охватила всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
В отличие от Н. Заболоцкого поэзия В. Луговского ярко романтического склада. Первые его произведения («Песня о ветре», «Курсантская венгерка» и др.), опубликованные в 20-е годы, передавали романтику революции, жажду подвига. В 30-е годы В. Луговской создает героико-патетическую книгу стихов «Большевикам пустыни и весны» о социалистических преобразованиях в Средней Азии. В послевоенные годы он работал над лирико-философской эпопеей «Середина века», представляющей собой цикл поэм, осмысляющих облик XX века и судьбу революционной России. В эти же годы поэт выпустил сборники лирических стихов: «Солнцеворот» и «Синяя весна».
|
|
Современная эпоха предстает в них как неуклонное движение истории. Автор как бы соединяет прошлое и день сегодняшний, личную судьбу поэта и судьбу поколения. В поэтической трактовке вечной темы жизни и смерти подчеркнута социально-историческая обусловленность нравственной сущности человека. Полнота ощущения жизни в ее противоречиях, напряженные поиски истины — характерные черты героя «Синей весны» и «Солнцеворота». Более эмоционально богатым стал и образ Родины. Романтический слог поэта органически соединил и лирико-раздумчивые интонации, и народно-песенную образность:
Над необъятной Русью Заря огнем холодным
С озерами на дне Позолотила их.
Загоготали гуси Летят они свободно,
В зеленой вышине. Как старый русский стих.
Изменения в общественной жизни страны второй половины 50—70-х год ов глубоко отразились в поэзии. Настало время широко осмыслить современность в свете великих исторических событий прошлого (Октябрьская революция и Великая Отечественная война). Лирические книги А. Твардовского «Послевоенные стихи», В. Луговского «Солнцеворот» и «Синяя весна», Я. Смелякова «Разговор о главном», А. Прокофьева «Приглашение к путешествию», Н. Асеева «Лад», Н. Рыленкова «Корни и листья», А. Яшина «Совесть» и др. стали новым словом и в творчестве этих поэтов, и в развитии поэзии в целом.
Повышенные критерии моральной требовательности к людям, пристальное внимание к духовным поискам современника, активная борьба против схематизма и поэтического шаблона — наиболее характерные черты многих поэтических сборников 50—70-х годов. Определяющей тональностью этих книг являются раздумье, художественный анализ прошлого и настоящего. Большое место в творчестве поэтов заняла тема ответственности художника перед временем.
Для А. Прокофьева, поэта щедрого дарования, тема Родины всегда была главной и всеобъемлющей. Если в 20—30-е годы поэт воспевал чарующие краски Севера, родной Ладоги, если в военные и послевоенные годы образ России предстал в его стихах и поэмах как символ вечной молодости, мужества и стойкости, то в книге «Приглашение к путешествию», удостоенной Ленинской премии, и в последующих сборниках этот образ значительно обогатился. Прокофьевский образ России не только романтически возвышен и многоцветен — он несет в себе черты эпической монументальности;
Будто в поле вышла мать,
Скорбя о детях,
Будто вышла их искать,
А в поле ветер
Дороги метит
Огнем.
Прильнем
К земле, седой от пепла,
Чтоб жгуче в сердце скорбь окрепла.
Не будем чуда ждать...
А мать —
Зимою в снегах,
Летом в цветах, —
В веках,
В веках!
Ветер звенит в венках...
(«Памятник»)
Самобытный поэтический стиль А. Прокофьева восходит к народно-песенной и былинной образности, к интонациям русской частушки.
Плодотворно развивалось творчество и других поэтов старшего поколения.
Ярослава Смелякова часто называют поэтом рабочей темы. Действительно, в его творчестве эта тема является ведущей и разработка ее носит социально-философский характер.
Духовный мир человека труда — рабочего-строителя, шахтера, железнодорожника, доменщика и т. п. — в центре внимания поэта. Он создает образ Человека, осознающего свою роль создателя основных ценностей на земле, преобразователя. В книгах Я. Смелякова 50—60-х годов («Разговор о главном», «День России», «Декабрь» и др.) рабочая тема углубляется. Автора интересуют вопросы истинной и мнимой ценности человеческой личности, преемственности поколений, исторических судеб Родины («Земля», «Мое поколение», «Старики», «Первая получка», «Разговор о главном», «Командармы гражданской войны» и др.).
Я. Смеляков — поэт открытого гражданского пафоса. Ему дороги идеалы рабочего человека, и он выражает и защищает их с полемической прямотой и откровенностью. «Мои стихи,— писал он, — совершенно не годятся для литературных салонов и не рассчитаны на любителей изысканных пустяков». Его строгая и сдержанная любовь к людям труда удивительно чутка и нежна.
Я. Смеляков — строгий и взыскательный мастер, его стих, лишенный внешнего, формального украшательства, чеканен и образно емок. Вот, например, строки о командармах гражданской войны:
В петлицах шпалы боевые
За легендарные дела.
По этим шпалам вся Россия,
Как поезд, медленно прошла.
Если воспользоваться старинным разделением лирики на поэзию мысли и поэзию сердца и применить его к творчеству таких поэтов, как Л. Мартынов и Н. Рыленков, то можно сказать, что стихам Мартынова свойственна в первую очередь мысль, а стихам Рыленкова — чувство. У каждого из них склонность к философским раздумьям проявилась уже в ранних стихах.
Поэтическая культура Л. Мартынова идет от классической литературы. Подчеркнутая аналитичность, акцентировка мысли — особенность его поэзии. В то же время поэт умеет найти острый неожиданный и смелый поворот мысли, создать свежий поэтический образ. Таково стихотворение «Вода»:
Ей Ей
Не хватало Не хватало быть волнистой,
Ивы, тала Ей не хватало течь везде.
И горечи цветущих лоз, Ей жизни не хватало —
Ей Чистой,
Водорослей не хватало Дистиллированной
И рыбы, жирной от стрекоз. Воде!
Философский подтекст стихотворения придает образам и мыслям поэта многомерность.
Книга Л. Мартынова «Первородство» насыщена раздумьями автора о времени, о людях, о будущем. Особенно его интересуют черты интеллекта человека, устремленного в будущее. Поэта волнуют самые различные темы: научные открытия и технический прогресс, историческое прошлое и мещанская психология, борьба за мир, человеческие радости и огорчения. Стихи Л. Мартынова — это высокая поэзия мысли, рожденная его страстным желанием воспеть человека-творца, строителя нового мира.
Лирике Н. Рыленкова свойственны ровные интонации, элегические раздумья, внимание к житейским подробностям быта. Поэт хорошо знает психологию крестьянина-труженика, тонко чувствует родную природу. Его поэзия близка традициям Кольцова и Некрасова. Поэту чужды ложный пафос глубокомыслия, усложненная метафоричность.
Наиболее характерными книгами Н. Рыленкова являются сборники «Жажда» и «Корни и листья». По сравнению с предшествующими стихами здесь углубляется аналитическая мысль поэта, усиливается его гуманистическая направленность. Внимательным, любовным отношением к человеку и его труду проникнута лирическая поэзия Н. Рыленкова. Великолепны по глубине и поэтическому мастерству такие стихотворения, как «Осенние октавы», «Журавли еще в полночь весну принесли», «Вьется пух тополиный» и др. Его стихи утверждают не абстрактные, а социально определенные идеалы добра и зла. Они пробуждают чувство любви и восхищения людьми, создающими материальные и духовные ценности.
Углубление социально-нравственной и философской проблематики произведений свойственно и поэтам «послевоенного призыва». Из поэтов, активно вступивших в литературу в первые послевоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую известность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, С. Наровчатов, М. Дудин, Ю. Друнина, С. Викулов, Е. Винокуров и др. Жизненный и поэтический опыт их различен. В лирику С. Орлова и Ю. Друниной надолго вошел образ солдата Великой Отечественной войны, воплощающий идеал подлинного человека, его стойкости, веры, мужества и чуткости. И это определило особую нравственную атмосферу их стихов. В. Солоухина и Е. Винокурова волнуют более общие вопросы бытия. Поэтому понятно тяготение поэтов к лирике прямых философских раздумий. Таковы книги стихов В. Солоухина «Как выпить солнце» (1961) и Е. Винокурова «Слово» (1962).
Для Е. Винокурова характерно стремление к философскому осмыслению вековых проблем мира и человека. Подобно Н. Заболоцкому и Л. Мартынову, поэта интересует интеллектуальный облик современника. Процесс познания человеком мира через слово, музыку, живопись — одна из главных тем его лирики. Лирическая миниатюра и стихи-размышления — излюбленные поэтические формы Е. Винокурова. Поэт умело сочетает философскую проблематику с социальной мыслью (« Балы», «Не мучимый ни болями, ни страхами», «Пещерный человек учился рисовать...», «Небо»).
Взволнованно, эмоционально ярко и четко по мысли утверждает в своей поэзии идеалы нового мира и нового человека Василий Федоров.
Достались мне крепкие руки бойца
И сердце сестры милосердной —
эти строки поэта можно было бы поставить в качестве эпиграфа ко всему его творчеству.
Понимание сложности и противоречий эпохи, целеустремленность и активность в борьбе за передовые ее идеалы составляют социально-нравственную основу его поэзии.
В. Федоров умеет передать и радость творческого труда, и красоту земли, и тяжесть людских «болей, бед и обид». Он воспевает красоту человека, его подвига, его гражданской совести.
Поэт утверждает идеи добра и красоты не отвлеченно, осуждает не абстрактное зло, а его конкретно-социальные проявления: мещанство, карьеризм, подхалимство («Рабская кровь», «Корни», «Полынь-трава»).
В лирических книгах В. Федорова «Не левее сердца», «Лирика», «Книга любви», «Третьи петухи», «Как цветы на заре» воспевание красоты мира, земных радостей, полноты бытия и человеческого счастья не отделено от осознания трудностей эпохи, нелегкого исторического пути Родины:
Наше время такое: Нам до ста
Живем от борьбы до борьбы. Не придется дожить,
Мы не знаем покоя: Значит, было не просто
То в поту, В мире
То в крови наши лбы. Первыми быть.
Ну, а если
В поэтических образах В. Федорова чувствуется пульс сердца чуткого певца трудового человека и мужественного борца:
Мы — как мечи,
А создается меч
Меж молотом,
Огнем
И наковальней.
50—70-е годы ознаменовались появлением большой плеяды молодых поэтов. Они входили в поэзию по-разному: одни — шумно и энергично, другие — спокойно, несуетливо. Среди них уже к началу 60-х годов приобрели известность такие поэты, как В. Соколов, Е. Евтушенко, В. Цыбин, В. Фирсов, А. Вознесенский, Н. Рубцов, В. Сорокин, Р. Рождественский, Н. Тряпкин, Е. Исаев и др.
Для Е. Евтушенко, выступившего в поэзии в 50-е годы, характерен интерес к острым социальным темам. Отмечая отрицательные явления в нашей жизни, поэт высмеивал мещанство, бюрократизм, догматическое мышление, но позитивная программа автора часто была нечеткой, а идеалы добра и зла в его лирике порой выглядели абстрактно.
Со временем поэт преодолевал эти недостатки. Глубокое осмысление современной действительности составляет основу его лирики (стихи о Севере и др.). Почти с репортерской точностью передает он свои впечатления в стихотворениях, рассказывающих о поездках во Францию, на Кубу и в другие страны. Анализ социальных противоречий буржуазного мира отличает его произведения, посвященные современной Америке. Много стихов Е. Евтушенко посвящены Демократической Республике Вьетнам. Стремление автора запечатлеть характерный облик передового человека нашего времени проявилось в его поэмах. Наиболее известное произведение этого жанра — «Братская ГЭС». Получившая противоречивые оценки в критике, поэма стала важным этапом в творческой эволюции поэта. Е. Евтушенко является автором всем известных стихов, на которые была написана песня «Хотят ли русские войны?..»:
М. Бернесу
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны. 1961
Подобно Евтушенко, Р. Рождественского волнуют социальные проблемы. В своем творчестве поэт затрагивает прежде всего нравственные вопросы. В поисках новых форм, используя интонационный стих, Рождественский опирается на опыт открыто гражданской поэзии. Он часто обращается к форме обращений-монологов, адресованных современникам и потомкам («Письмо в тридцатый век»). В лирике Рождественского, как и других поэтов его поколения (В. Фирсов, В. Кузнецов), постоянно звучит мотив ответственности перед прошлым, перед героическими делами отцов и старших братьев, солдат Великой Отечественной войны. Поэт стремится выразить гражданственный настрой сверстников.
Баллада о красках
Был он рыжим, как из рыжиков рагу.Рыжим, словно апельсины на снегу.Мать шутила, мать веселою была: «Я от солнышка сыночка родила...»А другой был чёрным-чёрным у неё.Чёрным, будто обгоревшее смолье.Хохотала над расспросами она, говорила:«Слишком ночь была черна!..»В сорок первом, в сорок памятном году прокричали репродукторы беду.Оба сына, оба-двое, соль Земли —поклонились маме в пояс.И ушли.Довелось в бою почуять молодым рыжий бешеный огонь и черный дым, злую зелень застоявшихся полей, серый цвет прифронтовых госпиталей.Оба сына, оба-двое, два крыла, воевали до победы.Мать ждала.Не гневила, не кляла она судьбу.Похоронкаобошла её избу.Повезло ей. Привалило счастье вдруг.Повезло одной на три села вокруг.Повезло ей. Повезло ей! Повезло!— Оба сына воротилися в село.Оба сына. Оба-двое. Плоть и стать.Золотистых орденов не сосчитать.Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.Ноги целы, руки целы — что еще?Пьют зеленое вино, как повелось...У обоих изменился цвет волос.Стали волосы — смертельной белизны!Видно, много белой краскиу войны. 1972
Актуально прозвучал его романтически возвышенный скорбный «Реквием», посвященный тем, кто погиб в боях за Родину. Стиль Рождественского ораторский, трибунный.
…Разве погибнуть ты нам завещала,Родина?Жизнь обещала,любовь обещала,Родина.Разве для смерти рождаются дети,Родина?Разве хотела ты нашей смерти,Родина?..
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
Ценой завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните! 1962
Подлинным "открытием жанра" стала в те годы так называемая " авторская песня ". Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовости отодвинула ее на второй план официальной культуры, но только не в сердцах людей. Песни военных лет - самое яркое тому подтверждение. Кстати, первая "авторская песня" появилась в 1941 году ("О моем друге-художнике" М. Анчарова).
Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, А. Дулова, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, А. Якушевой и других "бардов" пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет "авторской песни" пришелся на 60-е - 70-е годы. Их социальный подтекст был понятен всем.
Важнейшее в этом ряду, бесспорно, творчество В. Высоцкого. Он стал "поэтом нового русского национализма" (П. Вайль и А. Генис). "Герой его песен противопоставляет империи свое обнаженное и болезненное национальное сознание. Высоцкий, заменивший к концу 60-х Евтушенко на посту комментатора эпохи, открывает тему гипертрофированного русизма. Антитезой обезличенной, стандартизованной империи становится специфически русская душа, которую Высоцкий описывает как сочетающую экстремальные крайности." (379,С. 290-291).
Среди поэтов 60-х - 80-х годов Высоцкий и Рубцов пользуются подлинной, не навязанной "сверху" популярностью. Существует обширнейшая библиография авторских произведений и публикаций об их жизни и творчестве, открываются все новые и новые музеи и памятники, выходят книги, газеты, альманахи, журналы, посвященные им ("Вагант" в Москве и "Николай Рубцов" в Санкт-Петербурге); живет и особое, "самодеятельное" литературоведение, создаваемое самыми настоящими "фанатами" их поэзии.
Н. Рубцов и В. Высоцкий - люди одного поколения "шестидесятников", лучшие их произведения написаны в конце 60-х годов: "Банька по-белому" (1968), "Охота на волков" (1968), "Он не вернулся из боя" (1969), "Я не люблю" (1969) - у Высоцкого и "До конца" (1968), "У размытой дороги" (1968), "Под ветвями больничных берез..." (1969), "Поезд" (1969) - у Рубцова.
В середине 60-х годов Николай Рубцов вместе со студентами-однокурсниками Литинститута ходил в Театр на Таганке. Однажды после спектакля за кулисами состоялась встреча будущих поэтов и прозаиков с актерами, в том числе и с Высоцким. Н. Рубцов любил слушать песни Владимира Семеновича, после гибели Рубцова в 1971 году в Вологде в числе личных вещей были обнаружены магнитофонные ленты с записями барда. Позже писатель Герман Александров вспоминал: "В другой раз, когда я пришел к Николаю вечером, он сидел на полу, тут же рядом стоял проигрыватель, звучали песни Высоцкого. Одну из них он проигрывал снова и снова, внимательно вслушиваясь в одни и те же слова, а потом спросил:
- Ты бы так смог?
И как бы сам себе ответил: - Я бы, наверное, нет..." (386,С. 266). Высоцкий был за пределами "советской" поэзии, Рубцов - все-таки в ней, хотя и с большими оговорками.
Одной из главных тем у В. Высоцкого была тема "маленького" человека, и социальный подтекст его лирики был во многом сходен с подобным подтекстом в поэзии Н. Рубцова. Их объединяла и общая боль, трагизм (в частности, трагический конфликт между властью и личностью), и ориентация на определенного читателя (слушателя) "из народа". "Высоцкий, - пишет В. Бондаренко, - почвенник барака, его почва - "лимита" семидесятых годов, обитатели "хрущоб", архаровцы поселков городского типа. Хоть и слабые - в отличие от крестьянских - но живые корни живого народа." (375,С. 68).
Обращение к народной жизни неизбежно приводит к фольклору. Владимир Высоцкий, опираясь на народную песню, внес в ее традиционную тематику укрупненное социальное содержание, раздвинул границы поэтического языка русской лирики, широко используя разговорную и жаргонную лексику. В. Высоцкий ввел в художественный оборот считавшиеся "непристойными" в поэзии фольклорные жанры "блатной" и "тюремной" песни, жестокого романса, создал новые их разновидности: песню-хронику, песню - ролевой монолог, песню-диалог, песню-басню. Любимыми жанрами Высоцкого стали, помимо "блатной" песни и "жестокого" романса, т.е. жанров городского фольклора, и лирическая песня, баллада, сказка. Но традиционные персонажи сказок, к примеру, Высоцкий модернизировал - Баба Яга, Змей Горыныч и др. пародировали определенные социальные явления.
Н. Рубцов обращался к "блатному" фольклору в своей ранней лирике:
Сколько водки выпито!
Сколько стекол выбито!
Сколько средств закошено!
Сколько женщин брошено!
Где-то дети плакали...
Где-то финки звякали...
Эх, сивуха сивая!
Жизнь была... красивая!
(" Праздник в поселке ")
Но в зрелом творчестве Рубцов ориентировался преимущественно на жанр "крестьянской" лирической песни и классические жанры, например, элегию.
Общим в стиле Рубцова и Высоцкого стало введение в художественный текст пословиц, поговорок, использование фольклорных эпитетов, иронии (в раннем творчестве), песенный параллелизм, а также широкое применение разговорной лексики. Но Н. Рубцов редко использовал, в отличие от В. Высоцкого, сатиру и пародию, у него не так четко выражено ролевое и авторское начало, нет такого обилия действующих лиц, как у Высоцкого, такого строфического многообразия (тут Рубцов более традиционен), совсем нет социальной фантастики.
И в поэзии Высоцкого, и в лирике Рубцова отражены определенные мифологические образы и представления, их художественному мышлению свойствен своеобразный мифологизм. Прежде всего он выразился в перенесении в текст древнейшей системы бинарных оппозиций (верх - низ, белый - черный, Запад - Восток и т.д.), а также в символичности значений многих образов их поэзии, в том числе общих. Так, корабль в стихах Высоцкого - средство переправы в иной мир; лодка у Рубцова - символ погибшей любви, несбывшихся надежд и, в конечном счете, гибели; конь у того и у другого символизирует собой трагизм времени и судьбы. Например, у Высоцкого читаем:
Но вот Судьба и Время пересели на коней,
А там - в галоп, под пули в лоб...
У Рубцова об этом сказано более мягко, элегично: "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...".
Объединяет двух поэтов и общее стремление использовать библейскую лексику и фразеологию, хотя не она определяет их стиль.
Таким образом, важными составляющими их поэтической образности являются славянская и мировая мифология и русский фольклор, но образы-символы в поэзии Высоцкого не так многочисленны и не всегда соответствуют мифологическим и фольклорным значениям, у Рубцова же они стали основой его образной системы.
2. Поэзия народов Советского Союза.
В 50—70-е годы появилось много эпических поэм. Наибольшую известность приобрели поэмы А. Твардовского «За далью — даль», В. Луговского «Середина века» (книга поэм), Я. Смелякова «Строгая любовь», Е. Исаева «Суд памяти», А. Ахматовой «Поэма без героя», В. Федорова «Проданная Венера» и «Седьмое небо», Б. Ручьева «Красное солнышко» и «Любава», М. Луконина «Признание в любви», С. Викулова «Окнами на зарю» и «Конек на крыше», В. Цыбина «Богатырь».
Послевоенная эпоха стала временем расцвета поэзии в других национальных республиках. Сейчас уже трудно себе представить советскую поэзию 50—70-х годов без замечательных стихов и поэм литовца Э. Межелайтиса, башкира М. Карима, аварца Р. Гамзатова, украинца А. Малышко, белоруса А. Кулешова, грузина И. Абашидзе, балкарца К. Кулиева, манси Ю. Шесталова и многих других поэтов — талантливых представителей поэзии народов СССР, завоевавших общесоюзное и мировое признание. Это яркие, своеобразные творческие индивидуальности. Они вносят в общесоюзную сокровищницу краски богатой поэтической культуры своих народов, обогащают ее тематически и образно-интонационно.
В эти годы по-новому раскрылся талант известных поэтов Белоруссии и Украины — А. Кулешова и А. Малышко. Их открыто гражданственная поэзия, получившая широкую известность в годы Великой Отечественной войны, в 50—60-е годы обогатилась мягкой и задушевной пейзажной и любовной лирикой. А. Кулешов и А. Малышко создали свой поэтический образ родной земли. Это степной, раздольный край с его богатыми пшеничными полями, щедрым солнцем, цветущими садами в произведениях А. Малышко и скромный, тихий белорусский пейзаж в стихах А. Кулешова. Обоих поэтов отличает обостренное чувство долга перед Отечеством, сыновняя влюбленность в свой народ. Заветная мечта их — «чтоб словом унять хотя б одну людскую боль!» (А. Кулешов).
Да, сердце, как дитя, познавшее беду:
Оно взрослеет вдруг у мира на виду,
Оно, как богатырь, встает во всем величье,
Когда Отчизны боль его на помощь кличет!
(А. Малышко)
По словам Твардовского, поэзия А. Кулешова — это «свободно текущая лирическая речь — как бы раздумье вслух, — так она экономна в словах, классически подтянута, дисциплинированна без напряженности, строга без сухости и прозрачна, хоть и достаточно сложна». То же самое мы сможем сказать и о лирике А. Малышко.
Иные поэтические поиски характеризуют поэзию литовского поэта Межелайтиса. Его книга стихов «Человек» стала крупным поэтическим явлением послевоенной литературы. Человек Межелайтиса в центре всего сущего. Он прошел долгий исторический путь, теперь он на вершине, имя которой — социализм. Вечные темы освещаются автором в духе революционной идеологии. Автор изображает человека нашего времени монументально и гиперболизированно. Отсюда и масштабность мышления поэта, особенности образной структуры:
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Я — как мост меж землей и солнцем.
Образ человека не только символичен, он вместе с тем и конкретен, ибо воплощает в себе реальные черты и современника, и самого поэта. Произведения Межелайтиса опираются на эстетические традиции литовской поэзии и живописи. Масштабный подход к теме роднит книгу автора с одноименными поэмами В. Маяковского и М. Горького. Развивая их традицию, он стремился к созданию обобщенного образа человека и вместе с тем социально определенного, выражающего идеалы социалистического строя, его веру в народную правду и мощь разума.
Склонность к емким, точным образно-философским формулировкам присуща и творчеству Мустая Карима. Его образы как бы вбирают народную мудрость, близки пословицам и поговоркам: «Я — господин несказанного слова, а сказанного слова — я слуга»; «Огонь и воду нам не породнить»; «Хороший гость пир носит за плечами»; «Душой терзаться — делу не подмога». Карим и в поэзии, и в драматургии часто использует образы и сюжеты различных национальных литератур. Он хочет, чтобы литература его народа «вобрала в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революционную призывность, активный разум поэзии Запада». М. Карим — поэт народного склада мышления, поэт-лирик, умеющий выразить в обыденном высокие человеческие думы и переживания:
И я шагал от скал до новых скал,
А горизонт все дальше отступал.
Все ближе к солнцу приближался я,
Казалось, землю нес я на руках:
Я слышал пульс ее,
Упрямый пульс,
Он грохотал, как гром, в моих ушах.
Урал, Урал мой, колыбель моя...
К тебе склоняюсь в звездной тишине...
Главной темой лирики и поэм М. Карима является тема служения своему народу, ответственности перед ним за свой труд и деяния («Где вы, мои стихи?», «В дороге — ноги. В песне — думы...», «Разговор со своей песней» и др).
Поэзия М. Карима проникнута идеями интернационализма.
Творчество Кайсына Кулиева также является характерным для нашего времени примером слияния родного национального и общечеловеческого. Приобщение к сокровищам мировой культуры стало для него законом духовной жизни. Советская власть открыла «малым» народам небывалые возможности обогащения родной культуры. Не будь революции, утверждает поэт, «и Лермонтов не встретил бы меня, и для меня б не ликовал Бетховен». Образцом поэта для Кулиева, по его признанию, стал Пушкин.
Основа творчества поэта — в. жизни народа, сыном которого он является. Детство Кайсына протекло в селении Верхний Чегем, среди сияющих белых горных вершин и темных скал Чегемского ущелья. Приметы родного края нашли отражение в лирике К. Кулиева. Скалы для поэта живые. Камень чувствует и переживает вместе с человеком: «И камень, словно сердце человека, сгорает, превращается во прах»; «следы ранений на камнях видны».
В стихах Кулиева поэтически воплотились народные представления о добре и зле, красоте и безобразии, о незыблемости нравственного отношения к людям и миру, о неодолимости движения вперед:
Горе забудется, чудо свершится,
Сбудется то, что покуда лишь снится.
Все еще впереди,
Все еще впереди,
Иди!..
Глубокое осмысление жизни народа отличает поэзию Расула Гамзатова.
Все его творчество — вдохновенный гимн родному краю:
Соловей, кроме песни одной,
Не поет ничего.
Так про что ж эта песнь?
Неизвестно о том никому.
Я уверен: о родине песня его,
Ведь другая давно б надоела ему.
Поэта интересует исторический процесс становления Советской власти в Дагестане. Он написал поэму «Год моего рождения», в которой создал образ красного партизана времен гражданской войны. В стихотворении «Горцы у Ленина» Р. Гамзатов воспроизводит историческую встречу дагестанских посланцев с вождем революции, показывает его обаяние, искренность, человечность. Поэма «Горянка» — повествование о раскрепощении горской женщины при Советской власти.
В своем творчестве поэт опирается на национальные образы, разрабатывает национальные жанры, например характерную для восточной поэзии форму восьмистиший. В статьях и выступлениях он подчеркивает необходимость уважения к народному творчеству, народным традициям. «Вопрос о традиционности, о преемственности,— утверждает поэт, — должен быть решен положительно. Ведь самые выдающиеся поэты всех стран и всех времен, внося собственное новое, опирались в своем творчестве на лучшие традиции поэзии».
«Двум матерям,— свидетельствует Гамзатов,— обязаны литературы Северного Кавказа своим рождением, ростом и развитием. Их колыбель качали руки родного фольклора, устная народная поэзия. Но потом их взяла на плечи и уверенно подвинула к возмужалости великая русская литература, наша вторая мать».
Говоря о своей кровной принадлежности родному краю, Р. Гамзатов подчеркивает, что советский писатель должен помнить не только о земле, которая его родила, но и о великой стране, которую он представляет. Среди его героев башкирские нефтяники, грузинские студенты, русские солдаты-фронтовики. Поэт воспевает братство советских людей различных национальностей. В поэме «Солдаты России» он рассказывает о подвиге танкиста-аварца, который пожелал разделить судьбу своих русских товарищей, погибших в бою: «Мы — братья, дети мы одной страны, солдаты родины, ее сыны».
Широкое признание у советского читателя приобрела поэзия калмыцкого поэта Давида Кугультинова. Кугультинов прежде всего поэт ищущей мысли, озабоченный большими проблемами века, стремящийся «увидеть мира мудрый лик». Подобно Межелайтису, он создает образ Человека своего времени, охваченного жаждой будущего:
Из сегодняшнего дня в минувшее
Трудно вглядываюсь сквозь века.
Скорбные сказанья предков слушая,
Вижу черный мрак издалека.
Лишь грядущее над чернотою
Полыхает, искрится мечтою.
Неполадки и несовершенства в современном мире «вселенским холодом» «обжигают» грудь героя лирики и эпоса Кугультинова. Поэтому в его стихах часто звучат трагедийные ноты. Наиболее полно, эпически масштабно разработана поэтом тема антигуманизма современного буржуазного мира в философской поэме «Бунт разума», рассказывающей о трагедии семьи погибшего в неправой войне американского солдата Томаса.
Интернациональная тема занимает большое место в поэзии народов СССР. В творчестве поэтов братских республик она сочетается с тематикой собственно национальной. В произведениях многих авторов ощущается органическая связь зарубежных и отечественных тем.
В цикле баллад об Индии таджикский поэт Мирзо Турсун-заде художественно убедительно запечатлел картины этой страны в последние годы господства в ней английских империалистов.
«Индийская баллада» и другие стихи Турсун-заде об Индии, Пакистане, Афганистане, Иране сыграли значительную роль в развитии всей советской поэзии, ее интернациональной тематики. Одним из крупных достижений поэта явилась книга стихов и поэм «Голос Азии». Турсун-заде — признанный поборник интернациональной темы. «Для советской литературы,— говорит он,— характерны широта кругозора и глубокая заинтересованность в жизни не только всего нашего советского народа, но и всего человечестве».
Связь зарубежной проблематики с вопросами внутренней жизни нашей страны, волнующими каждого советского человека, своеобразно преломляется в книгах стихов грузинского поэта Ираклия Абашидзе «Приближение» и «По следам Руставели» (с центральным циклом «Палестина, Палестина!..»). Автора интересуют поиски великим соотечественником гуманистических идеалов истины и справедливости, любви и смысла жизни. Он идет по следам Руставели в Палестину и, изучая путь великого поэта, постигает истоки народного духа. В творчестве Руставели органически сливается и общечеловеческое, и индивидуальное. Писателю нашего времени еще дороже становится отдаленный веками собрат, в душе и творчестве которого он, умудренный новым опытом, находит столь созвучные ему и его времени идеалы патриотизма. Вдохновенный певец новой и древней Грузии, И. Абашидзе никогда не забывает о той великой силе, которая называется социалистическим братством. Новые темы произведений поэта обновляют идущие подчас из дали веков национальные традиции, которым он следует.
В творчестве Гафура Гуляма традиции узбекской классики соединяются с традициями русской революционной поэзии. Гулям вносит в национальную поэзию ораторский пафос, опираясь на опыт Маяковского. Его лирика насыщена публицистикой. Подлинный художник, опирающийся на традицию, не может не быть новатором. Философски мудрые стихи Г. Гуляма пользуются большой любовью у читателей. Вот как, например, поэт пишет о труде садовника:
Еще не скоро саженец привьется,
Еще не скоро принесет плоды,—
Их старику отведать не придется,
Но знает он: не пропадут труды!
Садовник смертен, — то закон природы,
Но у народа нескончаем век;
Не для себя — для внуков, для народа
В саду работой занят человек.
Известный азербайджанский поэт Расул Рза активно декларирует своим творчеством полезность новаторства, поиски поэтических форм. Но одновременно он опирается и на традиции восточной поэзии: «низкорослые деревья с растрепанными волосами, как Меджнун»; «радуга с плеч широко, как халат, ниспадала».
Если Г. Гулям — поэт всегда конкретных социальных тем, склонный к одическим жанрам, то Р. Рза стремится к бытовым зарисовкам, проникнутым социально-философскими раздумьями («Гнезда», «Быть или не быть?», «Скажи всю правду» и др.).
Активными поисками современных форм выражения поэтического мироощущения характеризуется и творчество молдавского поэта Емилиана Букова. Склонный к романтической и даже символической образности, Е. Буков в своих стихах славит красоту и торжество жизни, творческую силу человека. Характерна книга его стихов «Крыло ветра».
Послевоенная армянская поэзия дала нам таких замечательных поэтов, как Геворг Эмин и Сильва Капутикян. Капутикян воспринимает мир женским сердцем, исполненным добрых чувств, жажды любви, материнской отзывчивости. Тем и привлекают читателя ее стихи, в которых поэтесса искренне выражает радости, надежды, страдания человека. Жизнь сердца — большая жизнь, если богато сердце. И образ сердца закономерно становится одним из центральных образов ее поэзии. С большой поэтической силой раскрывается этот образ в стихах о любимой Армении.
Литературы братских народов СССР составляют единую многонациональную советскую литературу — явление уникальное в истории мировой культуры. Для нее характерна общность идейно-эстетических принципов, проблематики и тематики. Каждая из братских литератур опирается на собственные исторические корни, на собственные национальные традиции. Но всех их сплачивает единство метода социалистического реализма, все они в своем органическом единении составляют то, что мы называем советской литературой. Леонид Соболев сравнивал литературу этого периода с Байкалом: «Как в это глубочайшее озеро впадают 333 реки, а вытекает лишь одна Ангара, так и многонациональная советская литература впитывает и вбирает в себя самое ценное и самое важное из всех братских литератур, создавая единую, многонациональную».
Огромную роль русской культуры в становлении и развитии национальных литератур — и имеющих многовековой опыт, и младописьменных — отмечают и подчеркивают многие писатели, художники, государственные деятели. На торжественном заседании, посвященном вручению Узбекской Советской Социалистической Республике ордена Дружбы народов, первый секретарь ЦК КП Узбекистана писатель Ш. Р. Рашидов говорил: «Чувство особой признательности узбекский народ выражает своему старшему брату и верному другу, первой нации среди равных наций — великому русскому народу.
Именно русский народ вынес на своих плечах наибольшую тяжесть борьбы за прогресс общества, за счастье людей всех национальностей, именно он всегда подавал и подает образец бескорыстной помощи всем народам, большим и малым. Именно ему принадлежит главная заслуга в разгроме наших внутренних и внешних классовых врагов, в построении развитого социалистического общества. Русский народ вносит самый весомый вклад в строительство коммунизма. И именно поэтому он составляет основу новой интернациональной общности социалистических наций— советского народа».
Отмечая историческое значение межнационального сплочения, Айтматов говорил: «Я глубоко убежден, что только природа советского общества, интернационализм культуры русского народа помогли возникновению и развитию национальных культур ранее отсталых народов. И когда за рубежом говорят о якобы совершающейся русификации национальных культур, то мы отвечаем, что это клевета и незнание нашей жизни».
Своеобразным манифестом дружбы с русским народом, единства всех народов нашей страны стало стихотворение Мустая Карима «Я — россиянин»:
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен:
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен,
Четыре века в подвигах и славе!
Сплелись корнями наши племена.
Давно Москва, мой голос дружбы слыша,
Откликнулась, исполненная сил.
И русский брат — что есть на свете выше! —
С моей судьбой свою соединил.
III. Подведение итогов. Выводы.
*Каковы особенности поэзии 50-х годов?
В конце 50-х годов повеяло некоторой свободой, на волне которой возникает новое поколение поэтов - " шестидесятники ". Словом «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного творчества. Его наиболее активной и популярной частью были писатели и поэты.
Успешное восстановление страны после страшной войны, достижения в науке и технике, особенно в космосе, некоторый рост благосостояния народа породил веру в будущее, надежду на новые успехи, вызвал народный энтузиазм, особенно в среде молодежи. Все это усилило тягу к поэтическому выражению чувств. Толпы народа собираются у памятника Маяковскому в Москве, в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете, где поэты читают свои стихи. На этой волне появляется ряд новых имен: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский и т.д.
Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников» были годы сталинизма, Великая Отечественная война, и эпоха «оттепели». Они, отстаивали позиции, которые чуть позднее получили название "социализма с человеческим лицом", стремились вернуть возвышенные идеалы революции, очистить их от извращений и догм, связанных с "культом личности". Самое главное в них – утверждение самоценности личности, чьи качества не сводимы к выполнению общественного долга или к трудовым подвигам. «Шестидесятники» в отличие от культа вождя, руководителя, героя утверждали своеобразный культ «простого человека».
В творчестве "Шестидесятников" культивировалась и стилевая свобода. Одни из них были верны традиционному (классическому) стиху (Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина), другие пытались следовать авангардистской поэтике начала 20 века. Среди поэтов этого направления получили распространение, с одной стороны, пропагандистский, агитационный стих (Р. Рождественский), а с другой – романсово-лирическая стилевая стихия (Б. Окуджава).
Почти все поэты-«шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.
IV. Домашнее задание.
1. Развернутые ответы по теме лекции.
2. Подготовить рефераты по следующим темам:
1). «Городская проза»: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений.
2). «Деревенская проза»: изображение жизни советской деревни.
3). Драматургия: нравственная проблематика пьес, динамика нравственных ценностей во времени, проблема утраты исторической памяти.
4).Историческая тема в советской литературе второй половины 20 века.
5). Автобиографическая литература второй половины 20 века.
6). Фантастика второй половины 20 века.
7). Авторская песня второй половины 20 века.
8). Поэзия народов СССР (Аркадия Кулешова, Андрея Малышко, Мустая Карима, Р. Гамзатова, Э. Межелайтиса, И. Абашидзе, К. Кулиева, Мирзо Турсун-заде, Давида Кугультинова, Гафура Гуляма, Сильвы Капутикян, Геворга Эмина, Расула Рзы).
3. Анализ стихотворений поэтов-"шестидесятников" (по выбору учащихся).
І. Ярослав СМЕЛЯКОВ.
1. Разговор о поэзии 1958