Особенности «новой драмы» А. П. Чехова: (продолжение)

— открытие новых возможностей в изображении характеров (не борьба за достижение цели, а переживание противоречий жизни). Пафос действия сменяется пафосом размышления. Это тоже отголосок подводного течения.

Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы: «чайка» («Чайка»), «дом» («Три сестры»), «сад» («Вишневый сад»). По мнению Л. А. Иезуитовой, символы Чехова восходят к реалистическим символам (вспомним «Грозу» А. Н. Островского), но в то же время существенно от них отличаются «почти музыкальным сочетанием лирической тонкости, зыбкости, философской глубины и способностью связывать будничное и вечное в неразложимое поэтическое целое».

Каждый образ-мотив создает вокруг себя семантическое поле символических значений. Поиск «общей идеи», «за которую можно отдать душу, искание силы, которая могла бы преодолеть холод всемирного одиночества» — постоянный мотив творчества Чехова.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова: (продолжение)

— символическая образность пьес

 

Чеховская концепция жизни наиболее полно реализовалась в драме:

1) чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, в них нет счастливых людей

2) всеобщее неблагополучие приводит к ощущению всеобщего одиночества

3) царит атмосфера психологической глухоты

4) особое ощущение драматизма жизни – зло растворяется в мелочах, т.е. прямого носителя зла нет.

В чем главное несчастье всех героев пьесы? (Они не слышат, не понимают и не любят друг друга. Герои слишком погружены в переживание собственной внутренней драмы.)

- А. П. Чехов утверждал: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек». Это может быть физическая боль, это может быть душевная боль из-за своих неудач, мы можем чувствовать боль близких. И, наконец, это боль за судьбу Родины, за ее будущее. Каким оно будет, зависит от нас.

Неоднократно Россия находилась на перепутье. 1903 год, год написания пьесы «Вишнёвый сад», был одним из таких периодов в истории России.

Чехов говорил: «Вся Россия – наш сад». Герои его пьесы – это люди, которые строят судьбу России 20 века.

- Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ. (Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.)

С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.

 

Своеобразие образов пьесы. Отношение героев к Вишневому саду. Беседа.

Отношение героев комедии к Вишнёвому саду

Раневская Гаев Лопахин Аня
Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. «И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад». Сад воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад – источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода».«Вишня родится раз в 2 года, но никто не покупает» Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».Сад – надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Все герои вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Сад высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Однако ни один из героев, несмотря на свои положительные качества и авторское сочувствие, не может претендовать на роль достойного хозяина вишнёвого сада.

 

В драматических произведениях непременно должен быть центр – событие или персонаж, вокруг которого развивается действие. В пьесе А. П. Чехова «центр» в традиционном понимании утрачен. На его место поставлен безмолвный вишневый сад. Сад становится «центром» чеховской комедии, ее главным персонажем. В этом образе сопрягается конкретное и вечное, молодость, воспоминания, чистота,счастье. Вишневый сад организует драматическую интригу пьесы. Вокруг этого образа располагаются все персонажи. Они вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Для каждого из героев этот сад свой, особенный. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Вишневый сад – это и глубинная тема о соотношении будущего и прошлого.

 

Сад - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: