Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями. Родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог:
изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности. Трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
исследует условия и особенности микросреды жизнедеятельности ребенка.
Социальный педагог использует в работе психолого-педагогические диагностики, при этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение.
А также возможно применение анкет и тестов:
- Анкета "Наказания в семье"
- Анкета, направленная
на изучение характера отношения подростков к наркомании
- Анкета для учащихся «группы риска»
|
|
- Критерии агрессивного ребенка.
- Анкета «Определение детей группы риска»
- Анкета Оценка воспитанности учащихся 9-11 класс
- Анкета по теме «Права ребенка и обязанности родителей
-Анкетирование школьников по вопросу курения
-Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- Тест на определение уровня знаний по вопросам ВИЧ/СПИДа
у учащихся 9,10, 11 классов общеобразовательных школ
- Тест школьной тревожности Филипса
- Шкала одиночества
3. Разработка программ социально-педагогической деятельности с ребенком,
группой, общественностью.
Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам.
Целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
-прогнозируемости;
-измеряемости ожидаемых результатов- выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
Обеспечение условий реализации программ.
Социальный педагог, являясь посредником между учащимися и образовательным учреждением, средой, специалистами социальных служб. Ведомств и административных органов. Выступает одновременно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программ, информирует комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, директора школы о ходе выполнения программ, педагогический коллектив, начальника управления образования о результатах внутришкольных структур по выполнению программ.
|
|
С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленный рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при обращении.
4. Принципы работы социального педагога с детьми группы риска.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:
- Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»;
- Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
- Тесное взаимодействие с семьей ребенка.
- Взаимодействие с классным руководителем.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:
- развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
- смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;
- рождение нового ребенка и переключение внимание родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные формы насилия в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
- ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же.
Отклоняющее поведение детей группы риска может быть вызвано следующим:
- ограниченная духовная культура;
- обедненная досуговая среда;
- скука, неумение найти достойное занятие;
- низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;
- эмоциональная неразвитость;
- неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.
Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям - проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.
5. Социально- педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.
Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.
Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:
- профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);
- оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.
Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.
1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.
2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ее цель - конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.
Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:
- типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
- опыта употребления веществ;
- источников приобщения к веществам;
- мест распространения веществ;
- очагов возможного возникновения зависимостей;
- отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим ПАВ, в) к распространению, г) к возможной помощи.
3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.
Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.
4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.
Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
- в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
- в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;
- в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.
Основными принципами организации контакта должны выступать:
- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
- заинтересованность;
- содействие;
- доверие.
5. Консультирование.
Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
- инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;
- способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные трудности в связи с употреблением алкоголя, наркотиков, других веществ.
6. Разработка программ профилактической работы.
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).
Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;
• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
• способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним возрастных особенностей были бы обеспечены на управленческом и технологическом уровнях.
Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
- наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;
- обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
- включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
- обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:
- стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
- умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
- способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
- готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай человека таким, каков он есть.
- Соблюдай конфиденциальность.
- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
- Минимум специальных терминов.
- Соблюдай принцип добровольности.
Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями - задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
|
|
|
|
6. Технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в
кризисных ситуациях.
Социально-педагогического технологии предусматривают четкую последовательность, но не гарантируют достижения полной эффективности.
В социально-педагогического технологиях очень важна обратная связь.
Шакурова М.В. выделяет 3 группы технологий:
· Субъективные (индивидуальные, групповые, сферные, массовидные).
· Деятельностные - направлены на совершенствование социально-педагогического работы как вида деятельности.
· Средовые - направлены на оздоровление окружающей среды человека, коррекцию процессов общения, разрешение конфликтных ситуаций.
Технология социально-педагогического поддержки детей в кризисных ситуациях.
1 подход - генетический - технология используется тогда, когда происходят ситуативные кризисы и кризисы взросления.
2 подход - индивидуальный - требует более интенсивного вмешательства профессионала.
3 подход - модельный (Сэлби, Пэйрод). Здесь выделяются 4 этапа:
· Определения травмирующего события и его воздействия на клиента.
· Определение необходимых средств совладения с ситуацией.
· Овладение способами преодоления кризисной ситуации пострадавшими.
7. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми группы риска.
Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптации ребенка к школьной среде.
Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Причем, это явление характерно и для современной мировой системы образования. Ученые считают, что это неизбежное следствие развития цивилизации.
Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социальных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде.
Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации».
Проблемами образования таких детей занимаетсякоррекционная педагогика.
Коррекционно-развивающий педагогический процесс необходим для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии.
Он основывается накомплексных подходах, которые включают в себя:
· Лечебные и лечебно-профилактические мероприятия
· Укрепление физического здоровья
· Общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, на внеклассных занятиях, во время самоподготовки)
· Индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков развития (кинезитерапия, логопедия, лечебно-физкультурная коррекция и др.)
Говоря о нарушениях в развитии нужно сказать и о причинах этих нарушений. Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают, выделяют несколько групп:
· По источнику происхождения нарушения:
1. эндогенные (внутренние) – проблемы, связанные с генетикой
2. экзогенные (внешние) – травмы, инфекции, нарушение питания
· По структуре дефекта:
1. органические – поражения вследствие органических нарушений (поражения ЦНС, коры головного мозга)
2. функциональные – расстройство функций различных систем, процессов возбуждения и торможения
· По времени возникновения отклонения:
1. врожденные – наследственные генетические поражения
2. приобретенные – вследствие природных поражений.
· По способу возникновения:
1. социальные – неблагоприятное влияние внешней среды
2. стихийные – несчастные случаи
3. наследственные
Мы сегодня будем говорить о нарушениях социального характера, т.к. говорим о работе с детьми «группы риска».
Каких детей мы относим к «группе риска? Я думаю, что это спорный вопрос и вы делить группу риска можно по-разному.
Мы, традиционно, относим к такой группе:
1. детей из трудных семей (пьющие родители, неполные семьи)
2. детей с дефектами характера (их поведение выходит из обычных рамок, им свойственны странные выходки и поступки, они являются чрезмерно активными, ненормально взвинченными или, наоборот, недостаточно деятельными, замкнутыми; часто проявляют противообщественность. Такое поведение можно увидеть у детей выше и ниже среднего уровня развития. Вспышки гнева, нервность, жестокость, повышенная чувствительность, ложь, стремление к уединению, бродяжничество, воровство, школьная малая успеваемость или полная неуспешность, недисциплинированность – все это присуще ребенку с ненормальным характером, которому впоследствии затруднительно приспособиться к общественной жизни.
3. конфликтных детей – группа которых неоднородна как по их склонности к конфликтам, так и по интенсивности их протекания. Можно выделить 5 подгрупп с условными названиями:
«Я всегда прав» -самые конфликтные дети
«Я лучше других»
«Я взрослый, я – главный»
«Я за себя постою»
«Я хороший»
1. «Бабушкины» дети – дети, которые воспитываются с бабушками
Нельзя забывать о том, что у нас в классах есть дети VII (VIII) видов, дети-инвалиды, дети с нарушением зрения и слуха, которых также можно отнести к «группе риска»
Отсюда следует вывод: коррекционная работа необходима всем.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
2. коррекция отдельных сторон психической деятельности.
3. развитие основных мыслительных операций
4. развитие различных видов мышления
5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
6. развитие речи, владение техникой речи
7. расширение представлений об окружающем и обогащение словаряы
8. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа – это работа очень сложная, кропотливая, требующая очень многих усилий со стороны педагога: педагог должен уметь привлечь внимание детей (словом, взглядом, жестом, одеждой и др.); заинтересовать собой; увлечь, повести за собой; сотрудничать с детьми, не забывая при этом о правах ребенка. Каждый ребенок имеет право: на непохожесть, на неудачу, на уважение к его ошибкам, на великодушие учителя, на любовь.
В последнее время большое распространение получил арттерапевтический метод или арттехнологии.
Применение этого метода незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.
В случае трудностей общения – замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или излишней стеснительности арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности. Арттерапия позволяет педагогу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Виды арттерапии:
1. Изотерапия
2. Танцетерапия
3. Аутотренинг
4. Музыкальная релаксация
5. Музыкотерапия
6. Библиотерапия
7. Имаготерапия
8. Психодрама
9. Куклотерапия
10. Образно-ролевая драмтерапия
11. Психогимнастика
12. Хоротерапия (вокалотерапия)
13. Коррекционная ритмика
14. Музыкоцветотерапия
15. Сказкотерапия
16. Кинезитерапия
В заключении хочется сказать, что взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.
Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребенка.