Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве

Г. – 6 «Г» класс

Предмет: рисунок, 4 часа

Тема: «Рисунок головы Сократа». Продолжение работы

Цели и задачи урока:

Цель: уметь выполнять конструктивное построение головы Сократа с учетом характерных особенностей модели и анатомического строения.

Задание: завершить конструктивное построение головы Сократа с учетом характерных особенностей модели и анатомического строения, начать прорабатывать гипсовую голову Сократа в тоне.

План занятия

1. Беседа по теме (10 мин.)

2. Завершение работы над подготовительным рисунком.

3. Работа в тоне.

4.  https://www.youtube.com/watch?v=ujCM_I-ERD4&t=2455s

 

Ход занятия:

Беседа по теме:

Уточняем подготовительный рисунок:

Разбираем подробнее большие плоскости и формы.

Например, плоскость лба разделяем на 2 зоны: надбровную и лобную. Надбровная зона представляет собой своеобразный козырёк, состоящий из 3 плоскостей: передней прямоугольной и двух треугольных боковых. Лобная часть, таким образом, будет выглядеть отдельным объёмом. Проложим осевую линию середины лица по вновь образовавшимся формам более внимательно.
Объём волос покажем единой большой формой - оденем их на голову как каску.

Нос разделим по передней плоскости на 3 отдельных части - от надбровья до переносицы, от переносицы до кончика носа и переднюю площадку кончика носа. Намечаем размер и характер ноздрей. В соответствии с носом, рисуем основные объёмы в ухе: ушное отверстие, мочку, верхний гребень. Находим движение формы общего массива нижней части лица - от ноздрей в стороны и вниз к свисающим у краёв рта мышцам. Отделяем сами эти мышцы от плоскости лица и намечаем их объём (переднюю и боковую плоскости). Рисуем, едва касаясь карандашом бумаги носогубную мышцу.
Определяем форму подбородка (квадрат со скруглёнными углами), разбираем его по форме на основные плоскости - верхняя, фронтальная, боковые, рисуем их в соответствии с перспективными сокращениями.



В скулах находим саму скуловую кость, её толщину и направление по движению от лицевой части головы к уху, отделяем жевательную мышцу от плоскости щеки (мышца у угла нижней челюсти).

Находим разрез глаз, определяем какого типа из существующих 3 разрез глаз у нашей модели: кошачий (внутренний угол глаза ниже внешнего), классический (оба угла глаза находятся на одной высоте) или европейский (внешний угол глаза ниже внутреннего). Обозначаем ромбовидное раскрытие глаза модели, характер верхнего и нижнего века и видимую толщину века. Форму век и разреза глаз тоже лучше рисовать более угловатыми формами, а потом скруглить там, где нужно, иначе можно не попасть в характер и модель будет выглядеть не конкретным персонажем, а среднестатистическим лицом.

Укладываем по лицевой части разрез губ (м-образная линия рта), для этого отделяем площадку носогубного фильтра (под носом) от боковых поверхностей всей верхнечелюстной массы. Намечаем форму мышцы под нижней губой. Соответственно им, укладываем верхнюю и нижнюю губы. Верхняя губа значительно тоньше нижней, на ней покажем 2 плоскости у углов губ и 2 плоскости, сходящиеся в выступающей вперёд части. В нижней губе обозначим 2 небольших округлых мышечных "подушки". Лёгким тоном начинаем отделять теневые части головы от освещённых.

Внимательнее разбираемся с объёмами лицевой части.

Скулу дробим на небольшие плоскости, укладывающиеся по её форме и движению, подчёркиваем движением этих плоскостей основные лицевые направления. Это нужно для понимания, какие из частей лица как будут выглядеть в сокращении, как они будут освещены и для передачи основных особенностей строениям формы данной головы.

Чуть плавнее по форме и точнее рисуем глазные веки, отделяем слёзную железу от движения век, проверяем сокращение дальнего глаза в повороте относительно ближайшего. Вспоминаем, что верхнее века должно накрывать нижнее, иначе человек не сможет моргать))).
Обозначаем перегиб передней плоскости носа в переносице и боковую часть ноздри - усложняем форму. В ухе находим толщину хрящей и глубину ушного отверстия.

Большой яйцеобразной формой показываем шишки надбровных дуг и их передние площадки. На эти объёмы сверху накладываем брови. Помните, что брови у человека не лежат на одной плоскости, а перетекают с одной плоскости на другую - благодаря этому они и имеют характерный изгиб. Прорисовываем головку, тело и хвост брови, обозначаем объём брови, разделяя общую форму на фронтальные и боковые маленькие плоскости. Хвостик брови, сокращаясь, немного заходит на височную кость - брови достаточно длинные.
Основной объём мышц, находящихся под подбородком разбиваем по форме на более мелкие плоскости, в соответствии с особенностями модели, намечаем объём гортани.



Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве.

Ни одна линия не должна повторять другую - все разной темноты, толщины, резкости. Самая ближайшая к нам часть - кончик носа - самые тёмные и широкие линии, по мере удаления формы в пространстве, все линии бледнеют и становятся тоньше. Парные формы, например, глаза, губы, скулы и т.д., следует рисовать одновременно, чтобы не допустить лишних ошибок.
Можно начать чуть подробный тональный разбор: глубокие тени и отвёрнутые от света плоскости штрихуем по форме чуть более тёмным серым. На границе формы - на переломе плоскости - тень более тёмная, по мере удаления от слома формы - светлее. Таким образом, линии построения постепенно начнут растворяться в тоне. Это первый шаг к грамотной тональной моделировке гипсовой головы.

 

1. Этапы работы над тоном

Общая информация:

После того, как наметили общие черты, уровни расположения деталей головы или по другому сказать все «горизонтали» встаньте, отойдите от работы, посмотрите со стороны на свою модель, на оригинал, сравните и, если увидели пропорциональные ошибки сразу же исправьте, не копите их иначе в будущем будет крайне сложно их исправлять.

Данная гипсовая голова имеет густой волосяной покров, который имеет выпуклую и вогнутую криволинейную форму. Здесь необходимо следить, чтобы ученик не обострял внимание на отдельных ее изгибах. Необходимо упростить форму. Наметить основные контуры волос, границу света и тени.

     После того, как мы выполнили построение головы и готовы приступить к тону, необходимо отвлечься, отдохнуть. Далее стоит проверить работу на наличие ошибок.

Перед тем, как начать работу в тоне, необходимо знать о некоторых свойствах света. По мере приближения к источнику света освещенность будет усиливаться и наоборот, по мере удаления – ослабевать. Свет и тень на переднем плане должны быть более интенсивными, чем на заднем.

Сначала легкой штриховкой проходимся по характерным участкам наиболее видимых теней. Далее постепенно, слой за слоем штрихуем поверхности теней, одновременно с этим, всматриваемся в полутени. На протяжении каждого этапа работ необходимо консультироваться с педагогом, дабы исключить видимых искажений пропорций.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ТОНОМ:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: