Социально-психологические подходы к объяснению девиантного поведения

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи

 

 

Социально-психологические подходы к объяснению девиантного поведения

 

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов7. В социальных науках отклоняющимся называют поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам8.

По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося9.

В большинстве наук принято деление явлений на нормальные и аномальные. Под нормальным поведением принято понимать нормативно-одобряемое поведение, характерное для большинства людей и не связанное с болезненными расстройствами. Аномальное же поведение условно делят на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Конечно, границы между этими понятиями весьма размыты.

Исходным для изучения любых девиаций является понятие нормы. Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и отклонения.

Нозоцентрический подход рассматривает поведение с позиции психопатологии, с позиции поиска и обнаружения симптомов болезни. В рамках данного подхода целесообразно различать, с одной стороны, психические расстройства а, с другой, крайние варианты нормы (акцентуации), при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Как следствие появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при высокой устойчивости к другим.

Нормоцентрический подход предполагает оценку деятельности человека с позиции ее соответствия социальной норме10.

Социальные нормы соответствуют ценностям общества и служат фундаментом общественной жизни, под их воздействием происходит освоение тех или иных социальных ролей, которые детерминируют ролевое поведение индивида11.

Социальную норму часто определяют как требование общества к личности, в котором определены характер, объем, границы возможного и допустимого в ее поведении. Социальная норма закрепляет поведение, позволяющее выражать типичные социальные связи и отношения, в которых выделяют нормы официальные и неофициальные; юридические, религиозные, этические и эстетические12; «нормы-правила» и «нормы-ожидания»13; институциональные и не институциональные нормы.

Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об отклоняющемся поведении личности, то во втором о социальном отклонении14.

Ряд авторов определяют социальные отклонения как такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях15.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что в любом случае в социально отклоняющемся поведении взаимодействуют три группы явлений: социальные нормы, свойства личности и особенности конкретной ситуации. Кроме того, каждая из перечисленных групп «обрастает» внешними и внутренними обстоятельствами.

Итак, под девиантным поведением буквально понимается поведение, отклоняющееся от нормы. Хотя, как говорили Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев: «Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое16».

Девиантным поведением называют «отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам17»; «поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное поведение, результат асоциального развития личности18»; «отклонение от групповых норм, которое приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя19».

Некоторые авторы рассматривают девиантное поведение как «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям» и как «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям20».

Однако, учитывая относительный характер социальной нормы, субъект может быть несогласным с рядом этих норм в силу своей незаурядности, нешаблонности мышления, гениальности. В данном случае речь идет о девиантном поведении позитивной направленности, которое также относят к социальным отклонениям.

Среди отклонений негативной направленности выделяют антисоциальные и асоциальные отклонения. При антисоциальной направленности личности регулятивное влияние общепринятых норм, правил и ценностей на характер и форму внешних поведенческих проявлений значительно ослабевает.

При антисоциальной направленности личности социально-нормативная регуляция поведения оказывается полностью блокированной, а базовые общечеловеческие ценности – девальвированными. При этом определяющую роль играют собственные внутренние критерии оценки, желания и потребности субъекта21.

В.Н. Кудрявцев и В.С. Нерсесянц также подразделяют социальные отклонения на две группы:

1. Неосторожное поведение - ошибки, небрежность, незнание нормы, заблуждение22.

2. Сознательное поведение – представляет наибольшую опасность для общества. Данная группа, свою очередь, может быть разделена на две подгруппы:

1) экстравертное поведение - ориентировано на внешнюю среду. Может быть: целевым - корыстные и иные целенаправленные противоправные и аморальные поступки; аффективным - насильственные преступления, ссоры в семье и пр.;

2) интровертное поведение, ориентированное субъектом на самого себя - алкоголизм, наркомания, суицид и др.

Переходную форму представляет собой хулиганство – несмотря на то, что оно физически осуществляется вовне, мотивы его нередко связаны с внутренними конфликтами личности. И то, и другое поведение вступает в конфликт с социальными нормами и средствами социального контроля.

Следует заметить, что нет единой классификации поведенческих отклонений. Это объясняется несколькими обстоятельствами: во-первых, междисциплинарным характером проблемы поведенческих девиаций; во-вторых, многообразием форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма».

Как показывает практика, процессы социально-экономических и политических преобразований в современной России неизбежно приводят к появлению в подростковой среде новых видов отклоняющегося поведения. Подростки, являясь наиболее уязвимыми внешнего воздействия социума, моделируют свое поведение, воспринимая вновь появляющиеся, зачастую искусственно создаваемые в обществе установки как нормы.

Поэтому социология и психология девиантного поведения исследуют девиации, исходя «не столько из специфики личности девианта, сколько из закономерностей процессов социального взаимодействия и культуры, условий социальной среды, социальной структуры, системы социального контроля и социализации23».

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Для понимания сущности и причин возникновения девиантного поведения следует рассмотреть различные подходы к объяснению указанной проблемы.

Рассмотрим социально-психологические подходы к объяснению девиантного поведения.

Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.

Наиболее известными представителями данного направления являются О. Конт, Г. де Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон.

Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм. Исследование проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств считается классическим социологическим исследованием24. Он рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей, признающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными25.

Р. Мертон выделил пять возможных типов отклоняющегося поведения:

1) подчинение – происходит путём принятия индивидом целей и средств их достижения;

2) инновация – возникает на базе конфликтов, вызванных неудачей в достижении целей;

3) ритуализм – осуществляется за счет отказа от целей ради подчинения общепринятым стандартам;

4) ретретизм – представляется как отрицание целей и средств;

5) мятеж – предполагает попытку введения нового социального порядка на основе освобождения от господствующих стереотипов26.

Н.Дж. Смелзер, в свою очередь, выделяет три компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; норма, которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек или социальная группа, реагирующие на поведение. Девиация, по мнению Смелзера, определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям27.

Гофманн выделяет три стигмы: физическая стигма – хромота, слепота, увечья; люди с недостатками воли – алкоголики, наркоманы, душевно больные; расовая стигма.

Стигматизация, по сути, объясняет заклеймение человека. Гофман, таким образом, дихотомически разделил людей на «нормальных» и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм той или иной социальной общности28.

Известной в отношении психологического характера происхождения девиантности является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении аддиктивного, делинквентного поведения и ряда психических расстройств. Кэплан изучал взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое — с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения — это «личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе29». Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние.

Пониженное самоуважение связано у несовершеннолетних практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями.

Относительно прямой связи пониженного самоуважения со всеми видами девиантного поведения И.С. Кон предлагает четыре гипотезы:

  1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно устраивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.
  2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, несовершеннолетний пытается тем самым повысить свой психологический статус, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
  3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.
  4. Кроме девиантности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется30.

Известный американский психолог Э. Сатерленд в своей теории дифференцированной связи также рассматривает проблему девиантности. Её сущность в том, что линия поведения личности обуславливается влиянием её ближайшего окружения. Процесс восприятия норм, оценок и установок двух видов, противоречащих друг другу, Э. Сатерленд назвал «дифференцированной связью» - то, что усваивается в связи с преступным образом поведения, конкурирует с тем, что усваивается в связи с антипреступным образом поведения31.

Среди ведущих психологических концепций, раскрывающих сущность отклоняющегося поведения личности, наибольший интерес представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла. В его понимании специфические человеческие характеристики — это, прежде всего, духовность, свобода и ответственность32. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей, за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения так или иначе связаны с проявлениями бездуховности. По В. Франклу, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с девиантным поведением, значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу.

Представляет интерес и клиентцентрированная психология К. Роджерса. Ключевое место в ней занимают понятия самости и самоактуализации. Самость или Я-концепция — это совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация — стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации является признаком личностного благополучия человека. Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (самостоятельность, независимость, ответственность), стремление существовать. Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности33.

У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мнению К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам. Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А.Маслоу. Согласно его взглядам, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями, которые реализуются под влиянием социальных условий34.

Творчество Э.Фромма близко рассматриваемым идеям. По его мнению, стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия. Это — дихотомия жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни; противоречие между чувством одиночества и связанности с другими людьми.

Итак, экзистенциально-гуманистическая психология делает акцент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как ее духовное бытие и самоактуализация.

Индивидуальная психология Альфреда Адлерапомогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель.

Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, известности, образованности и т. д.

В общем виде — это цель достижения превосходства над другими, возникающая, по мнению Адлера, впервые в 4-5 лет как реакция на чувство, неполноценности. Чувство неполноценности усиливают два основных фактора: врожденные дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слишком маленький рост) и неправильное воспитание ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку).

При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности – совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство неполноценности. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных проблем, так и внутренним стимулом для личностного развития.

Благодаря анализу социально-психологических концепций мы убедились, насколько сложна и многообразна изучаемая проблема - девиантное поведение личности. Отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, может быть результатом семейной дисфункции, и, наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой — действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой.

Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: