Что такое «эффект ореола» и «каузальная атрибуция»?

Эффект «ореола» – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете - положительном или отрицательном. Сущность эффекта «ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.

 

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом.

 

Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?

Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, или национальные, стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Существуют профессиональные стереотипы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), физиогномические и др.

Насколько велика роль стереотипизации в профессиональном общении?

Социальный стереотип (от греч. stereos – телесный, твердый, объемный, пространственный и typos – отпечаток) – схематический, стандартизированный "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия. Социальный стереотип обычно эмоционально окрашен и обладает большой устойчивостью.

 

Образ другого человека в процессе социальной стереотипизации строится на базе тех или иных типовых схем, которым пользуются как средством, своего рода "сокращением", схемой при взаимодействии.

 

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность группы людей. Отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

 

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представления о членах одних национальных групп с точки зрения других (например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души).

 

На стереотипное восприятие человека оказывает влияние "оформление" его внешности. Например, перед равными практически по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступая один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном штатском, в рабочем комбинезоне, в духовном одеянии, в военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям. Отчасти это верно, так как профессия накладывает отпечаток на личность человека, но только отчасти.

 

В процессе восприятия действуют не только социальные стереотипы, но и стереотипы восприятия физиогномических особенностей и конституции человека. При формировании впечатления стереотипно воспринимаются особенности телосложения человека, его конституция в целом.

 

Каким образом можно уменьшить влияние ошибок восприятия на общение?

Думаю, что если человек будет проявлять интерес, то его мозг перестанет ставить ярлыки на новых людей и подвергать все стереотипам. Только интерес позволит человеку вне стереотипов попытаться узнать человека лучше, ближе, открыть для себя что-то новое.

Что такое межличностная аттракция и какова ее роль в общении?

Межли́чностная аттра́кция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви. Следует учесть, что под аттракцией понимают как процесс так и результат формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: