Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия

Контрольные вопросы и задания

 

Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции профессионального общения.

     Перцептивная функция - это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» в традиционном общепсихологическом смысле является не совсем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта, но и его поведенческих и психологических характеристик: целей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д. Кажется, вполне оправданным в качестве синонима «восприятие другого человека» использовать выражение «познание другого человека»

Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:

— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

— всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;

— информация, не находящаяся в области опыта адресата, воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;

— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.

Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Таким образом, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

 

 

Какова роль первого впечатления в профессиональном общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?

Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».

Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина.

Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления: фактор привлекательности, фактор превосходства и фактор отношения. Эти факторы действуют в тесной взаимосвязи.

Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.

Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.

Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.

Какие существуют механизмы взаимопонимания в профессиональном общении?

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:

Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Эмпатия - определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

 Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.

· Предрассудки и предубеждения (в основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях, очень устойчивы)

· «Эффект ореола» (тенденция переносить благоприятное (и нет) впечатление об одном качестве на все другие его качества, ярко проявляется при формировании первого впечатления, мешает видеть действительные черты)

· Эффект первичности (проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше)

· Эффект новизны (действует в ситуациях восприятия знакомого человека и более новая информация оказывается наиболее значимой)

· Фактор превосходства (большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству; имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности; оценивается человек по внешним атрибутам и манере поведения)

· Фактор статуса (во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса)

· Фактор «отношение к нам» (зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо; чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека, и наоборот, чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными)

· Проекция (неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой; также мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно)

· Фактор привлекательности (так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо)

· Эффект снисходительности (заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности)

· Эффект «фаворитизма» (те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз»; фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе)

· Казуальная атрибуция (приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует; осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в

прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации; существует целая система способов атрибуции)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: