Церковь Николы на Липне (1292 г.)

Церковь Николы на Липне является православным храмом конца 13 века, а также уникальным памятником каменного зодчества Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Святого Николая Чудотворца, а предел – в честь Святого Климента.

Прекрасный вид на церковь открывается с восточного берега, ведь именно в этом районе можно увидеть последний памятник средневекового Новгорода – храм Николы. Знаменитая церковь была построена в 1292 году по инициативе архиепископа Климента. Храм Николы является не только единственным остатком древнейшего Липенского монастыря, но и относится к числу выдающихся монументов новгородского зодчества.

Как упоминалось, строительство церкви началось в 1292 году. Церковь была заложена в 8-ми км к югу от города Новгорода, а именно на острове Липно и берегу реки Плотница в дельте реки Мсты.

По некоторым сведениям в 1113 году была приобретена икона Николая Чудотворца, которая была писана на большой круглой доске. По преданию, именно от этой иконы полностью исцелился великий новгородский князь Мстислав Владимирович. Скорей всего, именно после этого события чуть позднее 1113 года был выстроен монастырь и деревянная церковь, хотя точных данных об этих событиях до сих пор не было найдено.

Каменная церковь, заложенная в 1292 году и завершенная в 1294 году, стала первой каменной церковью, которая была возведена на новгородской земле после того, как прошло великое нашествие монголо-татар на Русь. Во время возведения храма зодчие в большей мере ориентировались на одну из современных в те времена домонгольских церквей, а именно на церковь Рождества, расположенную в Перынском скиту. По этой причине в конце 12 – начале 13 веков отчетливо наметились новые пути развития, касающиеся новгородского зодчества. В данного рода постройках предпринимались попытки по переосмыслению и замене привычной старой схемы храмовых зданий, которые притворялись в жизнь новгородскими зодчими второй половины 12 века. Кроме того, такая тенденция преображения развивалась вплоть до первой половины 14 века. Среди новых построек особенно место занимает храм Николы на Липне. В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке Никольского храма в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Что касается фресковой росписи храма Николы на Липне, то почти до своей гибели в 1941-1943 годах она была замаскирована под малярной записью, которая была проведена в 1877 году. Лишь незначительные фрагменты великой стенописи конца 13 века, которые смогли избежать реставрации 19 века, удалось обнаружить при полной разборке иконостаса в 1930 году. Фресковая роспись храма Николы стала промежуточным звеном, соединяющим новгородскую живопись еще домонгольского периода и прекрасную живопись второй половины 14 века. Удлиненные фигуры в большей мере подвижных фигур, а также легко и свободно сползающие складки одежд, обтекающих человеческую фигуру, говорили о том, что в росписи в храма Николы 13-14 веков, по большей части предвосхищались новые явления, бурно развивающиеся в новгородской живописи уже через 50-60 лет.

14 век

 

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г)

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил ее) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Храм был построен жителями Ильинской улицы - главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Богоматери Знамение, через который по преданию Новгород был чудесно спасен в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор построен в 1682-1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления - бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание - голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма - приделами святой Троицы и святых Косьмы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъем в нее осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нем сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая ее часть погибла, однако то что сохранилось - единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: