double arrow

Программа профилактики девиантного поведения подростков

2

 

В обществе всегда прилагаются большие усилия в борьбе с нежелательными формами отклоняющегося поведения в целях поддержания стабильности и безопасности. Для этого используются технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.

В связи с тем, что поведенческие девиации относятся к группе наиболее опасных и стойких феноменов, профилактика девиантного поведения приобретает особую социальную значимость и актуальность58. Далее коснемся вопроса основ профилактики поведенческих девиаций молодежи.

В процессе воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, наиболее эффективна психопрофилактическая работа, проявляющаяся в различных формах.




Первую форму называют организацией социальной среды, т.е. при воздействии на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.

Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу59.

Другой формой психопрофилактической работы является информирование направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными. Нередко информация имеет запугивающий характер60.



Следующая форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов:

1) тренинг резистентности к негативному социальному влиянию, в ходе которого изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых;

2) тренинг ассертивности основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, поэтому подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;

3) тренинг формирования жизненных навыков прививает умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

В рамках психопрофилактической работы осуществляется так же организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная)61.



В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий62.

Итак, в зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств63.

Таким образом, главная задача профилактики девиантного поведения сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения. Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников является работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания.

Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Мы постарались разработать программу профилактики девиантного поведения (включающую упражнения представленные ниже), которая бы помогла снизить риски девиантного поведения у подростков:

1) Упражнение «Я с тобой не согласен».

Цель: вырабатывать умение спокойно и выдержанно аргументировать свою точку зрения.

Инструкция: участники сидят кругом. Ведущий обращается к одному из участников со словами: «Я считаю, что в человеке главное – это внешность». Человек, к которому он обратился, отвечает: «Я с тобой не согласен(на), потому что….».

Ответ должен быть неагрессивным и не переходящим на личности. Участники не должны устраивать диспуты, а спокойно аргументировать свою точку зрения.

Спорные утверждения для упражнения: Я считаю, что главное в человеке – внешность. Я считаю, что главное в жизни – получение образования. Я считаю, что главное в человеке – это его ум. Я считаю, что самыми близкими людьми в жизни являются друзья.

2) Упражнение. «Учимся говорить «Нет!».

Цель: найти выход из трудных ситуаций.

Инструкция: участникам предлагается набор ситуаций, провоцирующих опасное поведение и ролевое проигрывание отказов от опасного поведения. После этого предлагается обсудить все, что записано, и выбрать самый эффективный отказ. Обсуждается, почему эти фразы оказались самыми действенными. Обсуждение качеств человека, который умеет отказаться от сомнительных предложений.

3) Упражнение «Снежинка».

Цель: наглядно продемонстрировать учащимся, что каждый из нас по-своему перерабатывает информацию, видит ее под своим углом зрения.

Инструкция: сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите листы друг друга.

4) Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…».

Цель: повышение и активизация положительного настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи.

Инструкция:ведущий начинает упражнение – «Я – Таня – умная», далее – следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу.

5) Упражнение «Ассоциации».

Цель: провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Инструкция: продолжите одним словом предложение: «Хорошее настроение – это…»; если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?; Если это прикосновение?; Книга, фильм, погода, музыка…

6) Игра «Испорченный телефон».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать другого.

Инструкция: 5-6 человек выходят за дверь. Ведущий одному из игроков сообщает информацию, которую необходимо запомнить и пересказать тому, кто находился за дверью. Затем информация передается от одного к другому, от другого к третьему и т.д.

Присутствующие наблюдают, как при передаче информация искажается. Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной.

7) Упражнение «Коллективный счет».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать другого.

Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.

Общей целью группы увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

8) Упражнение «Звезда».

Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков самоанализа своего поведения.

Инструкция: ваша задача взяться обеими руками за веревку, и не отпуская её, как можно быстрее сложить звезду, сохраняя полную тишину.

9) Упражнение «Слепой и зрячий».

Цель: развитие умения поставить себя на место другого человека.

Инструкция: на столе лежат 2 ручки. Вызываются 3 добровольца. Одному из них завязывают глаза, чтобы он ничего не видел. Потом ведущий предлагает каждому быстро взять со стола ручку и сесть на место.

После выполнения задания ведущий задает «слепому» участнику тренинга вопросы: «Что ты чувствовал, когда тебе завязали глаза?», «Что ты чувствовал, когда ты не успел взять ручку со стола?».

(Можно проделать упражнение несколько раз с разными участниками).

10) Упражнение «Я и ТЫ».

Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости «слышать», «видеть» собеседника в процессе общения.

Инструкция: я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь, кто первый собеседник, кто – второй. Первому собеседнику предлагается в течение 30 секунд рассказывать напарнику о своей жизни. По команде ведущего необходимо поменяться ролями.

Затем собеседники поворачиваются лицом друг к другу. И в течение 30 секунд обмениваются той информацией, которую они услышали от своего собеседника.

11) Инсценировка сказки «Молчание и Молчание».

Однажды там, где нужно было слово, встретились Молчание и Молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг у друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.

Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались, и языки мучительно искали слово.

Их силы были на исходе. И осталось – не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!».

12) Упражнение «Выход из конфликта».

Цель: выявление поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов.

Инструкция: ведущий предлагает разбиться на пары. Одна пара проигрывает обычное для подростков развитие конфликта. Другая пара проигрывает эту же ситуацию, но с Я-высказываниями:

13) Упражнение: «Вырази свое чувство» (ключевая фраза: «Я . . .»).

Цель: выявление своих чувств и чувств других людей.

Инструкция: ты можешь быть сердитым, огорченным, разочарованным или испытывать другие чувства. Очень важно установить как для себя, так и для других то, что ты испытываешь. Например, если твой десятилетний сын возвращается домой из школы слишком поздно, ты чувствуешь скорее волнение, чем гнев. Зная о твоем волнении, сын быстрее поймет, почему нежелательно позднее возвращение из школы и впредь постарается не допускать такого рода поступков.

14) Упражнение. «Человек в трудной ситуации».

Цель: найти выход из трудных ситуаций

Инструкция: работа в группах по поиску оптимального решения. Обсуждение возможностей выхода из трудных ситуаций. Конструктивные и неконструктивные способы решения трудных ситуаций. Кто может помочь в трудной ситуации.

15) Упражнение. «Антиреклама».

Цель: профилактика курения.

Инструкция: учащимся предлагаем сделать антирекламу для сигарет «Мальборо».

16) Упражнение. «Планируем карьеру до 30 лет».

Цель: определение планов на будущее.

Инструкция: расскажите, как вы представляете свое будущее в 30 лет (положение в обществе, финансовый достаток, семья и пр.).

Каким путем вы до этого дойдете? Кто вам поможет? Опишите, какие трудности вы встретите? Как будете бороться с соблазном употребления наркотиков, алкоголя, табака на пути к своему будущему?

17) Упражнение. «Преодоление препятствий».

Цель: определение планов на будущее.

Инструкция: группа садится в круг. Каждый по очереди читает план карьеры и свои достижения. Группа придумывает ему сложности, а участники рассказывают, как будут их преодолевать.

 

 

 Задание: конспект, синквейн: 1 вар.-поведение,2 вар.-молодежь



2




Сейчас читают про: