Учебный материал к уроку

Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия яв­но уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в сле­дующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в лите­ратурном движении, в ряде случаев она даже опере­жает и стимулирует художественные поиски в об­ласти прозы.

Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К.Толстого). В русской поэзии середины XIX в. общепризнан­ным считается наличие двух направлений. С одной стороны, это Некрасов и поэты его школы. Это «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов). Предста­вители этого направления обращались к насущным общественно-политическим проблемам. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями. Характерными для них были быстрота отклика на актуальные яв­ления действительности, обличительные тенденции, активное участие в литературной борьбе эпохи, ши­рокое использование сатирических жанров. В осо­бенности это относится к поэзии В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, сотрудничавших в сатирическом журнале «Искра», к стихам Добролю­бова, которые он печатал в «Свистке» — сатири­ческом приложении к «Современнику». К некра­совской школе по справедливости нужно отнести и И. С. Никитина, посвятившего свое творчество изо­бражению народной жизни.

Одновременно существовало в поэзии и другое направление, ориентировавшееся на теорию «искусст­во для искусства». «Чистая поэзия» была призвана воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили А. Фета, А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Я.Полонского, А.Григорьева, Л. А. Мея, отчасти Ф. И. Тютчева. Поэты «чисто­го искусства» уходили в мир философских и психоло­гических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных пережива­ниях. Все это вызывало у демократического чита­теля, который на крутом переломе истории желал найти в литературе прямые отклики на волно­вавшие его вопросы, активное неприятие.

Существует большое количество фактов, свидетель­ствующих о непримиримой борьбе этих двух направ­лений. Но прошло уже полтора столе­тия; нам теперь значительно легче оценить суть тех споров, столкновений, которые были так характерны для 60-х гг. XIX в. Прежде всего, представление о диаметральной противоположности двух эстетичес­ких позиций нуждается в определенных коррективах. Можно ли свести творчество Некрасова к одним только «гражданским мотивам», не замечать у него произведений общенационального и общечеловечес­кого характера? Не надо забывать, что именно Не­красов первым сказал о замечательном поэтическом даре Тютчева, высоко ценил стихи Фета. С другой стороны, лозунг «чистого искусства» не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

Если все-таки исходить из наличия двух направ­лений в русской поэзии середины XIX в. (а они обозначились в сознании современников достаточно отчетливо), то ни в коем случае не следует одно из них возвышать за счет другого. Были свои сильные стороны, несомненные открытия у представителей того и другого направлений. Важно не терять исто­рическую перспективу и ясно отдавать себе отчет в том, что для русской поэзии были, конечно, не­обходимы пафос социальности, стремление придать стихам прямое агитационное звучание, утвержде­ние высокого предназначения поэта-пророка, откры­тие народной жизни как законного предмета по­этического творчества. Но не менее важными и существенными были достижения другой школы, для которой характерными стали глубокое ощуще­ние природы в ее соотнесенности и органической связи с душевной жизнью человека, исповедальность, тонкий психологизм лирики, обращенность к вечным загадкам бытия, поиски новых средств худо­жественной выразительности, музыкальность и т. д.

Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохи. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели – утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов – глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. И у одних, и у других есть стихи, кото­рые и сегодня продолжают нас волновать, ибо они утверждают те общечеловеческие ценности, без кото­рых жить невозможно. Это обстоятельство и предоп­ределяет величие и значение поэтов, работавших не только для своего вре­мени.

Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», – это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция – его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А.Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И.Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных –

× «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского,

× «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А.Григорьева,

× «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К.Толстого,

× «Коробейники » Н.А. Некрасова

× и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

В русской поэзии второй пол.19 века были по-настоящему крупные таланты, которые не просто резонировали с эпохой, но обгоняли её, работали на будущее.

ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ

ü

ü

Ф. Тютчев, А. Фет, А.Майков, А.К. Толстой, Я.Полонский, А. Григорьев, Л.А. Мей Н.А. Некрасов, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, В.И. Богданов, Н.А. Добролюбов, И.С. Никитин

ü Особенности поэзии «чистого искусства»:

¨ Искусство не должно быть связано с жизнью.

¨ Стихи не имеют сюжета.

¨ Они передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

¨ Загадочность, таинственность.

¨ Это поэзия для избранных.

ü Основные темы поэзии «чистого искусства»:

¨ Искусство - певучесть и музыкальность.

¨ Любовь - нежность и душевная теплота, быстротечность, неразгаданная тайна, волшебный мир.

¨ Любимая - предмет восторга и поклонения, высокий идеал.

¨ Природа - нахождение отзвука своим настроениям и чувствам, восторг, впечатление.

¨ Мироздание - живое ощущение Бесконечности и Вечности, хаоса и гармонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: