Насколько велика роль стереотипизации в профессиональном общении?

Контрольные вопросы и задания

 

1.     Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции профессионального общения.

Перцептивной стороной общения условно назван процесс восприятия одним человеком другого, эта сторона выступает как обязательная составная часть общения. Восприятие других людей зависит не только от личностных, но и от социокультурных факторов. В профессиональном общении перцептивная функция выступает в роли регулятора, а выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие-оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию, самого себя, ситуативного контекста общения в целом

Какова роль первого впечатления в профессиональном общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?

Роль первого впечатления - быстрая ориентировка в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Вопрос о том, насколько точным оно является, совсем не прост. Точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем меньше нейтральности в отношениях, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок. Первое впечатление порой бывает обманчивым, как считают психологи.

Какие существуют механизмы взаимопонимания в профессиональном общении?

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом: Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия - определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.

Предрассудки и предубеждения (в основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях, очень устойчивы)

Эффект первичности (проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше)

Эффект новизны (действует в ситуациях восприятия знакомого человека и более новая информация оказывается наиболее значимой) Фактор превосходства (большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству; имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности; оценивается человек по внешним атрибутам и манере поведения)

Фактор статуса (во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса)

Фактор «отношение к нам» (зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо; чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека, и наоборот, чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными)

Проекция (неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой; также мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно)  

Фактор привлекательности (так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо)

Что такое «эффект ореола» и «каузальная атрибуция»?

«Эффект ореола» (тенденция переносить благоприятное (и нет) впечатление об одном качестве на все другие его качества, ярко проявляется при формировании первого впечатления, мешает видеть действительные черты)

Казуальная атрибуция (приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует; осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации; существует целая система способов атрибуции)

Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?

Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, или национальные, стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других.

Насколько велика роль стереотипизации в профессиональном общении?

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Этот упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом. Тем не менее, в определенном смысле такой подход необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания, сэкономить время. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Во втором случае, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: