Название "строгановской школы", так как некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Наиболее замечательные ее представители - Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Федор, Истома Савины, Емельян Москвитин и др. Строгановская икона - небольшая по размеру, для нее характерно тщательное, мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра, красочность. Высокий профессионализм иконописцев строгановской школы был направлен, однако, не столько на создание моленного образа, сколько на утоление эстетических потребностей заказчика.
Русское изобразительное искусство XVII в.
Симон Ушаков (1626-1686) – реформатор иконописи. Иконы: «Спас Нерукотворный», «Древо государства Московского. Похвала богоматери Владимирской». Свой вклад в выделение эстетической стороны иконы внес Симон Федорович Ушаков - русский живописец, гравер и теоретик искусства. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры - сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков отходит от условности, стараясь придать иконописным ликам характер живых лиц. На его иконах - реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.
|
|
Самое известное произведение Симона Ушакова - икона "Спас Нерукотворный", в которой художник с помощью светотени придает лику Христа объемность. В 1617 г. он создал икону "Троица", в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.
Парсуна – первый светский жанр в древнерусском искусстве: иконописный стиль, техника маслом на холсте. Портрет М. В. Скопина Шуйского, портрет царя Алексея Михайловича.
Интерес к человеческой личности ярче всего проявляется в портретном жанре. Портрет - парсуна (от искаженного лат. "persona") родился еще на рубеже XVI-XVII вв. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере - на досках, яичными красками. Таковы парсуны царя Федора Ивановича и воеводы, князя М.В. Скопина-Шуйского, написаны они на липовых досках, в изображении - характерный для иконы трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригинала.