Если все отходы, накопленные ежегодно жителями планеты, ссыпать в одну кучу, получится гора высотой с Эльбрус (5642м)

Урок природоведения в 5 классе.

Тема: Изменение природы под влиянием хозяйственной

                   деятельности человека.

 

Цель урока: используя разные приемы подачи новых понятий, материалов, формировать у учащихся бережное и ответственное отношение к окружающей среде.

Учебно воспитательные задачи:

1. Конкретизировать такие понятия, как «человек», «природа», «загрязнение окружающей среды», экология

2. Развить, расширить знания о природе - «нашем общем доме», закрепить знания о взаимосвязи природы и человека.

3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать экологическому воспитанию школьников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: рисунки, фотоснимки

 

                            Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости учащихся и их готовности к уроку, деление на группы.

II. Актуализация знаний.

     1. Что означает слово «ресурсы» в переводе с французского языка?

2. Назовите две основные группы природных ресурсов.

                                   Природные ресурсы

          Исчерпаемые    Неисчерпаемые
  Полезные ископаемые Чистый воздух Растения Животные Пресная вода Ископаемое топливо     Солнечная энергия Ветер Текущая вода

 

 

3.Назовите возобновляемые ресурсы.

4.Какие ресурсы и почему относятся к невозобновляемым?

 

III,  Изучение нового материала.

   Вступительное слово учителя.

  Человек - часть природы, он живет в ней и не может жить вне ее. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вопросы экологически проблем окружающей среды, возникшие при влиянии на нее хозяйственной деятельности человека.

Экологическая игра – «Чей мусор полезней?»

 Ответь на вопрос: «Чем опасен мусор?».

-Предметы, попадающие за день в мусорное ведро в обычной семье.

-Определение учащимися принадлежности мусора к определенному члену семьи

- Выводы о полезности или вредности мусора (деление мусора на 3 категории: полезный, вредный, очень вредный).

 

Дополнительный материал по составу данной семьи:

Папа – 35 лет, бизнесмен часто ездит. Много работает, пишет и курит.

Мама- 32 года, домохозяйка.

Сын – ученик 7 класс, любит «Сникерсы» и увлечен играми на компьютере.

Дочь- ученица 4 класса, любит рисовать и собирать марки.

 

Список и классификация отходов по полезности или вредности: (Заполнить)

Полезный                             Вредный Очень вредный
     

 

 

           Статистические данные и интересные факты:

1. Производство бумаги из макулатуры ведет к снижению вредных выбросов в атмосферу на 74%, а в воду на 35% и к5 экономии лесных ресурсов (!Т. макулатуры сохранит 12 деревьев)

2. Американцы каждый год выбрасывают 18 миллиардов одноразовых пеленок, которые можно было бы протянуть до Луны семь раз (380000*7=2660000 км.)

Если все отходы, накопленные ежегодно жителями планеты, ссыпать в одну кучу, получится гора высотой с Эльбрус (5642м).

 

Задачи:

1. Одна семья выбрасывает в день -1,2 кг мусора; если в семье 4 человека, то 1.2: 4 = 0,3 (кг).

Ответ: один человек выбрасывает 300 г. мусора.

 

2 Если в городе – 20000 человек, то 20000 * 300 = 6(т)

Ответ:город выбрасывает каждый день 6т мусора.

 

3. В году 365 дней. 365 * 6 т = 2190 т мусора.

    Ответ: город за год выбрасывает 2190т мусора.

 

Основные пути, ведущие к экономному использованию ресурсов и решению проблем отходов:

· Сокращение потребления (использование меньшего количества упаковок, многоразовых товаров вместо одноразовых).

· Повторное использование и изготовление компоста.

· Починка.

· Переработка вторичных ресурсов.

 

Учитель: Природа – очень сложный организм. Все ее элементы, живые не живые (почва, леса, животные минералы) – одно целое, представляющее сложную систему приспособленных друг к другу, взаимодействующих и взаимосвязанных процессов. Неумелое вмешательство в жизнь природу может   

К сожалению, природа нашей планеты быстро изменяется под воздействием человека. С каждым годом человек все больше и больше вторгается в сложившиеся природные комплексы, вторгается потому что ему необходимо каждый день все больше и больше хлеба и нефти, мяса и стали, древесины, тканей, пластмасс, разнообразных цветных металлов.

Человек, появившийся в географической оболочке, сначала оказывал на нее очень слабое влияние. Но с ростом населения, с развитием производства, науки и техники влияние это росло и продолжает расти все быстрее, становясь губительным для природы. Получив неограниченную власть над природой и, упиваясь этой властью, человек забыл, что сам является ее скромной частицей, то есть компонентом. Вдумайтесь в слова, сказанные современным русским писателем Виктором Астафьевым: «Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, растения, без нас проживут, а вот нам, без них не прожить и дня единого.

Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и увы остающийся по –детски беззащитной перед… варваром- человеком».

 

 

Работа (с текстом).

Влияние человека на природу (антропогенные факторы) можно разделить на следующие группы:

1. Прямое влияние. В процессе жизнедеятельности человек разрушает природный биоценоз, осваивая землю,леса, используя пастбища для строительства дорог, заводов и т.д.

2. Косвенное влияние. В ходе использования одних природных ресурсов человек оказывает косвенное влияние на другие ресурсы (например в результате вырубки лесов исчезают птицы и звери)

3. Комплексное влияние. Для борьбы с вредителями сельского хозяйства на

полях, в садах используют пестициды, гербициды и другие ядовитые химикаты. Яды действуют не только на «свои» объекты, но и на все живое вокруг.

4. Стихийные явления. В некоторых случаях из-за деятельности человека возникают пожары от незатушенных костров, уничтожаются животные, растения и т.д.

     Рост численности населения Земли, развитие промышленности и сельского хозяйства приводят к серьезным изменениям в окружающей среде: увеличивается ее загрязнение, истощаются природные ресурсы, многие естественные природные сообщества заменяются искусственными.

Спасение природы в начале третьего тысячелетия требует усилий всего человечества. Важный шаг на этом пути – выделение территорий, где растительный и животный мир, а также их среда обитания сохраняются в неприкосновенности. Одна из таких территорий - национальные парки, основная задача которых – мероприятия по охране природы, экологическое образование и воспитание.

Лес – один из важнейших объектов на Земле, выполняющий огромную полезную функцию: дает высокосортный строительный материал, мед, сенокосы и пастбища, лекарственные травы, плоды и ягоды, охотничью продукцию, обогащает воздух кислородом…

В лесу обитают множество полезных птиц – санитаров. Поэтому беречь и приумножать лесные богатства – святая обязанность каждого гражданина.

Необходимо:

- Находясь в лесу строго соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности.

- Разводить костры только в отведенных для этого местах.

- Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.

- После отдыха на природе, нельзя оставлять обертки, упаковки, бумажки.

Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света.

IY. Закрепление.

Тест.

1. С развитием цивилизации скорость изменений природных систем __________________________________________________________.

2. Зеленые насаждения, леса снабжают планету ______________________.

3. Главными очагами загрязнения окружающей среды, накопления мусора-______________________________________________________.

4. Возрастание потребностей человечества ведет к увеличению добычи минеральных ресурсов, которое заканчивается нарушением________________.

5. Природа жизненная среда животных, растений и___________________.

 

Y. Заключение.

Хотелось бы завершить наш сегодняшний урок словами замечательного французского писателя Антуана де Сет-Экзюпери:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля». Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечного путешествия на нем. Пересесть из него просто некуда. Вот потому то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом. Если же у человечества не найдется сил, средств, разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень, с такой скромной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя…».

Ребята подумайте над этими словами. Что нужно сделать нам, чтобы не пришлось устанавливать надгробный камень с подобной надписью.     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: