Глаголы в условном наклонении называют нереальное (желаемое или возможное при определённых условиях) действие

Двадцать второе апреля

Классная работа

Тема: Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глаголов.

Цель урока:

1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола; дать понятие о переходности и непереходности глаголов;

2) научить различать наклонения глагола; научить различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;

3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения; развивать речь учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Спиши, обозначая орфограммы:

Со..нце уже к..снулось края ст..пи. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордоч(?)кой (до)кушанья. Солнеч(?)ные лучи поч(?)ти никогда не к..саются холодной с..ребристой в..ды. Аппарат мч..лся (по) касательной против ветра.

2. Изучение нового материала. Параграф 90, стр. 109-112.

- Понятие о переходных глаголах. Объяснение учителя. ВНИМАНИЕ! Выделенные красным шрифтом предложения или словосочетания записать в тетрадь!!!

Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными.

От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):

Письменно! Писать ( что? ) письмо

Увидеть ( кого? ) мальчика

У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.

От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:

Заниматься ( чем? ) спортом

Разбираться ( в чем?) в музы ке

Отказаться ( от чего? ) от помощи

Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:

Увидеть мальчика

Увидеть их

Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.

Простоять час

Ждать неделю

Лексическое значение и категория переходности

Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом – непереходным:

Учить в школе.

Глагол «учить» в значении «преподавать» – непереходный.

Учить детей.

Глагол «учить» в значении «обучать» – переходный.

Редактор правит рукопись.

Глагол «правит» в значении «исправляет» – переходный.

Миром правит сам человек.

Глагол «правит» в значении «управляет» – непереходный.

3. Работа с таблицей (ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДЯХ)!

 

4. Наклонения глагола. Теория:

С помощью глагола мы можем сообщить о реальном или нереальном (возможном, желаемом) действии. Помогают это сделать формы наклонений глагола.

Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Пример: (ЗАПИСАТЬ)

пишу — писал — буду писать.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, числам и лицам (в наст. и буд. вр.) или родам (в прош. вр.).

Пример:

«Я пишу письмо». Глагол пишу стоит в наст. вр., ед. ч., 1 л.

«Она написала письмо». Глагол написала стоит в прош. вр., ед. ч., ж. р.

«Мы напишем письмо». Глагол напишем стоит в буд. вр., мн. ч., 1 л.

Условное (сослагательное) наклонение

Глаголы в условном наклонении называют нереальное (желаемое или возможное при определённых условиях) действие.

Пример: (ЗАПИСАТЬ)

«Я сходила бы в театр, если бы было время».

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы, которая пишется с глаголом раздельно.

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:

Пример:

«Если бы я был директором школы, я разрешил бы проводить не больше двух уроков в день».

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Пример:

решил бы — решили бы — решила бы.

Повелительное наклонение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: