Статуя императора Августа из Прима-Порта.
Период правления Октавиана Августа античные историки называют «золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.
Колонна Траяна в Риме
До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.): сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
|
|
Фрагмент колонны Траяна
Портретная статуя мужчины, т.н. оратор (Авл Метелл). Около 100 г. до н.э.
Знаменитая статуя т.н. оратора, найденная в 1566 году у Тразименского озера в Италии, относится к числу работ, созданных на рубеже II - I вв. до н.э. и принадлежащих сразу двум художественным культурам - быстро клонящейся к упадку этрусской и активно формирующейся римской. Надпись, выгравированная по краю одежды, гласит, что статуя изображает некоего Авла Метелла и исполнена этрусским мастером Тенином Тутином по заказу Аулезы Клеусы (возможно, вдовы изображенного). Авл Метелл представлен в виде магистрата, обращающегося с речью к согражданам. Лицо его - некрасивое, немного одутловатое, с близко поставленными глазами - трактовано обобщенно, но без идеализации. Прозаическая точность воспроизведения облика конкретного человека отличает это изображение. Подобный тип статуи будет одним из наиболее характерных для римской скульптуры последующих столетий.