Особенности творчества «поэтов военного призыва» и молодых поэтов

Ход занятия

I. Проверка домашнего задания.

1. Развернутые ответы на вопросы по теме лекции:

1). Историко-культурные особенности второй половины XX века.

2). Развитие литература этого периода. Новые тенденции в литературе.

А). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.

Б). Художественное воплощение революционного пути народа.

В). Освоение современной действительности. Тема творческого труда.

2. Подготовить рефераты по следующим темам:

1). «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений.

2). «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни.

3). Драматургия. Нравственная проблематика пьес. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.

 

II. Работа над темой занятия.

Лекция.

План.

1. Особенности творчества «поэтов военного призыва» и молодых поэтов.

2. Поэзия народов Советского Союза.

 

Особенности творчества «поэтов военного призыва» и молодых поэтов.

Как и для прозаиков, война надолго осталась веду­щей темой в творческих исканиях поэтов. Жестокая память войны была острой и жгучей в сердцах людей. Ведь и после ее окончания страну ожидали немалые трудности. Это сложное нравственно-эмоциональное состояние современников передава­ла лирическая поэзия.

Первые послевоенные стихотворения и поэмы выражают не столько индивидуально неповторимые мироощущения людей, сколько общее, свойственное всему народу:

Через горе, слезы, через беды,

Через дни в свинцовой душной мгле

Видели, как ты идешь, Победа,

По родной обугленной земле.

Проходи, в цветах, венках и флагах,

Мы — твои, великая, твои,

Так же, как поила нас отвагой,

Радостью священной напои!

(А. Прокофьев)

Образ Родины, ее суровой судьбы становится центральным в творчестве поэтов. Этот образ вбирал раздумья поэтов над прош­лым, настоящим и будущим. Даже проблемы личного характера героев решались в свете общих задач и общей судьбы. В после­военные годы были созданы такие проникновенные эпические и лирические произведения, как поэмы «Дом у дороги» А. Твар­довского, «Возвращение», «Сад», «Нынче удались цветы повсю­ду...» А. Прокофьева, стихотворения «Я убит подо Ржевом», «О Родине» Твардовского, «Дорогая моя...» А. Суркова, «Вер­нулись мы с полей войны...» Н. Рыленкова, песни М. Исаков­ского «Летят перелетные птицы» и А. Фатьянова «Где же вы, друзья-однополчане» и др.

Послевоенная лирика характеризуется активной творческой деятельностью поэтов «военного призыва» — С. Орлова, С. На­ровчатова, М. Дудина, Ю. Друниной, С. Гудзенко, Е. Винокуро­ва, М. Луконина, А. Межирова. Очень разные по темпераменту, поэтическому почерку, поэты с большой искренностью и эмоцио­нальностью запечатлели в своих стихах и поэмах духовный облик поколения советских людей, сформировавшийся в жестоких ис­пытаниях. Образ солдата, воина, защитника в их произведениях зачастую приобретает символическое значение — как воплоще­ние мужества, бескорыстия, верности долгу.

Широко известное стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной...» своими по-былинному раздольными, эпически-мо­нументальными образами и ритмом утверждает бессмертие и ве­личие солдатского подвига, завещает будущим поколениям хра­нить в памяти тех, кто отдал свою жизнь «ради жизни на земле»:
Его зарыли в шар земной,     На рыжих скатах тучи спят,

А был он лишь солдат,     Метелицы метут,

Всего, друзья, солдат простой, Грома тяжелые гремят,
Без званий и наград.     Ветра разбег берут.

Ему как мавзолей земля —        Давным-давно окончен бой...

На миллион веков,          Руками всех друзей

И Млечные Пути пылят     Положен парень в шар земной,

Вокруг него с боков.       Как будто в мавзолей...

Изображение войны диктовало поэтам и особые художествен­ные средства поэтической выразительности. С. Орлов полемиче­ски писал: «Я, может быть, какой-нибудь эпитет, и тот нашел в воронке под огнем». Так мог бы сказать каждый из них.

Одним из поэтов «военного поколения», обращающихся к те­ме войны, является Александр Межиров. Его герой — рядовой участник великих событий — предстает в атмосфере трудных и суровых будней войны, солдатского фронтового быта. Приняв­ший боевое крещение на синявинских болотах и ладожском льду под Ленинградом, он проходит фронтовыми дорогами как терпе­ливый, выносливый и чуткий к горю и радостям солдат, в памяти которого отпечатываются переживания народа:

У меня в зрачках

        черный ладожский лед,

       Ленинградские дети

         лежат на нем.

Война во всех ее деталях, чувство солдатского долга стали для героя Межирова своеобразным камертоном всех дальней­ших раздумий о жизни. Послевоенные его стихи несут на себе печать тех огненных лет. Стихотворение «Возраст» точно переда­ет эту особенность поэта:

           Наша разница в возрасте невелика,

Полдесятка не будет годов.

Но во мне ты недаром узрел старика,—

Я с тобой согласиться готов.

И жестокость наивной твоей правоты

Я тебе не поставлю в вину, —

Потому что действительно старше, чем ты,

На Отечественную войну.

Жестокая память в стихах Межирова не просто память, но и совесть, мера чести, твердость духа, истинная человечность.

Внутренний драматизм послевоенной лирики был обуслов­лен не только переживаниями народа в военные годы, но и воз­растающей тревогой о будущем, остро развернувшейся борьбой за мир.

В поэмах А. Недогонова «Флаг над сельсоветом» и М. Луко­нина «Рабочий день» нашла отражение мирная жизнь страны. Эти поэмы были, по существу, первыми эпическими произведения­ми, в которых поэтизировался труд и трудовой энтузиазм людей в мирных условиях. Оба произведения достоверно передавали при­меты времени, послевоенного быта в картинах сельского и завод­ского труда. В поэме «Рабочий день» немало места уделено даже описанию производственного процесса. Однако авторы преодолели увлечение «производственностыо», свойственное многим пи­сателям той поры. В центре их внимания судьбы людей, испы­тавших радости и трудности переходного от войны к миру вре­мени. М. Луконин внимательно прослеживает формирование трудовой нравственности рабочего паренька, слесаря; А. Недого­нова интересует психологическое состояние человека, вернувше­гося к мирному труду. Таков образ солдата-колхозника Андрея Дубкова, с честью прошедшего фронт, но нелегко приобщающе­гося к новой действительности. Труд героев раскрывается в поэ­ме как чудо, счастье, смысл человеческой жизни. Плоды этого труда осмысляются поэтом в социально-нравственном плане;

Вестовым колхозной пашни,

                           витязем земной молвы

встань, родная рожь, у башни —

у высокой Спасской башни —

                           вровень с временем Москвы!

Из поэтов старшего поколения активные творческие поиски в 50-е годы вели Н. Заболоцкий, В. Луговской, Н. Асеев, А. Ах­матова.

Николай Заболоцкий — один из ярких представителей фило­софской лирики. Его поэзия связана с традициями Баратынского и Тютчева, поэта волновали такие проблемы, как человек и при­рода, жизнь и смерть, естественный мир и цивилизация («Лодейников», «Голубиная книга», «Метаморфозы», «Осень», «Седов» и др.). Для послевоенной лирики Заболоцкого характерно углуб­ление социальной мысли, острое ощущение истории, глубокий взгляд на человека. Поэт все чаще обращается к социально-нрав­ственной проблематике. Он видит подлинную красоту и гармо­нию в человеке, подчиняющем себе стихию природы («О красоте человеческих лиц», «Старая актриса», «Возвращение с работы», «Некрасивая девочка»). Природа в его стихах — соучастник че­ловеческих дел и стремлений, человек чувствует свое единение с ней. В таких лирических произведениях, как «Уступи мне, скворец, уголок», «Журавли», «Лебедь в зоо­парке», «Я воспитан природой суровой...», Н. Заболоцкий сумел передать душевные качества современника, щедрость его чувства и благородство эмоций:

Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

А весна хороша, хороша!

Охватила всю душу сиренями.

Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

В отличие от Н. Заболоцкого поэзия В. Луговского ярко ро­мантического склада. Первые его произведения («Песня о ветре», «Курсантская венгерка» и др.), опубликованные в 20-е годы, пе­редавали романтику революции, жажду подвига. В 30-е годы В. Луговской создает героико-патетическую книгу стихов «Боль­шевикам пустыни и весны» о социалистических преобразованиях в Средней Азии. В послевоенные годы он работал над лирико-философской эпопеей «Середина века», представляющей собой цикл поэм, осмысляющих облик XX века и судьбу революцион­ной России. В эти же годы поэт выпустил сборники лирических стихов: «Солнцеворот» и «Синяя весна».

Современная эпоха предстает в них как неуклонное движение истории. Автор как бы соединяет прошлое и день сегодняшний, личную судьбу поэта и судьбу поколения. В поэтической трактов­ке вечной темы жизни и смерти подчеркнута социально-историче­ская обусловленность нравственной сущности человека. Полнота ощущения жизни в ее противоречиях, напряженные поиски исти­ны — характерные черты героя «Синей весны» и «Солнцеворота». Более эмоционально богатым стал и образ Родины. Романтиче­ский слог поэта органически соединил и лирико-раздумчивые ин­тонации, и народно-песенную образность:

Над необъятной Русью Заря огнем холодным

С озерами на дне        Позолотила их.

Загоготали гуси          Летят они свободно,

В зеленой вышине.     Как старый русский стих.

Изменения в общественной жизни страны второй половины 50—70-х год ов глубоко отразились в поэзии. Настало время ши­роко осмыслить современность в свете великих исторических со­бытий прошлого (Октябрьская революция и Великая Отечествен­ная война). Лирические книги А. Твардовского «Послевоенные стихи», В. Луговского «Солнцеворот» и «Синяя весна», Я. Смелякова «Разговор о главном», А. Прокофьева «Приглашение к пу­тешествию», Н. Асеева «Лад», Н. Рыленкова «Корни и листья», А. Яшина «Совесть» и др. стали новым словом и в творчестве этих поэтов, и в развитии поэзии в целом.

Повышенные критерии моральной требовательности к людям, пристальное внимание к духовным поискам современника, актив­ная борьба против схематизма и поэтического шаблона — наи­более характерные черты многих поэтических сборников 50—70-х годов. Определяющей тональностью этих книг являются раз­думье, художественный анализ прошлого и настоящего. Большое место в творчестве поэтов заняла тема ответственности художника перед временем.

Для А. Прокофьева, поэта щедрого дарования, тема Родины всегда была главной и всеобъемлющей. Если в 20—30-е годы поэт воспевал чарующие краски Севера, родной Ладоги, если в военные и послевоенные годы образ России предстал в его стихах и поэмах как символ вечной молодости, мужества и стойкости, то в книге «Приглашение к путешествию», удостоенной Ленин­ской премии, и в последующих сборниках этот образ значитель­но обогатился. Прокофьевский образ России не только романти­чески возвышен и многоцветен — он несет в себе черты эпической монументальности;

Будто в поле вышла мать,

Скорбя о детях,

Будто вышла их искать,

А в поле ветер

Дороги метит

Огнем.

Прильнем

К земле, седой от пепла,

Чтоб жгуче в сердце скорбь окрепла.

Не будем чуда ждать...

А мать —

Зимою в снегах,

Летом в цветах, —

В веках,

В веках!

Ветер звенит в венках...

 («Памятник»)

Самобытный поэтический стиль А. Прокофьева восходит к народно-песенной и былинной образности, к интонациям русской частушки.

Плодотворно развивалось творчество и других поэтов старше­го поколения.

Ярослава Смелякова часто называют поэтом рабочей темы. Действительно, в его творчестве эта тема является ведущей и разработка ее носит социально-философский характер.

Духовный мир человека труда — рабочего-строителя, шахтера, железнодо­рожника, доменщика и т. п. — в центре внимания поэта. Он со­здает образ Человека, осознающего свою роль создателя основ­ных ценностей на земле, преобразователя. В книгах Я. Смелякова 50—60-х годов («Разговор о главном», «День России», «Де­кабрь» и др.) рабочая тема углубляется. Автора интересуют во­просы истинной и мнимой ценности человеческой личности, пре­емственности поколений, исторических судеб Родины («Земля», «Мое поколение», «Старики», «Первая получка», «Разговор о главном», «Командармы гражданской войны» и др.).

Я. Смеляков — поэт открытого гражданского пафоса. Ему дороги идеалы рабочего человека, и он выражает и защищает их с полемической прямотой и откровенностью. «Мои стихи,— писал он, — совершенно не годятся для литературных салонов и не рас­считаны на любителей изысканных пустяков». Его строгая и сдержанная любовь к людям труда удивительно чутка и нежна.

Я. Смеляков — строгий и взыскательный мастер, его стих, ли­шенный внешнего, формального украшательства, чеканен и образ­но емок. Вот, например, строки о командармах гражданской войны:

В петлицах шпалы боевые

За легендарные дела.

По этим шпалам вся Россия,

Как поезд, медленно прошла.

Если воспользоваться старинным разделением лирики на по­эзию мысли и поэзию сердца и применить его к творчеству таких поэтов, как Л. Мартынов и Н. Рыленков, то можно сказать, что стихам Мартынова свойственна в первую очередь мысль, а сти­хам Рыленкова — чувство. У каждого из них склонность к фило­софским раздумьям проявилась уже в ранних стихах.

Поэтическая культура Л. Мартынова идет от классической ли­тературы. Подчеркнутая аналитичность, акцентировка мысли — особенность его поэзии. В то же время поэт умеет найти ост­рый неожиданный и смелый поворот мысли, создать свежий по­этический образ. Таково стихотворение «Вода»:

Ей                             Ей

Не хватало               Не хватало быть волнистой,

Ивы, тала                 Ей не хватало течь везде.

И горечи цветущих лоз,   Ей жизни не хватало —

Ей                             Чистой,

Водорослей не хватало      Дистиллированной

И рыбы, жирной от стрекоз. Воде!

Философский подтекст стихотворения придает образам и мы­слям поэта многомерность.

Книга Л. Мартынова «Первородство» насыщена раздумьями автора о времени, о людях, о будущем. Особенно его интересуют черты интеллекта человека, устремленного в будущее. Поэта вол­нуют самые различные темы: научные открытия и технический прогресс, историческое прошлое и мещанская психология, борьба за мир, человеческие радости и огорчения. Стихи Л. Мартынова — это высокая поэзия мысли, рожденная его страстным жела­нием воспеть человека-творца, строителя нового мира.

Лирике Н. Рыленкова свойственны ровные интонации, элеги­ческие раздумья, внимание к житейским подробностям быта. По­эт хорошо знает психологию крестьянина-труженика, тонко чув­ствует родную природу. Его поэзия близка традициям Кольцова и Некрасова. Поэту чужды ложный пафос глубокомыслия, услож­ненная метафоричность.

Наиболее характерными книгами Н. Рыленкова являются сборники «Жажда» и «Корни и листья». По сравнению с пред­шествующими стихами здесь углубляется аналитическая мысль поэта, усиливается его гуманистическая направленность. Внима­тельным, любовным отношением к человеку и его труду проник­нута лирическая поэзия Н. Рыленкова. Великолепны по глубине и поэтическому мастерству такие стихотворения, как «Осенние октавы», «Журавли еще в полночь весну принесли», «Вьется пух тополиный» и др. Его стихи утверждают не абстрактные, а соци­ально определенные идеалы добра и зла. Они пробуждают чув­ство любви и восхищения людьми, создающими материальные и духовные ценности.

Углубление социально-нравственной и философской пробле­матики произведений свойственно и поэтам «послевоенного при­зыва». Из поэтов, активно вступивших в литературу в первые пос­левоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую из­вестность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, С. Наровчатов, М. Дудин, Ю. Друнина, С. Викулов, Е. Винокуров и др. Жизнен­ный и поэтический опыт их различен. В лирику С. Орлова и Ю. Друниной надолго вошел образ солдата Великой Отечествен­ной войны, воплощающий идеал подлинного человека, его стой­кости, веры, мужества и чуткости. И это определило особую нрав­ственную атмосферу их стихов. В. Солоухина и Е. Винокурова волнуют более общие вопросы бытия. Поэтому понятно тяготение поэтов к лирике прямых философских раздумий. Таковы книги стихов В. Солоухина «Как выпить солнце» (1961) и Е. Винокуро­ва «Слово» (1962).

Для Е. Винокурова характерно стремление к философскому осмыслению вековых проблем мира и человека. Подобно Н. За­болоцкому и Л. Мартынову, поэта интересует интеллектуальный облик современника. Процесс познания человеком мира через слово, музыку, живопись — одна из главных тем его лирики. Ли­рическая миниатюра и стихи-размышления — излюбленные по­этические формы Е. Винокурова. Поэт умело сочетает философ­скую проблематику с социальной мыслью Балы», «Не мучимый ни болями, ни страхами», «Пещерный человек учился рисовать...», «Небо»).

Взволнованно, эмоционально ярко и четко по мысли утверж­дает в своей поэзии идеалы нового мира и нового человека Васи­лий Федоров.

Достались мне крепкие руки бойца

И сердце сестры милосердной —

эти строки поэта можно было бы поставить в качестве эпиграфа ко всему его творчеству.

Понимание сложности и противоречий эпохи, целеустремлен­ность и активность в борьбе за передовые ее идеалы составляют социально-нравственную основу его поэзии.

В. Федоров умеет передать и радость творческого труда, и красоту земли, и тяжесть людских «болей, бед и обид». Он воспе­вает красоту человека, его подвига, его гражданской совести.

Поэт утверждает идеи добра и красоты не отвлеченно, осуж­дает не абстрактное зло, а его конкретно-социальные проявле­ния: мещанство, карьеризм, подхалимство («Рабская кровь», «Корни», «Полынь-трава»).

В лирических книгах В. Федорова «Не левее сердца», «Лири­ка», «Книга любви», «Третьи петухи», «Как цветы на заре» вос­певание красоты мира, земных радостей, полноты бытия и чело­веческого счастья не отделено от осознания трудностей эпохи, нелегкого исторического пути Родины:

Наше время такое:          Нам до ста

Живем от борьбы до борьбы.  Не придется дожить,

Мы не знаем покоя:          Значит, было не просто

То в поту,                       В мире

То в крови наши лбы.          Первыми быть.

Ну, а если

В поэтических образах В. Федорова чувствуется пульс серд­ца чуткого певца трудового человека и мужественного борца:

Мы — как мечи,

А создается меч

            Меж молотом,

             Огнем

И наковальней.

50—70-е годы ознаменовались появлением большой плеяды молодых поэтов. Они входили в поэзию по-разному: одни — шум­но и энергично, другие — спокойно, несуетливо. Среди них уже к началу 60-х годов приобрели известность такие поэты, как В. Со­колов, Е. Евтушенко, В. Цыбин, В. Фирсов, А. Вознесенский, Н. Рубцов, В. Сорокин, Р. Рождественский, Н. Тряпкин, Е. Исаев и др.

Для Е. Евтушенко, выступившего в поэзии в 50-е годы, характерен интерес к острым социальным темам. Отмечая отрицательные явления в нашей жизни, поэт высмеивал мещанство, бюрократизм, догматическое мышление, но позитив­ная программа автора часто была нечеткой, а идеалы добра и зла в его лирике порой выглядели абстрактно.

Со временем поэт преодолевал эти недостатки. Глубокое ос­мысление современной действительности составляет основу его лирики (стихи о Севере и др.). Почти с репортерской точностью пе­редает он свои впечатления в стихотворениях, рассказывающих о поездках во Францию, на Кубу и в другие страны. Анализ со­циальных противоречий буржуазного мира отличает его произве­дения, посвященные современной Америке. Много стихов Е. Ев­тушенко посвящены Демократической Республике Вьетнам. Стремление автора запечатлеть характерный облик передового человека нашего времени проявилось в его поэмах. Наиболее из­вестное произведение этого жанра — «Братская ГЭС». Получив­шая противоречивые оценки в критике, поэма стала важным этапом в творческой эволюции поэта. Е. Евтушенко является ав­тором всем известных стихов, на которые была написана песня «Хотят ли русские войны?..»:

       М. Бернесу

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей

и у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под березами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.

 

Не только за свою страну

солдаты гибли в ту войну,

а чтобы люди всей земли

спокойно видеть сны могли.

Под шелест листьев и афиш

ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.

Пусть вам ответят ваши сны,

хотят ли русские войны.

 

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Спросите вы у матерей,

спросите у жены моей,

и вы тогда понять должны,

хотят ли русские войны. 1961

 

Подобно Евтушенко, Р. Рождественского волнуют социальные проблемы. В своем творчестве поэт затрагивает прежде всего нравственные вопросы. В поисках новых форм, используя интона­ционный стих, Рождественский опирается на опыт открыто граж­данской поэзии. Он часто обращается к форме обращений-моно­логов, адресованных современникам и потомкам («Письмо в тридцатый век»). В лирике Рождественского, как и других поэ­тов его поколения (В. Фирсов, В. Кузнецов), постоянно звучит мотив ответственности перед прошлым, перед героическими дела­ми отцов и старших братьев, солдат Великой Отечественной вой­ны. Поэт стремится выразить гражданственный настрой сверст­ников.



Баллада о красках

Был он рыжим,    как из рыжиков рагу.Рыжим,    словно апельсины на снегу.Мать шутила,         мать веселою была: «Я от солнышка сыночка родила...»А другой был чёрным-чёрным у неё.Чёрным,     будто обгоревшее смолье.Хохотала над расспросами она, говорила:«Слишком ночь была черна!..»В сорок первом,       в сорок памятном году прокричали репродукторы беду.Оба сына, оба-двое, соль Земли —поклонились маме в пояс.И ушли.Довелось в бою почуять молодым рыжий бешеный огонь                и черный дым, злую зелень застоявшихся полей, серый цвет прифронтовых госпиталей.Оба сына, оба-двое, два крыла, воевали до победы.Мать ждала.Не гневила,    не кляла она судьбу.Похоронкаобошла её избу.Повезло ей.      Привалило счастье вдруг.Повезло одной на три села вокруг.Повезло ей.       Повезло ей!               Повезло!— Оба сына воротилися в село.Оба сына. Оба-двое.           Плоть и стать.Золотистых орденов не сосчитать.Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.Ноги целы, руки целы — что еще?Пьют зеленое вино, как повелось...У обоих изменился цвет волос.Стали волосы —      смертельной белизны!Видно, много белой краски

у войны.   1972

Актуально прозвучал его романтически возвышенный скорбный «Реквием», посвященный тем, кто погиб в боях за Ро­дину. Стиль Рождественского ораторский, трибунный.


…Разве погибнуть         ты нам завещала,Родина?Жизнь обещала,любовь обещала,Родина.Разве для смерти     рождаются дети,Родина?Разве хотела ты         нашей           смерти,Родина?..

Помните!

Через века,

  через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

         никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

     будьте

          достойны!

Вечно

достойны!

 

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

     стучатся,—

помните!

Какою

Ценой завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!

Песню свою

   отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

     не споет,—

помните!

 

Детям своим

     расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

  бессмертной

          Земли

помните!

К мерцающим звездам

     ведя корабли,—

о погибших

помните!

 

Встречайте

     трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

 

Мечту пронесите

     через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

          никогда,—

заклинаю,—

помните!    1962


Подлинным "открытием жанра" стала в те годы так называемая " авторская песня ". Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовости отодвинула ее на второй план официальной культуры, но только не в сердцах людей. Песни военных лет - самое яркое тому подтверждение. Кстати, первая "авторская песня" появилась в 1941 году ("О моем друге-художнике" М. Анчарова).

Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, А. Дулова, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, А. Якушевой и других "бардов" пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет "авторской песни" пришелся на 60-е - 70-е годы. Их социальный подтекст был понятен всем.

Важнейшее в этом ряду, бесспорно, творчество В. Высоцкого. Он стал "поэтом нового русского национализма" (П. Вайль и А. Генис). "Герой его песен противопоставляет империи свое обнаженное и болезненное национальное сознание. Высоцкий, заменивший к концу 60-х Евтушенко на посту комментатора эпохи, открывает тему гипертрофированного русизма. Антитезой обезличенной, стандартизованной империи становится специфически русская душа, которую Высоцкий описывает как сочетающую экстремальные крайности." (379,С. 290-291).

Среди поэтов 60-х - 80-х годов Высоцкий и Рубцов пользуются подлинной, не навязанной "сверху" популярностью. Существует обширнейшая библиография авторских произведений и публикаций об их жизни и творчестве, открываются все новые и новые музеи и памятники, выходят книги, газеты, альманахи, журналы, посвященные им ("Вагант" в Москве и "Николай Рубцов" в Санкт-Петербурге); живет и особое, "самодеятельное" литературоведение, создаваемое самыми настоящими "фанатами" их поэзии.

Н. Рубцов и В. Высоцкий - люди одного поколения "шестидесятников", лучшие их произведения написаны в конце 60-х годов: "Банька по-белому" (1968), "Охота на волков" (1968), "Он не вернулся из боя" (1969), "Я не люблю" (1969) - у Высоцкого и "До конца" (1968), "У размытой дороги" (1968), "Под ветвями больничных берез..." (1969), "Поезд" (1969) - у Рубцова.

В середине 60-х годов Николай Рубцов вместе со студентами-однокурсниками Литинститута ходил в Театр на Таганке. Однажды после спектакля за кулисами состоялась встреча будущих поэтов и прозаиков с актерами, в том числе и с Высоцким. Н. Рубцов любил слушать песни Владимира Семеновича, после гибели Рубцова в 1971 году в Вологде в числе личных вещей были обнаружены магнитофонные ленты с записями барда. Позже писатель Герман Александров вспоминал: "В другой раз, когда я пришел к Николаю вечером, он сидел на полу, тут же рядом стоял проигрыватель, звучали песни Высоцкого. Одну из них он проигрывал снова и снова, внимательно вслушиваясь в одни и те же слова, а потом спросил:

- Ты бы так смог?

И как бы сам себе ответил: - Я бы, наверное, нет..." (386,С. 266). Высоцкий был за пределами "советской" поэзии, Рубцов - все-таки в ней, хотя и с большими оговорками.

Одной из главных тем у В. Высоцкого была тема "маленького" человека, и социальный подтекст его лирики был во многом сходен с подобным подтекстом в поэзии Н. Рубцова. Их объединяла и общая боль, трагизм (в частности, трагический конфликт между властью и личностью), и ориентация на определенного читателя (слушателя) "из народа". "Высоцкий, - пишет В. Бондаренко, - почвенник барака, его почва - "лимита" семидесятых годов, обитатели "хрущоб", архаровцы поселков городского типа. Хоть и слабые - в отличие от крестьянских - но живые корни живого народа." (375,С. 68).

Обращение к народной жизни неизбежно приводит к фольклору. Владимир Высоцкий, опираясь на народную песню, внес в ее традиционную тематику укрупненное социальное содержание, раздвинул границы поэтического языка русской лирики, широко используя разговорную и жаргонную лексику. В. Высоцкий ввел в художественный оборот считавшиеся "непристойными" в поэзии фольклорные жанры "блатной" и "тюремной" песни, жестокого романса, создал новые их разновидности: песню-хронику, песню - ролевой монолог, песню-диалог, песню-басню. Любимыми жанрами Высоцкого стали, помимо "блатной" песни и "жестокого" романса, т.е. жанров городского фольклора, и лирическая песня, баллада, сказка. Но традиционные персонажи сказок, к примеру, Высоцкий модернизировал - Баба Яга, Змей Горыныч и др. пародировали определенные социальные явления.

Н. Рубцов обращался к "блатному" фольклору в своей ранней лирике:

Сколько водки выпито!
Сколько стекол выбито!
Сколько средств закошено!
Сколько женщин брошено!
Где-то дети плакали...
Где-то финки звякали...

Эх, сивуха сивая!
Жизнь была... красивая!
(" Праздник в поселке ")

Но в зрелом творчестве Рубцов ориентировался преимущественно на жанр "крестьянской" лирической песни и классические жанры, например, элегию.

Общим в стиле Рубцова и Высоцкого стало введение в художественный текст пословиц, поговорок, использование фольклорных эпитетов, иронии (в раннем творчестве), песенный параллелизм, а также широкое применение разговорной лексики. Но Н. Рубцов редко использовал, в отличие от В. Высоцкого, сатиру и пародию, у него не так четко выражено ролевое и авторское начало, нет такого обилия действующих лиц, как у Высоцкого, такого строфического многообразия (тут Рубцов более традиционен), совсем нет социальной фантастики.

И в поэзии Высоцкого, и в лирике Рубцова отражены определенные мифологические образы и представления, их художественному мышлению свойствен своеобразный мифологизм. Прежде всего он выразился в перенесении в текст древнейшей системы бинарных оппозиций (верх - низ, белый - черный, Запад - Восток и т.д.), а также в символичности значений многих образов их поэзии, в том числе общих. Так, корабль в стихах Высоцкого - средство переправы в иной мир; лодка у Рубцова - символ погибшей любви, несбывшихся надежд и, в конечном счете, гибели; конь у того и у другого символизирует собой трагизм времени и судьбы. Например, у Высоцкого читаем:

Но вот Судьба и Время пересели на коней,
А там - в галоп, под пули в лоб...

У Рубцова об этом сказано более мягко, элегично: "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...".

Объединяет двух поэтов и общее стремление использовать библейскую лексику и фразеологию, хотя не она определяет их стиль.

Таким образом, важными составляющими их поэтической образности являются славянская и мировая мифология и русский фольклор, но образы-символы в поэзии Высоцкого не так многочисленны и не всегда соответствуют мифологическим и фольклорным значениям, у Рубцова же они стали основой его образной системы.

 

2. Поэзия народов Советского Союза.

В 50—70-е годы появилось много эпических поэм. Наиболь­шую известность приобрели поэмы А. Твардовского «За далью — даль», В. Луговского «Середина века» (книга поэм), Я. Смелякова «Строгая любовь», Е. Исаева «Суд памяти», А. Ахматовой «Поэма без героя», В. Федорова «Проданная Венера» и «Седь­мое небо», Б. Ручьева «Красное солнышко» и «Любава», М. Лу­конина «Признание в любви», С. Викулова «Окнами на зарю» и «Конек на крыше», В. Цыбина «Богатырь».

Послевоенная эпоха стала временем расцвета поэзии в других национальных республиках. Сейчас уже трудно себе пред­ставить советскую поэзию 50—70-х годов без замечательных сти­хов и поэм литовца Э. Межелайтиса, башкира М. Карима, авар­ца Р. Гамзатова, украинца А. Малышко, белоруса А. Кулешова, грузина И. Абашидзе, балкарца К. Кулиева, манси Ю. Шесталова и многих других поэтов — талантливых представителей поэзии народов СССР, завоевавших общесоюзное и мировое признание. Это яркие, своеобразные творческие индивидуальности. Они вно­сят в общесоюзную сокровищницу краски богатой поэтической культуры своих народов, обогащают ее тематически и образно-интонационно.

В эти годы по-новому раскрылся талант известных поэтов Белоруссии и Украины — А. Кулешова и А. Малышко. Их откры­то гражданственная поэзия, получившая широкую известность в годы Великой Отечественной войны, в 50—60-е годы обогатилась мягкой и задушевной пейзажной и любовной лирикой. А. Куле­шов и А. Малышко создали свой поэтический образ родной зем­ли. Это степной, раздольный край с его богатыми пшеничными полями, щедрым солнцем, цветущими садами в произведениях А. Малышко и скромный, тихий белорусский пейзаж в стихах А. Кулешова. Обоих поэтов отличает обостренное чувство долга перед Отечеством, сыновняя влюбленность в свой народ. Заветная мечта их — «чтоб словом унять хотя б одну людскую боль!» (А. Кулешов).

Да, сердце, как дитя, познавшее беду:

Оно взрослеет вдруг у мира на виду,

Оно, как богатырь, встает во всем величье,

Когда Отчизны боль его на помощь кличет!

(А. Малышко)

По словам Твардовского, поэзия А. Кулешова — это «свободно текущая лирическая речь — как бы раздумье вслух, — так она экономна в словах, классически подтянута, дисциплинированна без напряженности, строга без сухости и прозрачна, хоть и до­статочно сложна». То же самое мы сможем сказать и о лирике А. Малышко.

Иные поэтические поиски характеризуют поэзию литовского поэта Межелайтиса. Его книга стихов «Человек» стала крупным поэтическим явлением послевоенной литературы. Человек Меже­лайтиса в центре всего сущего. Он прошел долгий исторический путь, теперь он на вершине, имя которой — социализм. Вечные темы освещаются автором в духе революционной идеологии. Ав­тор изображает человека нашего времени монументально и гиперболизированно. Отсюда и масштабность мышления поэта, осо­бенности образной структуры:

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках.

      Я — как мост меж землей и солнцем.

Образ человека не только символичен, он вместе с тем и кон­кретен, ибо воплощает в себе реальные черты и современника, и самого поэта. Произведения Межелайтиса опираются на эстети­ческие традиции литовской поэзии и живописи. Масштабный под­ход к теме роднит книгу автора с одноименными поэмами В. Маяковского и М. Горького. Развивая их традицию, он стремился к созданию обобщенного образа человека и вместе с тем социаль­но определенного, выражающего идеалы социалистического строя, его веру в народную правду и мощь разума.

Склонность к емким, точным образно-философским форму­лировкам присуща и творчеству Мустая Карима. Его образы как бы вбирают народную мудрость, близки пословицам и поговор­кам: «Я — господин несказанного слова, а сказанного слова — я слуга»; «Огонь и воду нам не породнить»; «Хороший гость пир носит за плечами»; «Душой терзаться — делу не подмога». Ка­рим и в поэзии, и в драматургии часто использует образы и сю­жеты различных национальных литератур. Он хочет, чтобы лите­ратура его народа «вобрала в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революционную призывность, активный разум поэзии Запада». М. Карим — поэт народного склада мышления, поэт-лирик, умеющий выразить в обыденном высокие человеческие думы и переживания:

И я шагал от скал до новых скал,

А горизонт все дальше отступал.

Все ближе к солнцу приближался я,

Казалось, землю нес я на руках:

Я слышал пульс ее,

Упрямый пульс,

Он грохотал, как гром, в моих ушах.

Урал, Урал мой, колыбель моя...

К тебе склоняюсь в звездной тишине...

Главной темой лирики и поэм М. Карима является тема слу­жения своему народу, ответственности перед ним за свой труд и деяния («Где вы, мои стихи?», «В дороге — ноги. В песне — ду­мы...», «Разговор со своей песней» и др).

Поэзия М. Карима проникнута идеями интернационализма.

Творчество Кайсына Кулиева также является характерным для нашего времени примером слияния родного национального и общечеловеческого. Приобщение к сокровищам мировой культу­ры стало для него законом духовной жизни. Советская власть открыла «малым» народам небывалые возможности обогащения родной культуры. Не будь революции, утверждает поэт, «и Лер­монтов не встретил бы меня, и для меня б не ликовал Бетховен». Образцом поэта для Кулиева, по его признанию, стал Пушкин.

Основа творчества поэта — в. жизни народа, сыном которого он является. Детство Кайсына протекло в селении Верхний Чегем, среди сияющих белых горных вершин и темных скал Чегемского ущелья. Приметы родного края нашли отражение в лирике К. Ку­лиева. Скалы для поэта живые. Камень чувствует и переживает вместе с человеком: «И камень, словно сердце человека, сгорает, превращается во прах»; «следы ранений на камнях видны».

В стихах Кулиева поэтически воплотились народные представ­ления о добре и зле, красоте и безобразии, о незыблемости нрав­ственного отношения к людям и миру, о неодолимости движения вперед:

Горе забудется, чудо свершится,

Сбудется то, что покуда лишь снится.

Все еще впереди,

Все еще впереди,

Иди!..

Глубокое осмысление жизни народа отличает поэзию Расула Гамзатова.

Все его творчество — вдохновенный гимн родному краю:

Соловей, кроме песни одной,

Не поет ничего.

Так про что ж эта песнь?

Неизвестно о том никому.

Я уверен: о родине песня его,

Ведь другая давно б надоела ему.

Поэта интересует исторический процесс становления Совет­ской власти в Дагестане. Он написал поэму «Год моего рожде­ния», в которой создал образ красного партизана времен граж­данской войны. В стихотворении «Горцы у Ленина» Р. Гамзатов воспроизводит историческую встречу дагестанских посланцев с вождем революции, показывает его обаяние, искренность, чело­вечность. Поэма «Горянка» — повествование о раскрепощении горской женщины при Советской власти.

В своем творчестве поэт опирается на национальные образы, разрабатывает национальные жанры, например характерную для восточной поэзии форму восьмистиший. В статьях и выступлени­ях он подчеркивает необходимость уважения к народному твор­честву, народным традициям. «Вопрос о традиционности, о преем­ственности,— утверждает поэт, — должен быть решен положи­тельно. Ведь самые выдающиеся поэты всех стран и всех времен, внося собственное новое, опирались в своем творчестве на луч­шие традиции поэзии».

«Двум матерям,— свидетельствует Гамзатов,— обязаны лите­ратуры Северного Кавказа своим рождением, ростом и развити­ем. Их колыбель качали руки родного фольклора, устная народ­ная поэзия. Но потом их взяла на плечи и уверенно подвинула к возмужалости великая русская литература, наша вторая мать».

Говоря о своей кровной принадлежности родному краю, Р. Гамзатов подчеркивает, что советский писатель должен пом­нить не только о земле, которая его родила, но и о великой стра­не, которую он представляет. Среди его героев башкирские нефтяники, грузинские студенты, русские солдаты-фронтовики. Поэт воспевает братство советских людей различных националь­ностей. В поэме «Солдаты России» он рассказывает о подвиге танкиста-аварца, который пожелал разделить судьбу своих рус­ских товарищей, погибших в бою: «Мы — братья, дети мы одной страны, солдаты родины, ее сыны».

Широкое признание у советского читателя приобрела поэзия калмыцкого поэта Давида Кугультинова. Кугультинов прежде всего поэт ищущей мысли, озабоченный большими проблемами века, стремящийся «увидеть мира мудрый лик». Подобно Межелайтису, он создает образ Человека своего времени, охваченного жаждой будущего:

Из сегодняшнего дня в минувшее

Трудно вглядываюсь сквозь века.

Скорбные сказанья предков слушая,

Вижу черный мрак издалека.

Лишь грядущее над чернотою

Полыхает, искрится мечтою.

Неполадки и несовершенства в современном мире «вселен­ским холодом» «обжигают» грудь героя лирики и эпоса Кугуль­тинова. Поэтому в его стихах часто звучат трагедийные ноты. Наи­более полно, эпически масштабно разработана поэтом тема ан­тигуманизма современного буржуазного мира в философской поэме «Бунт разума», рассказывающей о трагедии семьи по­гибшего в неправой войне американского солдата Томаса.

Интернациональная тема занимает большое место в поэзии народов СССР. В творчестве поэтов братских республик она со­четается с тематикой собственно национальной. В произведениях многих авторов ощущается органическая связь зарубежных и отечественных тем.

В цикле баллад об Индии таджикский поэт Мирзо Турсун-заде художественно убедительно запечатлел картины этой страны в последние годы господства в ней английских импе­риалистов.

«Индийская баллада» и другие стихи Турсун-заде об Индии, Пакистане, Афганистане, Иране сыграли значительную роль в развитии всей советской поэзии, ее интернациональной тематики. Одним из крупных достижений поэта явилась книга стихов и по­эм «Голос Азии». Турсун-заде — признанный поборник интерна­циональной темы. «Для советской литературы,— говорит он,— ха­рактерны широта кругозора и глубокая заинтересованность в жизни не только всего нашего советского народа, но и всего че­ловечестве».

Связь зарубежной проблематики с вопросами внутренней жи­зни нашей страны, волнующими каждого советского человека, своеобразно преломляется в книгах стихов грузинского поэта Ираклия Абашидзе «Приближение» и «По следам Руставели» (с центральным циклом «Палестина, Палестина!..»). Автора ин­тересуют поиски великим соотечественником гуманистических идеалов истины и справедливости, любви и смысла жизни. Он идет по следам Руставели в Палестину и, изучая путь великого поэта, постигает истоки народного духа. В творчестве Руставели органически сливается и общечеловеческое, и индивидуальное. Писателю нашего времени еще дороже становится отдаленный веками собрат, в душе и творчестве которого он, умудренный но­вым опытом, находит столь созвучные ему и его времени идеа­лы патриотизма. Вдохновенный певец новой и древней Грузии, И. Абашидзе никогда не забывает о той великой силе, которая называется социалистическим братством. Новые темы произве­дений поэта обновляют идущие подчас из дали веков националь­ные традиции, которым он следует.

В творчестве Гафура Гуляма традиции узбекской классики соединяются с традициями русской революционной поэзии. Гулям вносит в национальную поэзию ораторский пафос, опираясь на опыт Маяковского. Его лирика насыщена публицистикой. Под­линный художник, опирающийся на традицию, не может не быть новатором. Философски мудрые стихи Г. Гуляма пользуются большой любовью у читателей. Вот как, например, поэт пишет о труде садовника:

Еще не скоро саженец привьется,

Еще не скоро принесет плоды,—

Их старику отведать не придется,

Но знает он: не пропадут труды!

Садовник смертен, — то закон природы,

Но у народа нескончаем век;

Не для себя — для внуков, для народа

В саду работой занят человек.

Известный азербайджанский поэт Расул Рза активно декла­рирует своим творчеством полезность новаторства, поиски поэ­тических форм. Но одновременно он опирается и на традиции восточной поэзии: «низкорослые деревья с растрепанными воло­сами, как Меджнун»; «радуга с плеч широко, как халат, нис­падала».

Если Г. Гулям — поэт всегда конкретных социальных тем, склонный к одическим жанрам, то Р. Рза стремится к бытовым зарисовкам, проникнутым социально-философскими раздумьями («Гнезда», «Быть или не быть?», «Скажи всю правду» и др.).

Активными поисками современных форм выражения поэтиче­ского мироощущения характеризуется и творчество молдавского поэта Емилиана Букова. Склонный к романтической и даже сим­волической образности, Е. Буков в своих стихах славит красоту и торжество жизни, творческую силу человека. Характерна кни­га его стихов «Крыло ветра».

Послевоенная армянская поэзия дала нам таких замечатель­ных поэтов, как Геворг Эмин и Сильва Капутикян. Капутикян воспринимает мир женским сердцем, исполненным добрых чувств, жажды любви, материнской отзывчивости. Тем и привле­кают читателя ее стихи, в которых поэтесса искренне выражает радости, надежды, страдания человека. Жизнь сердца — большая жизнь, если богато сердце. И образ сердца закономерно стано­вится одним из центральных образов ее поэзии. С большой поэ­тической силой раскрывается этот образ в стихах о любимой Армении.

Литературы братских народов СССР составляют единую мно­гонациональную советскую литературу — явление уникальное в истории мировой культуры. Для нее характерна общность идейно-эстетических принципов, проблематики и тематики. Каждая из братских литератур опирается на собственные исто­рические корни, на собственные национальные традиции. Но всех их сплачивает единство метода социалистического реализма, все они в своем органическом единении составляют то, что мы назы­ваем советской литературой. Леонид Соболев сравнивал литературу этого периода с Байкалом: «Как в это глубочайшее озеро впадают 333 реки, а вытекает лишь одна Ангара, так и многонациональная советская литература впитывает и вбирает в себя самое ценное и самое важное из всех братских литератур, создавая единую, много­национальную».

Огромную роль русской культуры в становлении и развитии национальных литератур — и имеющих многовековой опыт, и младописьменных — отмечают и подчеркивают многие писатели, художники, государственные деятели. На торжественном заседа­нии, посвященном вручению Узбекской Советской Социалисти­ческой Республике ордена Дружбы народов, первый секретарь ЦК КП Узбекистана писатель Ш. Р. Рашидов говорил: «Чувство особой признательности узбекский народ выражает своему стар­шему брату и верному другу, первой нации среди равных на­ций — великому русскому народу.

Именно русский народ вынес на своих плечах наибольшую тяжесть борьбы за прогресс общества, за счастье людей всех на­циональностей, именно он всегда подавал и подает образец бес­корыстной помощи всем народам, большим и малым. Именно ему принадлежит главная заслуга в разгроме наших внутренних и внешних классовых врагов, в построении развитого социалисти­ческого общества. Русский народ вносит самый весомый вклад в строительство коммунизма. И именно поэтому он составляет ос­нову новой интернациональной общности социалистических на­ций— советского народа».

Отмечая историческое значение межнационального сплочения, Айтматов говорил: «Я глубоко убежден, что только природа советского общества, интернационализм культуры русского народа помогли возникновению и развитию национальных культур ранее отсталых народов. И когда за рубежом говорят о якобы совер­шающейся русификации национальных культур, то мы отвечаем, что это клевета и незнание нашей жизни».

Своеобразным манифестом дружбы с русским народом, един­ства всех народов нашей страны стало стихотворение Мустая Карима «Я — россиянин»:

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен:

Я рос, как дуб зеленый на вершине,

Водою рек российских напоен,

Четыре века в подвигах и славе!

Сплелись корнями наши племена.

Давно Москва, мой голос дружбы слыша,

Откликнулась, исполненная сил.

И русский брат — что есть на свете выше! —

С моей судьбой свою соединил.

 

 



III. Подведение итогов. Выводы.


*Каковы особенности поэзии 50-х годов?

В конце 50-х годов повеяло некоторой свободой, на волне которой возникает новое поколение поэтов - " шестидесятники ". Словом «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного творчества. Его наиболее активной и популярной частью были писатели и поэты.

Успешное восстановление страны после страшной войны, достижения в науке и технике, особенно в космосе, некоторый рост благосостояния народа породил веру в будущее, надежду на новые успехи, вызвал народный энтузиазм, особенно в среде молодежи. Все это усилило тягу к поэтическому выражению чувств. Толпы народа собираются у памятника Маяковскому в Москве, в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете, где поэты читают свои стихи. На этой волне появляется ряд новых имен: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский и т.д.

Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников» были годы сталинизма, Великая Отечественная война, и эпоха «оттепели». Они, отстаивали позиции, которые чуть позднее получили название "социализма с человеческим лицом", стремились вернуть возвышенные идеалы революции, очистить их от извращений и догм, связанных с "культом личности". Самое главное в них – утверждение самоценности личности, чьи качества не сводимы к выполнению общественного долга или к трудовым подвигам. «Шестидесятники» в отличие от культа вождя, руководителя, героя утверждали своеобразный культ «простого человека».

В творчестве "Шестидесятников" культивировалась и стилевая свобода. Одни из них были верны традиционному (классическому) стиху (Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина), другие пытались следовать авангардистской поэтике начала 20 века. Среди поэтов этого направления получили распространение, с одной стороны, пропагандистский, агитационный стих (Р. Рождественский), а с другой – романсово-лирическая стилевая стихия (Б. Окуджава).

Почти все поэты-«шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.

 

IV. Домашнее задание.

1. Развернутые ответы по теме лекции.

2. Подготовить рефераты по следующим темам:

1). «Городская проза»: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений.

2). «Деревенская проза»: изображение жизни советской деревни.

3). Драматургия: нравственная проблематика пьес, динамика нравственных ценностей во времени, проблема утраты исторической памяти.

4).Историческая тема в советской литературе второй половины 20 века.

5). Автобиографическая литература второй половины 20 века.

6). Фантастика второй половины 20 века.

7). Авторская песня второй половины 20 века.

8). Поэзия народов СССР (Аркадия Кулешова, Андрея Малышко, Мустая Карима, Р. Гамзатова, Э. Межелайтиса, И. Абашидзе, К. Кулиева, Мирзо Турсун-заде, Давида Кугультинова, Гафура Гуляма, Сильвы Капутикян, Геворга Эмина, Расула Рзы).


3. Анализ стихотворений поэтов-"шестидесятников" (по выбору учащихся).


І. Ярослав СМЕЛЯКОВ.

1. Разговор о поэзии 1958

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: