Тип урока: практическая деятельность.
Цели и задачи: ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха.
Оборудование: иллюстрации (Из Интернета); черная тушь или гуашь для грунта; бумага кисть, банка с водой и зубочистка или перо, желток.
Зрительный ряд: черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой); репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры). Посмотреть В Интернете.
Сообщение темы: “ Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в мир белого и черного цвета. Тема называется “Граттаж». Задачи нашего урока заключаются в том, чтобы развить наши творческие способности, познакомиться с графическими материалами и овладеть техникой
С помощью линии, пятна, силуэта, свет, тени, ритма художник создает свое произведение
Посмотрите вокруг. Назовите предметы черного и белого цвета. А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой деревья почти черные на фоне белого снега.)
|
|
Чем отличаются цветные краски от черной, белой и серой?
Есть две группы цветов: хроматические и ахроматические.
Название произошло от греческого слова “хроматос”– цвет. Следовательно, хроматические – все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый).
Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе.
Черным цветом – печальное, тревожное, жуткое и злое.
Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.
Графика -искусство рисования тоном, пятном, линией.
Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, ручкой, пером, мелом, углем, фломастером, пастелью и даже сажей.
Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка), плакат, а в последнее время и компьютерная графика– все это разновидности графики.
Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называют штриховкой. Чем выполняется штриховка? Карандашом, углем, тушью, сажей, пастелью, фломастером”. (Посмотреть в Интернете.)
“ Какими бывают линии?”
-Наклон в одну сторону,
-Волнообразный штрих– зигзаг,
-Штрих, двигающийся по кругу,
- Штрих, идущий от центра круга,
- Штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим,
|
|
-Короткие и длинные штрихи,
-Меняющиеся паузы– просветы между штрихами,
- Постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы– просветы,
- Штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, меняя наклон штриха.
Практическая часть
Сначала, необходимо загрунтовать лист бумаги или картона. Грунтовка листа выполняется в несколько этапов:
1. расположить лист перед собой, отчертить сверху и снизу, слева и справа по 3–4 см, и сделать рамку;
2. подготовить яичный желток или яйцо целиком (яйцо не варёное);
3. загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием. Можно попробовать грунтовать свечкой (воском).
4. загрунтовать 2-3 раза тушью. С тушью и мылом (если грунтовка воск). Можно цветной или черной гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;
5. высушить, (пока сохнет лист с грунтовкой, дети выбирают композицию или придумывают сюжет будущего рисунка(кружевные зимние узоры деревьев).
Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)
“Итак, французское слово “ Граттаж” означает: “скрести, царапать” Это один из приемов или способов графики. Способом процарапывания пером, иглой, залитых тушью, основы для гравюры пользуются многие художники. Мы тоже сегодня будем пользоваться этим способом в своих работах.
Используя подготовленную “основу” составляем сюжетный рисунок процарапыванием, соблюдайте технику безопасности.
Рисунок готов, постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Вспомните все виды линий и штриховки, которые мы с вами обговаривали на первом уроке.
Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок)
Итоги урока. (Экспресс- выставка ВК, оценка работ, уборка рабочего места)
Д» класс
Лепка
Тема: «Лепка динозавра»
Тема урока: Лепим из пластилина животных по памяти и представлению («Динозавры»). Цель урока: научить новым приёмам работы с пластилином (вытягивание из куска).
Задачи урока:
-закрепить навыки аккуратной и безопасной работы с пластилином;
-развивать интерес к творчеству;
- развивать умение правильно высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;
-научить передавать характерные особенности животных в пластике;
- развивать интерес к лепке, внимание, память, мышление, воображение и речь,
-умению планировать работу;
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, коррекция мыслительной деятельности;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, пробуждать интерес к окружающему миру.
Основные понятия и термины: пластилин, стек, динозавр, приём вытягивания.
Просмотр в Интернете видео и картинки о динозаврах.
Мы с вами учились лепить из отдельных частей. Сегодня на уроке нам предстоит слепить из цельного куска пластилина. Поэтому сейчас, приготовьте необходимые вам материалы. А сейчас, мы приступает к выполнению поделки. Посмотрите внимательно на форму тела динозавра (анализ формы)
-туловище имеет форму овала, длинная шея вытянута вверх, сзади длинный мощный хвост, вытянутый вниз.
Ноги короткие и мощные, похожие на столбики.
А теперь давайте подумаем, как удобнее создать такую форму из целого куска пластилина.
А какого цвета пластилин будем использовать?
Какого цвета были динозавры? (зелёный, коричневый, серый).
С начала от целого куска пластилина отрежем небольшую часть и отложим её в сторону, из неё позже сделаем ноги.
Оставшуюся большую часть согреем в ладошках для придания ей эластичности. разогреем пластилин в руках.
|
|
Скатаем из пластилина овал и затем вытягиваем пальцами шею с одной стороны,и хвост с другой. На шее формируем голову. Корректируем форму.
Теперь возьмём меньший кусок пластилина и сделаем из него ноги.
Чтобы все 4 ноги получились одинаковыми по длине и толщине раскатаем колбаску и разделим её на 4 части, сначала на две части, потом каждую ещё на 2. Корректируем форму.
Прилепляем ноги к нижней части туловища, тщательно сглаживая места соединения.
Практическая работа учащихся.
Анализ и оценка работы ВК. Преподаватель контролирует ВК правильность приемов работы, объем и качествовыполненного изделия.