Принцип «отбора» или «акцента»

Когда художник пишет объекты, в которых много повторяющихся элементов (забор из досок, ряды окон, повторяющиеся ветки дерева, лестничные ступени, клавиши рояля, элементы орнамента… и т.д.), то он сталкивается с проблемой. Дело в том, что наш глаз, точнее мозг, воспринимает части изображения неодинаково. Как известно, глаз фокусируется на чем-то, а что-то остается вне фокуса. Т.е. мы видим неодинаково. А значит, если мы смотрим на 10 ступеней лестницы, то фокусируемся на 1-2 или 3-х ступенях, а остальные 7 как бы размываются в нашем сознании. Но когда мы пишем эти 10 ступеней на холсте и прописываем их все в одинаковой степени подробно, «с душой», то получается как-то не реалистично, не живо, не выразительно. И тут на помощь художнику приходит вышеуказанный принцип отбора. Художник подчеркивает тщательной прорисовкой, четким силуэтом, контрастом или цветом несколько ступеней, а остальные как бы размывает. Размывает буквально: не делая четкие контуры. И в переносном смысле: делает их менее контрастными по тону, как бы уводя в туман; и цвет подбирает менее активный, плюс обобщает детали. Ниже, в качестве примера, привожу две своих работы, где изображены теплоходы и пароход. На их палубах виднеются ряды окон, другие элементы конструкции. Окна, на которых я акцентировал внимание, прорисованы более тщательно, они более тёмные по тону, более четкие в контурах. Остальные мягко уведены, обобщены, «не дописаны», хотя на самом деле они были все одинаковые. На этюде «Старые добрые ОМики» можно увидеть рубки двух теплоходов возвышающихся сверху. Одна рубка выполнена в светлых тонах, а другая более темная. Это сделано не случайно. В жизни они были одинаковые. Но я произвел отбор. И этот прием подчеркнул воздушную перспективу и разграничил первый и второй планы.

«Старинный пароход». Холст на картоне, масло. Художник Алексей Епишин.

«Старые, добрые ОМики». Картон, масло. Художник Алексей Епишин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: