Двадцать второе апреля
Классная работа
Тема: Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глаголов.
Цель урока:
1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола; дать понятие о переходности и непереходности глаголов;
2) научить различать наклонения глагола; научить различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения; развивать речь учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Спиши, обозначая орфограммы:
Со..нце уже к..снулось края ст..пи. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордоч(?)кой (до)кушанья. Солнеч(?)ные лучи поч(?)ти никогда не к..саются холодной с..ребристой в..ды. Аппарат мч..лся (по) касательной против ветра.
2. Изучение нового материала. Параграф 90, стр. 109-112.
- Понятие о переходных глаголах. Объяснение учителя. ВНИМАНИЕ! Выделенные красным шрифтом предложения или словосочетания записать в тетрадь!!!
|
|
Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными.
От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):
Письменно! Писать ( что? ) письмо
Увидеть ( кого? ) мальчика
У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.
От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:
Заниматься ( чем? ) спортом
Разбираться ( в чем?) в музы ке
Отказаться ( от чего? ) от помощи
Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:
Увидеть мальчика
Увидеть их
Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.
Простоять час
Ждать неделю
Лексическое значение и категория переходности
Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом – непереходным:
Учить в школе.
Глагол «учить» в значении «преподавать» – непереходный.
Учить детей.
Глагол «учить» в значении «обучать» – переходный.
Редактор правит рукопись.
Глагол «правит» в значении «исправляет» – переходный.
|
|
Миром правит сам человек.
Глагол «правит» в значении «управляет» – непереходный.
3. Работа с таблицей (ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДЯХ)!
4. Наклонения глагола. Теория:
С помощью глагола мы можем сообщить о реальном или нереальном (возможном, желаемом) действии. Помогают это сделать формы наклонений глагола.
Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.
Изъявительное наклонение
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Пример: (ЗАПИСАТЬ)
пишу — писал — буду писать.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, числам и лицам (в наст. и буд. вр.) или родам (в прош. вр.).
Пример:
«Я пишу письмо». Глагол пишу стоит в наст. вр., ед. ч., 1 л.
«Она написала письмо». Глагол написала стоит в прош. вр., ед. ч., ж. р.
«Мы напишем письмо». Глагол напишем стоит в буд. вр., мн. ч., 1 л.
Условное (сослагательное) наклонение
Глаголы в условном наклонении называют нереальное (желаемое или возможное при определённых условиях) действие.
Пример: (ЗАПИСАТЬ)
«Я сходила бы в театр, если бы было время».
Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы, которая пишется с глаголом раздельно.
Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:
Пример:
«Если бы я был директором школы, я разрешил бы проводить не больше двух уроков в день».
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Пример:
решил бы — решили бы — решила бы.
Повелительное наклонение