Тема 1. Поведенческий подход к изучению элит

Виды политических элит. Традиции социал-дарвинизма в элитологии. Социальная интерпретация биологического закона элитарного ряда. Основные положения позитивизма и бихевиорализма, исследующие политику с позиции поведения людей. Политическая система и роль государства в контексте бихевиорального подхода. Соотношение политической теории и политической практики с точки зрения бихевиоралистов.

Тема 2. Модели политического поведения элитных групп.

Преемственность элит. Конфликт элит. Поглощение элит. Игнорирование элит. Межэлитные связи на уровне политических элит. Взаимодействия между различными элитными группами. Проблема межэлитных противоречий. Неформальный характер инкорпорации и экскорпорации из политической элиты.

Тема 3. Циркуляции политических элит.

Концепции смены политической элиты. Общая характеристика процесса смены политических элит. Кооптация как механизм формирования элит. Факторы циркуляции элит. Влияние типа политического режима на процесс циркуляции элит. Революционные варианты циркуляции элит. Циркуляции как политический процесс.

Тема 4. Элиты в принятии и реализации политических решений.

Место политического решения и роль элит в политическом процессе. Виды политических решений. Центры принятия политических решений. Способы реализации политических решений в современных обществах. Формы участия элитных групп в принятии политических решений. Особенности процесса принятия политических решений в современной России.

Тема 5. Корпоративные элиты в политическом процессе.

Корпоративные группы в системе групп интересов. Корпорация как ключевой институт современной экономической системы. Политический ресурс корпоративного сектора современного государства. Формы и методы политического участия крупной корпорации. Корпоративный капитал в системе принятия политических решений.

Тема 6. Политическое поведение транснациональных элит.

Концептуализация феномена транснациональной элиты. Транснациональные элиты в политической системе современного мира. Особенности поведения транснациональных элит как господствующего класса в современном мире.

Тема 7. Особенности политического поведения российских элитных групп.

Эволюция формирования элитных групп в постсоветской и современной России. Типы элитных групп в российском политическом пространстве. Специфика конкурентной среды российского политического поля. Особенности политической борьбы между элитными группами в современной России. Модели карьерных стратегий политических элит в современной России. Востребованность меритократических механизмов формирования политической элиты. Основные направления государственной конкурентной политики: актуальные проблемы и решения.

 

Раздел 3.   Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

Методические указания по освоению дисциплины

Программа курса, презентации по отдельным темам. 

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы

Учебная программа курса; задания для самостоятельной работы; библиотека; базы данных ЦЭПИ и ресурсы Интернета.

 

Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Текущая аттестация качества усвоения знаний может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Это могут быть контрольные вопросы по изучаемой тематике, выступления студентов с тематическими сообщениями, обсуждение изученной литературы, выполнение индивидуального творческого задания.

Для закрепления полученных знаний и активизации познавательной деятельности обучающихся в период изучения курса студенты выполняют в письменной форме аналитический отчет по темам курса с использованием различных методов эмпирического анализа и интерпретаций полученных результатов.

Изучение курса завершается зачетом в виде:

· в устной форме (по билетам, или в виде вопросно-ответной системы);

· в письменной форме в виде аналитических отчетов.

 

Показателями, характеризующими текущую учебную работу обучающихся, являются:

  1. Посещаемость занятий и активность работы на занятиях.
  2. Результаты контрольных опросов.
  3. Оценка аналитических отчетов.

Для учебных занятий по «Политическое поведение элитных групп» может быть использована следующая комбинация критериев:

· результаты текущей учебной работы (с учётом посещаемости занятий, качества работы на семинарских занятиях) – 20%;

· результаты контрольных опросов (открытые тесты, контрольные работы, ситуационные задачи, анкетирование) – 30%;

· оценка аналитических отчетов – 50%.

При оценивании контрольных опросов, письменных заданий и промежуточной (заключительной) аттестации по дисциплине используются следующие условия получения зачета:

-  Результаты работы на семинарских занятиях оцениваются по четкой логичности и структурированности представленного материала; умению подбирать необходимые источники, включая современные публикации по рассматриваемой проблематике; умению самостоятельно анализировать материал и аргументировать свои выводы.

- Результаты контрольных опросов оцениваются по полноте ответа на поставленный вопрос, правильное определение проблемы, объекта и предмета вопроса и грамотной структуризации ответа. Также оценивается четкая логика ответа, его аргументированность и убедительность.

- Результаты аналитических отчетов оцениваются по качеству составления программы исследования, адекватно подобранных для анализа данных, оценивается создание инструментария, грамотно выбранных методов анализа, интерпретации полученных результатов и общих выводов согласно цели и задачам исследования.

 

Итоговая оценка выставляется по абсолютной шкале оценивания:

Итоговый процент выполнения, % Оценка СПбГУ при проведении экзамена Оценка ECTS
90-100 Зачтено A
80-89 Зачтено B
70-79 Зачтено C
61-69 Зачтено D
50-60 Зачтено E
менее 50 Не зачтено F

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: