Возможные пути повышения конкурентоспособности товара

Тема 3.2. Товарная, ценовая, сбытовая политика в области ландшафтных услуг.

Урок 7. Конкурентная среда

1. Понятие конкуренции

2. Виды конкуренции

3. Возможные пути повышения конкурентоспособности товара

 

Понятие конкуренции

Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкурентная среда состоит из следующих основных элементов.

Товарный рыноксфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на со­ответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

 При этом элементом товарного рынка выступают взаимозаменяемые товары группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим па­раметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

Товар — главный объект на рынке. Он имеет стоимость и по­требительную стоимость (или ценность): обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой по­требителями полезностью, показателями эффективности в произ­водстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Конкурентоспособность товара — способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара; такой уровень его эконо­мических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими ана­логичными товарами на рынке.

Главными составляющими конкурентоспособности товара вы­ступают:

  1. технический уровень товара: соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам;
  2. коммерческие условия:

- ценовые показатели;

- показатели, характеризующие условия поставок и платежей за продаваемые товары;

- показатели, характеризующие особенности действующей на рын­ке производителей и потребителей налоговой и таможенной систем;

- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий

  1. Организация сервиса

Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции; в приведении ее в ра­бочее состояние; опробовании, демонстрации покупателю изде­лия в работе и т. д.

В период послегарантийного сервиса фирма-продавец ведет пла­ново-предупредительные ремонты и капитальный ремонт, снаб­жает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции и дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного ремонта - сократить простои проданного товара, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и в конечном счете завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности произво­димой продукции.

 

  1. уровень маркетинга и рекламно-ин­формационного обеспечения;

 

  1. актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке.

 

Конкурентоспособным считается товар, у ко­торого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

 

При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов в ка­честве оценочных критериев используют следующие показатели качества:

2. назначение продукта (функциональные возможности; соответ­ствие последним достижениям науки и техники, запросам по­требителей, моде и т. п.);

3. надежность;

4. экономное использование материальных, энергетических и люд­ских ресурсов;

5. эргономичность (удобство и простота в эксплуатации);

6. эстетические показатели;

7. экологические;

8. безопасности;

9. патентно-правовые (патентная чистота и защита);

10. стандартизация и унификация;

11. технологичность ремонта;

12. транспортабельность;

13. вторичное использование или утилизация (уничтожение);

14. послепродажное обслуживание.

В об­щем виде формула конкурентоспособности товара имеет следую­щий вид:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание

Путем совокупного подсчета затрат на оплату энергии и сырья, оценки стоимости обслуживания и ремонтов, расчета расходов на оплату обслуживающего персонала и других статей затрат опреде­ляются совокупные издержки потребления товара.

 

 

Виды конкуренции

 

Разделяют следующие виды конкуренции:

- конкуренция чистая (совершенная): рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной.

- конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствитель­ных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Ограниченность числа участников олигополистического рынка в значительной мере обусловлена жесткими условиями про­никновения на такой рынок.

- конкуренция монополистическая. С возникновением монополий свободная (чистая, совершенная) конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий и мелкими и средними фирмами. Несовершенная конкуренция — это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии; за получение государственных контрактов, кредитов; за владе­ние интеллектуальной собственностью (патентами, лицензия­ми и др.).

К ее важнейшим чертам относятся:

- установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе моно­польно высоких прибылей;

- она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень;

- больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производ­ство и направлена на улучшение качества продукции.

 

 

Возможные пути повышения конкурентоспособности товара

 

Создавая конкурентоспособный товар, производитель имеет воз­можность применять стратегии с различной целевой направлен­ностью. Так, они могут способствовать:

- достижению отличий товаров предприятия в глазах покупате­лей от товаров конкурентов;

- выбору из намеченных к производству товаров одного, наибо­лее привлекательного для всех покупателей и осуществлению на этой основе прорыва на рынке;

- нахождению нового применения выпускаемым товарам;

- своевременному изъятию экономически неэффективного това­ра из сбытовой программы предприятия;

- выходу на новые рынки как со старыми, так и с новыми това­рами;

- проведению модификации выпускаемых товаров в соответст­вии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

- регулярному развитию и совершенствованию системы сервис­ного обслуживания реализуемых товаров и системы стимули­рования сбыта в целом;

- своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства но­вых видов продукции

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Для чего нужно изучать конкурентов? Что такое бенчмаркетинг?

Задание 2. На ваш взгляд, что первично: конкурентоспособность предприятия или конкурентоспособность его товара?

Задание 3. В об­щем виде формула конкурентоспособности товара имеет следую­щий вид: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание

Вы занимаетесь бизнесом каждый в своей сфере (фирма из заданий по теме «Окружающая среда маркетинга»)

Сформулируйте для руководства вашей фирмы КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ по повышению вашей конкуренции. Данные можно оформить в таблицу

Качество продукции или услуг Цена на товары или услуги (если снижение цены, то за счет чего) Обслуживание клиентов
     
     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: