Рис.5 Основные элементы электродвигателя: вал (1); передний подшипниковый щит (2); коллектор(3); щеткодержатели со щетками (4); якорь (5); главный полюс (6); обмотка возбуждения (7); станина (8); задний подшипниковый щит (9); вентилятор (10); лапы (11); подшипник (12)
Остов (станина) - статор машины, выполняющий две функции: является магнитопроводом, по которому проходит магнитный поток возбуждения машины; является основной конструктивной деталью, в которой размещаются все основные детали (корпус).
Полюсы – главные и добавочные (дополнительные). Главные полюсы служат для создания в машине основного магнитного потока возбуждения. Добавочные полюсыобеспечивают уменьшение искрения, возникающего при работе машины.
Полюсы машины состоит из сердечника, полюсного наконечника и катушки. Крепятся полюсы изнутри к станине. Число добавочных полюсов равно числу главных.
Катушки полюсов изготавливают из изолированного медного провода круглого или прямоугольного сечения или шинной меди. Катушки всех главных полюсов соединяются последовательно и составляют обмотку возбуждения машины. В современных тяговых электрических машинах постоянного и пульсирующего тока часто применяют компенсационную обмотку, улучшающую условия работы коллектора и щеток.
|
|
Якорь служит для создания магнитного потока который, взаимодействуя с магнитным потоком главных полюсов создает вращающий момент тягового электродвигателя. Он состоит из сердечника, обмотки, коллектора и вала. Витки (секции), образующие обмотку якоря, комплектуют в катушки и закрепляют в круглом сердечнике. Он изготавливается из листов электротехнической стали. Этот сердечник напрессован на вал, который вращается в подшипниках, закреплённых в подшипниковых щитах остова. Обмотка и сердечник вместе составляют якорь и называются, соответственно, обмотка якоря и сердечник якоря.
Коллектор – цилиндр, состоящий из ряда изолированных друг от друга и от корпуса миканитом медных пластин, по которым скользят угольные или металлоугольные щетки. Он является механическим выпрямителем переменного тока, который периодически меняет направление тока в каждой секции, сохраняя постоянство направления тока во внешней цепи.
Щеточный аппарат (щеткодержатели, укрепленные на кронштейнах и щеточных пальцах непосредственно к остову машины, с установленными в них щетками) – устройства, предназначенные для соединения коллектора с внешней цепью. Обмотка якоря соединяется с помощью коллектора и щеток с неподвижными клеммами, через которые машина включается в сеть.
|
|
Подшипниковые щиты крепятся к обеим сторонам остова и предназначены для установки в них подшипников.
Контрольные вопросы:
1. Принцип работы электродвигателя?
2. Назначение коллектора электродвигателя?
3. В чем разница электродвигателя от нгенератора?