Восприятие. Общая характеристика

восприятие–это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют:

1) зрительное; 2) слуховое; 3) осязательное; 4) кинестетическое; 5) обонятельное;

6) вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

1) восприятие пространства; 2) восприятие времени; 3) восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

К основным свойствам восприятия относят:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует.

2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей. При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных.

4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

6. Апперцепция (лат. apperceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

12. Понятие личности в психологии Индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии

В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств. Личность в психологии изучается как: индивид, конкретный человек, представитель рода; индивидуальность; субъект; носитель социальных ролей, статусов; "я-образ". Психология рассматривает личность, опираясь на концепцию неразрывного единства в ней физических, биологических и социальных компонентов, при этом биологическая составляющая в человеке понимается не только как продукт естественного развития, но и результат исторического, социального развития. Биологическое в человеке всегда опосредовано социальным, переплетено с ним. Более того, многие физические свойства, способности появляются только в процессе социализации личности. Когда мы говорим, что тот или иной процесс является физическим или социальным актом, подразумевается лишь то, что та или иная сторона (физическая или социальная) в данном процессе доминирует, преобладает

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личност ь – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

13 Общие понятия об эмоциях и чувствах, их значение в жизни человека. Виды эмоциональных состояний. Виды чувств.

«Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания).

Следует отметить, что личные и общественные оценки знака эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно – это отрицательная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положительная;

2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение);

3) В. Вундт предложил классификацию по трем направлениям:

а) удовольствие – неудовольствие; б) напряжение – разрядка; в) возбуждение – торможение;

4) современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные. К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: