double arrow

Предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности.

11.1. Предоставление земельных участков - особенности правового регулирования.

В юридической литературе, в нормативно-правовых актах понятие «предоставление» используется практически исключительно к ситуации, когда право на земельный участок возникает в связи с принятием соответствующего акта субъектом публичных отношений. Таким образом, земельные участки всегда предоставляют органы государственной власти или местного самоуправления, а «получают» граждане и юридические лица. Термин «предоставление» пришел на смену термину «отведение» и производному от него «земельный отвод». Федеральным законом от 26.06.2007 № 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" было «вычищено» земельное законодательств в целях приведения земельной терминологии к единообразию. В настоящее время устойчивым является словосочетание «предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам».

Несмотря на то, что предоставление земельного участка – многоэтапная процедура, одним из этапов которой может являться заключение гражданско-правого договора, эти отношения носят скорее публично-правовой характер.

Публично-правовая природа данных отношений проявляется, прежде всего, на этапе принятия органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. В отличие от частных лиц, которые могут совершать любые действия, не запрещенные законом, органы государственной власти и местного самоуправления действуют в пределах своей компетенции. Содержание компетенции составляют полномочия, т.е. единство прав и обязанностей, когда право – одновременно является обязанностью, а обязанность – правом. Таким образом, орган государственной власти, как и орган местного самоуправления действуют, руководствуясь не принципом «разрешено все, что не запрещено», а противоположным – «разрешено только то, что установлено». Таким образом, если орган государственной власти вправе предоставить земельный участок в собственность или аренду, то значит, он обязан это сделать в порядке и в сроки, установленные законодательством. Именно на этом основаны заявления о признании бездействия органа государственной власти или местного самоуправления незаконными.

11.2. Соотношение понятий «предоставление» земельного участка и «приватизация».

Понятие «предоставление» шире, чем приватизация. В самом широком плане под приватизацией понимается переход имущества из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную – собственность граждан и юридических лиц.

Понятие приватизации и основные начала регулирования установлены в ст. 217 ГК РФ, которая называется «Приватизация государственного и муниципального имущества». Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Приватизация земель – предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц. В ст. 1 ЗК РФ указывается, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию и охране земель, а так же принцип государственного регулирования приватизации земли. Таким образом, приватизация земли регулируется специальными нормами земельного права, действие которых отграничивается от норм гражданского права. Однако в той части, в которой данные отношения не урегулированы земельным законодательством, применяется гражданское. Таким образом, можно установить следующее соотношение этих понятий: если граждане и юридические лица имеют право приватизировать земельные участки, то уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить земельный участок в собственность.

Приватизация может быть платной и бесплатной. Бесплатная приватизация осуществляется через предоставление земельного участка в собственность уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления. В случае платной приватизации, речь идет о выкупе земельного участка. В этом случае основанием для перехода земельного участка в собственность частного лица является договор купли-продажи, который заключается либо на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность за плату, либо на основании протокола о результатах аукциона. Аукцион проводится по решению органа государственной власти или местного самоуправлении, в зависимости от того, в чьей собственности или ведении находится земельный участок.

Таким образом, понятие предоставление включает в себя приватизацию земельных участков. Однако предоставляться земельный участок может не только в собственность, но и на других правах. Перечень прав, на которых может быть предоставлен земельный участок, содержится в ЗК РФ и имеет закрытый характер, и, кроме права собственности, это: право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования и аренда.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ЗК РФ, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК не допускается. Так как правом пожизненного наследуемого владения могут обременяются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и распоряжение ими не допускается, кроме передачи по наследству, то единственным основанием возникновения права пожизненного наследуемого владения в настоящее время является наследование.

Сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком, в силу своей правовой природы, является обременением. В связи с этим, земельные участки не предоставляются на праве сервитута, а обременяются сервитутом (подробнее см. Тему № 2).

При этом широкому кругу лиц земельные участки предоставляются либо на праве собственности, либо на праве аренды. Право постоянного (бессрочного) пользования и право безвозмездного срочного пользования имеют очень узкий субъектный состав. Получить земельные участки из государственной или муниципальной собственности на каком-нибудь из этих прав может только узкий круг лиц, оговоренный в земельном законодательстве.

С момента введения ЗК РФ в действие, гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. На этом праве получить земельный участок могут только юридические лица, перечень которых дается в п. 1 ст. 20. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Пунктом 2.3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» этот перечень конкретизируется указанием на то, что Государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и (или) подведомственным им учреждениям земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Право постоянного (бессрочного) пользования возникает на основании акта органа государственной власти или местного самоуправления и подлежит государственной регистрации.

Земельные участки в безвозмездное срочное пользование из государственной или муниципальной собственности предоставляются лицам, перечень которых установлен ст. 24 ЗК РФ, а именно:

· государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

· религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения;

· религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;

· лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

· в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях лесные участкигражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) ирелигиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Право безвозмездного срочного пользования является обязательственным и кроме решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, для его возникновения необходимо заключение договора. Договор безвозмездного срочного пользования, так же как и договор аренды подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, если он заключен на год и более. Договор аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами в силу п. 2 ст. 26 ЗК РФ.

11.3. Соотношение понятий «предоставление» и «переоформление» земельных участков.

Кроме понятия «предоставление», законодатель использует термин «переоформление». В отличие от предоставления земельного участка, при осуществлении которого земельный участок первоначально передается в пользование физическому или юридическому лицу из государственной или муниципальной собственности, при переоформлении земельного участка, право уже первоначально предоставлялось и происходит замена одного титула на другой. Поэтому право на переоформление возникает только у тех лиц, которым уже предоставлен земельный участок и тесно связано с первоначальным правом. Переоформление используется законодателем как способ приведения сложившихся правоотношений в соответствие с тем правопорядком, который предусмотрен ЗК РФ. В связи с этим большая часть норм, устанавливающих право на переоформление и его порядок, содержатся в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

У граждан, которым право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования было предоставлено до введения в действие ЗК РФ, оно сохраняется. При этом у них возникает неограниченное сроком право переоформить свои земельные участки на право собственности в упрощенном порядке. Упрощенный порядок заключается в том, что граждане сразу обращаются в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставив правоустанавливающий документ. Пункт 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» закрепляет данное право.

В правовой литературе встречается мнение, что законодатель приравнял право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования граждан к праву собственности. Это не так. Для того, чтобы право собственности возникло, необходима его государственная регистрация. До этого момента гражданин свободно владеет и пользуется принадлежащим ему земельным участком. Однако он не может распоряжаться им, так как правомочие распоряжения не входит в содержание иных ограниченных вещных прав. Право пожизненного наследуемого владения передается по наследству. При этом нотариус выдаст свидетельство о наследстве на право пожизненного наследуемого владения. В п. 2 ст. 21 ЗК РФ указывается, что государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Однако, на основании ст. 25.2 ФЗ О государственной регистрации, за гражданином будет зарегистрировано право собственности. Граждане в этой ситуации лишены права выбора между правом пожизненного наследуемого владения, собственностью или арендой. Обращение в регистрирующий орган может закончиться только государственной регистрацией права собственности (за исключением случаев, когда такой земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте). Такое переоформление никак не связано с предоставлением, потому что принятие решения органа государственной власти и местного самоуправления для переоформления земельного участка не требуется. Органы местного самоуправления могут только оказывать содействие гражданам при переоформлении земельных участков в формах, установленных ст. 12 ФЗ ФЗ от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (подробнее см. параграф 7.3 Темы № 7).

Несколько иначе регулируются отношения по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами. В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Можно выделить следующие особенности такого переоформления:

· Во-первых, у юридических лиц возникает не право, а обязанность переоформить ранее возникшее право. Статьей 7.34. КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность, которая вступила в силу с 1 января 2013 года.

· Во-вторых, у них есть выбор между правом собственности и правом аренды. Такой выбор юридические лица осуществляют самостоятельно (см. п. 3 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 24.03.2005г. № 11). Переоформление происходит в заявительном порядке, т.е. по заявлению заинтересованного лица.

· В третьих, переоформление на право собственности по общему правилу осуществляется путем выкупа, то есть за плату. Однако в этом случае применяется льготная цена, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ».

· В-четвертых, при переоформлении применяются нормы ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с п. 6 которой, органы государственной власти или местного самоуправления принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду на основании заявления заинтересованного лица.

Таким образом, можно сделать вывод, переоформление права постоянного бессрочного пользования земельного участка юридическим лицом или физическим лицом – индивидуальным предпринимателем осуществляется через процедуру предоставления (о переоформлении права постоянного бессрочного пользования индивидуальным предпринимателем см. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 24.03.2005г. № 11). В то же время, в ст. 36 ЗК используется термин «приобретение»: «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом». Закон наделяет граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений исключительным правом на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков. Есть ли связь между понятиями «приобретение» и «предоставление»?

Из системного анализа ст. 36 ЗК РФ, в частности п. 6, напрашивается вывод, что эти понятия корреспондируют друг другу, определяя содержание правоспособности разных субъектов одного и того же правоотношения. Иными словами у граждан и юридических лиц есть право приобрести земельные участки в собственность или аренду, соответственно у органа государственной власти или местного самоуправления возникает право и обязанность предоставить земельный участок.

Таким образом, между этими понятиями такое же противопоставление и единство, которое всегда возникает в обязательственных отношениях между сторонами. Одна сторона продает, другая – покупает, одна – передает, другая – принимает, одна сторона предоставляет, другая – приобретает.

11.4. Компетенция органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков.

Разграничению компетенции по предоставлению земельных участков посвящена ст. 29 ЗК РФ, в которой устанавливается:Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Пункты 2 статей 9, 10 и 11 ЗК предоставляют право Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в соответствующей собственности. Таким образом, закон определяет, что публичный собственник осуществляет распоряжение своими земельными участками посредством их предоставления гражданам и юридическим лицам. В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», распоряжение такими земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.

ЗК РФ игнорирует вопрос о том, кто распоряжается неразграниченной государственной собственностью. Однако земельные участки и земли, относящиеся к неразграниченной государственной собственности, составляют большую часть оборотоспособных земель Российской Федерации (подробнее см. Тему № 6). Вопрос о том, кто же вправе распоряжаться неразграниченной государственной собственностью разрешается ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 3 ст. 10).

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов распоряжаются земельными участками, находящихся в неразграниченной государственной собственности в силу закона, но не по праву собственника. По сути правоотношений, они распоряжаются чужими земельными участками. В таких случаях законодатель применяет понятие «ведение». Поэтому для того, чтобы уполномоченные органы местного самоуправления были лишены своего полномочия, не требуется перехода права собственности, достаточно перераспределить компетенцию между управляющими субъектами, то есть передать полномочия в ведение иного лица. Возможность осуществить такое перераспределение в ФЗ «О введении в действие» предоставлена субъекту РФ посредством принятия своего закона, но только в отношении земель в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ. В п. 10 ст. 3 определяется, что, законом субъекта РФ может быть установлено, что такими землями распоряжается орган государственной власти субъекта РФ.

Необходимо признать, что большая часть субъектов РФ воспользовалась такой возможностью. Не явилась исключением и Самарская область. При этом региональный закон детализировал понятие «распоряжение», определив конкретные функции, составляющие его содержание в ст. 5.1 Закона самарской области «О земле».

Таким образом, органы местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в их собственности после государственной регистрации.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, за исключением администрации городского округа Самара, распоряжаются земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной собственности.

Органы местного самоуправления поселений не наделены полномочиями по распоряжению неразграниченной государственной собственностью, если иное не установлено соглашением между таким органом и муниципальным районом в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Пределы компетенции органа местного самоуправления в вопросах предоставления земельного участка установлены требованиями федерального законодательства и законодательства субъекта РФ к основаниям приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков, процедуре предоставления, срокам принятия решений, основаниям для отказа в предоставлении земельных участков и д.р.. В той мере, в какой эти вопросы урегулированы на федеральном уровне или уровне субъекта РФ, орган местного самоуправления не вправе изменять или корректировать своими нормативными актами. Так как предоставление земельных участков для строительства урегулировано на федеральном уровне, органу местного самоуправления не предоставлена возможность принимать свои нормативные правовые акты по этим вопросам.

По вопросам предоставления земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ), напротив, орган местного самоуправления обязан обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или ведении) на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

11.5. Принцип платности предоставления земель. Бесплатное предоставление земельных участков на территории Самарской области.

В пункте 1статьи 28 ЗК РФ закреплен принцип платности предоставления земель, согласно которому Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Данный принцип пришел на смену бесплатному землепользованию советского периода развития России. В Советском Союзе земля признавалась бесценным нерукотворным природным объектом, являющимся достоянием всего народа, поэтому ни плата за предоставление земельных участков, ни плата за их использование не взималась.

Платность предоставления означает, что по общему правилу, в собственность земельные участки предоставляются на основе договора купли-продажи за выкуп. Выкупная стоимость земельного участка зависит от многих условий и может быть льготной (устанавливается как процент от кадастровой стоимости), кадастровой (сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр на основе утвержденной кадастровой оценки в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»), рыночной (определяемой на основе отчета независимого оценщика в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности») и ценой, определенной по результатам аукциона. При предоставлении земельного участка в аренду на торгах, предметом торгов может быть плата за право аренды. В случаях, предусмотренных законом, право постоянного (бессрочного) пользования и право безвозмездного (срочного) пользования предоставляются бесплатно.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не вправе предусматривать в своих нормативных актах основания для бесплатного предоставления земельных участков, даже из земель, находящихся в муниципальной собственности.

На сегодняшний день, предусмотренных федеральными законами случаев, когда земельные участки предоставляются в собственность бесплатно довольно обширен.

1. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 28 ЗК РФ).

2. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ).

3. Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

4. Бесплатное предоставление в собственность земельных участков Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности (п. 4 ст. 3 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы").

5. Бесплатное предоставление в собственность земельных участков Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га. (ФЗ «О статусе Героев Советского, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»).

6. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

7. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность (П. 4 ст. 14 ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан»).

8. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом (п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан»).

9. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»).

Еще более обширный перечень содержится в Законе Самарской области «О земле», статья 9 которого посвящена предоставлению земельных участков в собственность бесплатно.

По общему правилу, для всех указанных выше целей, земельные участки предоставляются в случае наличия свободных от прав третьих лиц земель с тем же разрешенным использованием. Однако зонирование территорий, на основании которого устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков в составе соответствующей зоны, состоялось не во всех муниципальных образованиях Самарской области. В связи с этим закон устанавливает, что до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством. Таким образом, отсутствие зонирования территории не может являться надлежащим основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность гражданина при наличии всех других условий.

Необходимо отметить, что реализация данных прав граждан существенно затруднена, так как закон не предусматривает конкретные механизмы такой реализации, как создания, например, специального фонда для предоставления земельных участков гражданам бесплатно, регулирование очередности такого предоставления. В настоящее время федеральное законодательство предусматривает создание специального фонда только для предоставления земельных участков в целях сельскохозяйственного использования – фонд перераспределения земель.

Порядок, основания предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, регулируется законами субъектов РФ. Закон Самарской области «О земле» устанавливает такой порядок и предусматривает предоставление земельных участков в порядке очередности. Одним из условий предоставления земельного участка является необходимость подтверждения того, что на территории Самарской области семья проживает не менее 5 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 г. № 914 «О порядке выделения земли многодетным семьям Самарской области», уполномоченные органы местного самоуправления ставят на учет и ведут реестр заявлений граждан. Данным Постановлением определяется порядок предоставления земельных участков для строительства гражданам бесплатно, а также основания для отказа в предоставлении и для снятия с учета.

Законодательство Самарской области также восполняет пробел федерального законодательства и предоставляет возможность гражданам, фактически использующим земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности и на котором расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР» жилой дом, приобрести такой земельный участок в индивидуальную, а в случае, если в таком доме зарегистрировано по месту жительства несколько человек – в общую собственность, при условии, если земельный участок не предоставлен в пользование или владение гражданам и юридическим лицам. Данная норма может быть применена только при условии, что такой жилой дом, либо помещения в нем не находятся в частной собственности, так как в этом случае исключительное право приобрести земельный участок в собственность может только собственник здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке (ст. 36 ЗК РФ). Также преимущество в приобретении земельного участка имеют лица, которым такой земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного (наследуемого) владения, а также лицам, которым земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства, даже если не было указано на каком праве. Все граждане могут переоформить свои права на право собственности в упрощенном порядке.

Единственным случаем предоставления земельного участка бесплатно в собственность юридическому лицу является основание, предусмотренное п. 4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в котором дается право арендатору земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и относящихся к неудобицам или землям, требующим восстановления и реконструкции мелиоративных систем, проведения культуртехнических работ, приобрести земельный участок в собственность бесплатно по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии его эффективного использования. Порядок определения эффективности использования указанного земельного участка устанавливается министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В иных, кроме указанного выше, случаях предоставление в собственность юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, если иное не предусмотрено федеральными законами.

11.6. Принцип нормирования предоставления земельных участков:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: