Актуализация познавательной деятельности

Урок 61

(8 класс)

Тема: Преломление света.

Цель: изучить особенности преломления света; показать зависимость угла преломления света от скорости распространения света в среде (оптической плотности); продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.

 

Ход урока

1. Организационный этап

Актуализация познавательной деятельности.

Мы изучаем тему «Оптические явления».

Какую роль играет свет в жизни людей?

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

Именно свет, приходящий на Землю от Солнца, создаёт условия, необходимые для существования жизни на планете.

Что же такое свет?

Как распространяется свет в однородной прозрачной среде?

Как ведёт себя свет при падении на зеркальную поверхность?

(демонстрация отражения луча с оптическим диском)

Что представляет собой угол падения луча?

Что представляет собой угол преломления луча?

Сформулируйте закон отражения света.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

- Чему равен угол падения луча?

- Чему равен угол отражения луча?

- Чему равен угол между отражённым лучом и отражающей поверхностью?

 

3. Изучение новых знаний.

Сегодня мы продолжим изучать свойства света.

Приходилось ли вам наблюдать картину, при которой предметы, находящиеся на дне под водой кажутся нам гораздо ближе, чем это есть на самом деле?

Давайте поэкспериментируем с монетой на дне стакана.. Этот опыт проводил в 3 в. до н.э. древнегреческий учёный Эвклид.

Почему монета стала видна после того, как налили воду?

Посмотрите на стакан с водой, в который опущен карандаш. Карандаш кажется переломанным в месте перехода в воду.

На самом деле карандаш целый. А создает эту иллюзию явление, которое называется преломление света.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Преломление света».

Давайте рассмотрим закономерности этого оптического явления и попробуем понять его причину.

Рассмотрим рисунок и введем несколько определений:

Углом падения луча назовем угол a между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке излома луча.

Углом преломления луча назовем угол g между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке излома луча.

Из схемы и проведенных нами опытов можно увидеть первый закон преломления света:

Луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр к границе раздела двух сред в точке излома луча всегда лежат в одной плоскости.

Почему же свет преломляется?

Итак, преломление света происходит из-за разности скорости света на границе раздела двух сред.

(опыты с оптическим диском)

Все ли вещества одинаково преломляют световые лучи?

Оказывается, в различных средах, скорость распространения света различна.

В каком веществе скорость света самая большая?

В каких веществах свет распространяется медленнее? В каких быстрее?

Чем меньше скорость света в среде, тем сильнее преломляется световой луч

Итак, скорость света в различных средах имеет разное значение.

Величина, показывающая, во сколько раз скорость света в среде отличается от скорости света в вакууме, называется показателем преломления среды.

Посмотрите чему равны показатели преломления некоторых сред.

Среда с большим показателем называется оптически более плотной.

Среда с меньшим показателем называется оптически менее плотной.

Как изменяется скорость света в оптически более плотных средах?

Как ведет себя световой луч при переходе из более плотной среды в менее плотную и наоборот?

· Как меняется угол преломления луча при увеличении угла падения?

· Как меняется угол преломления луча при переходе из оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду?

· Как меняется угол преломления луча при переходе из оптически более плотной следы в оптически менее плотную среду?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: