Основные модели торговой организации как объект управления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………18

                                        


                                 ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время тема «Торговая организация как объект эффективного управления» не теряет своей актуальности. Возможно рассмотрение данной темы для узкоспециализированных вопросов, как рассмотрение конкретной организации, изучение социальных организаций или изучения в философском понимании. Также тема остается актуальной для комплексного системного изучения.

Актуальность моей темы очень велика. Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной причиной, послужившей выбору именно данной темы курсовой работы, явилась возможность наблюдения на реально существующем предприятии примеров неэффективного управления.

Предмет работы – феномен организациями.

Объект работы – методы управления организации.

Цель – изучить технологии менеджмента организации как объекта управления.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. Изучить понятие организации в теории менеджмента.

2. Рассмотреть генезис теории организации как объекта управления.

3. Оценить современное состояние проблемы организации как объекта управления, выявить используемые технологии.

4. Анализ технологии управления организацией как объектом.

5. Построение организационных структур.

6. Влияние внешних и внутренних факторов на организацию как объект управления.

Теоретическая разработанность проблемы организации как объекта управления в настоящее время довольно высока. Огромную роль в научной разработке фундамента проблематики теории организации и управления сыграли Ф.Тейлор, П. Друкар и др. Их научные работы составили основу для бурно развивающихся современных теорий организации и управления.

Среди современных авторов, деятельность которых началась в 50-х гг. и работы которых имеют огромное значение для разработки организационной и управленческой проблематики, можно выделить: А.П. Балашова, А.П. Егоршина, Т.Питерса, Р. Уотермена, Е.А. Репину, А.П. Смолкина и др.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ        ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Общая характеристика организации, формирование задач и целей

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.

Организация - (франц. organisation от лат. organizo - придаю стройный вид):

· 1) строение, устройство системы;

· 2) составляющая процесса управления, суть которой - координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей;

· 3) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например, предприятие, компания, школа, институт, банк, правительственное учреждение;

· 4) совокупность лиц, выступающих в качестве единого субъекта деятельности определенного вида, выполняющих определенную общую функцию, обладающих вытекающими из этого правами и несущих ответственность. [1]

В данной работе для анализа будет использована деятельность предприятия розничной торговли. Для полного представления рассмотрим понятие и основные функции предприятий торговли.

Розничные торговые предприятия - это сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющая реализацию товаров и оказывающая в связи с этим услуги конечным покупателям (потребителям).

Задачами розничного торгового предприятия являются:

· - изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;

· - определение ассортиментной политики;

· - формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;

· - обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

1.2 Функции предприятий розничной торговли

Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:

· - предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т.д.);

· - обеспечение оптовикам сбыта их товара;

· - осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

· - осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

· - принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

· - маркировка товара;

· - транспортировка товара;

· - финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к покупателям - частным лицам и домохозяйствам:

· - демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;

· - разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;

· - формирование товарного ассортимента;

· - складирование, хранение, упаковку товара;

· - доставку крупногабаритных товаров;

· - кредитование (продажу в кредит);

· - создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды товаров.

К основным особенностям торгового предприятия как объекта управления можно отнести следующие:

· 1) экономическая структура, в которой основными элементами выступают ресурсы и технологии;

· 2) характер и содержание труда в торговле;

· 3) торговые предприятия в большей степени формируют малый бизнес;

· 4) торговый бизнес находится в условиях неопределенности, что связано с рисками;

· 5) торговые предприятия входят в группу предприятий, которые не имеют нужного инновационного потенциала. [2]

Основные модели торговой организации как объект управления

1) взаимодействие внешней и внутренней среды: с позиций системного подхода организацию, возможно рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешним окружением прямого и косвенного воздействия (рис. 1).

Таблица 1. Матрица функционального управления для предприятий торговли

 
Функции управления Экономическая структура фирмы
Основные фонды Оборотные средства Трудовые ресурсы Финансовые ресурсы Закупка товаров Реализация
Планирование УР УР УР УР УР УР
Организация УР УР УР УР УР УР
Мотивация УР УР УР УР УР УР
Контроль УР УР УР УР УР УР

2) матричные модели функций управления (табл. 1), в которых на пересечении полей формируются управленческие решения (УР);

Рис. 1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды торговой организации

3) модель "7С" (рис. 2), предложенная в 1982 году Томом Питерсом и Робертом Уотерманом в книге "В поисках совершенства".

Авторы дают следующую расшифровку схемы 7-С.

· § Структура. Организационная схема, описание работ и т. п.; линии субординации: кто кому подчинен, как распределяются и интегрируются задачи.

· § Системы. Формальные и неформальные процедуры и потоки в организации; как распределяется повседневная работа. Все эти обслуживающие системы поставляют производственным. Система учета, контроля, качества, оценки результатов и т. д.; символика поведения.

· § Стиль. Координата внимания; ощутимые проявления того, что руководители считают важным, особенно в сфере невербальных коммуникаций; как руководители расходуют свое время, какие результаты они вознаграждают, какие средства избирают в кризисных ситуациях.

· § Состав. Люди в организациях, их демографические характеристики, опыт, образование и подготовка; соответствие рабочих мест умениям тех людей, которые их заполняют.

· § Совместные ценности. Чего стоит компания, провозглашает и применяет на практике хорошее и плохое; чем гордится или хотела бы гордиться компания; совместные (разделяемые персоналом) ценности стоят выше, чем поставленные цели, но могут и включать их. Хорошим индикатором служит поведение компании в трудные периоды.

· § Стратегия. Строго говоря, это план распределения ресурсов и достижение успеха в конкуренции. Организация как динамическая система предполагает иметь такую систему менеджмента (механизм управления, структура организации, процесс управления), которая формирует обновленные умения и навыки. Это аналогично понятиям "новые способности", "особая компетенция" или "доказанное преимущество конкуренции". В основе этих процессов будет стратегическое мышление к деятельности, управление изменениями.

Организация на каждом этапе своего жизненного цикла имеет определенную сумму навыков для осуществления своей деятельности. Это определяет главное различие между организациями с точки зрения их конкурентной силы. Поэтому развитие организации должно предполагать формирование суммы навыков, определенной компетенции на каждой фазе, с учетом готовности к изменениям деятельности. Это важнейшее условие для выживания в конкурентной борьбе [2].

Организационная модель со специфическими характеристиками для каждой организации как объект управления определяет начало ее жизненного цикла.

Жизненный цикл организации - историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с окружающей средой.

Различают четыре главных стадии жизненного цикла организации:

· 1) фирма расширяет свои операции и накапливает ресурсы. Организация строится по функциональному принципу, руководство автократично;

· 2) происходит рационализация ресурсов, дальнейший рост становится выборочным, по мере того как появляется необходимость в повышении эффективности;

· 3) начинается экспансия на новые рынки с целью оптимального использования ресурсов;

· 4) создаются новые структуры для оптимизации работы и рационального планирования.

В некоторых работах жизненный цикл организации представляют с помощью воспроизводственного подхода.

Существует пять основных фаз развития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стили руководства, задачи и организацию труда. управление торговая среда эффективность

Фаза 1 - рождение организации. Для нее характерны: определение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства; основная организация труда заключается в стремлении к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 - детство и юность. Главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача - укрепление и захват части рынка; организация труда - планирование прибыли, увеличение жалованья и заслуг.

Фаза 3 - зрелость. Главная цель - систематический и сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основная задача - рост по различным направлениям; завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 - старение организации. По сути - это высшая степень зрелости. Главная цель в развитии организации, т. е. сохранение достигнутых результатов (остаться на "завоеванных позициях"); в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда.

Фаза 5 - возрождение организации. Главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост за счет коллективизма; главная задача - "омоложение" в области организации труда и коллективное премирование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: