Особенности:
- преимущественное развитие станковой скульптуры (статуэтки, бюсты и т.д.);
- потеря связи с архитектурой (монументальная скульптура);
- сюжетность (темы крестьянской жизни, исторические факты);
- историческая и бытовая правдоподобность;
- в станковой скульптуре – подчёркнутая будничность сюжетов и образов;
- дробность силуэтов в монументальной скульптуре (разделены на отдельные
части: руки, ноги, атрибуты); большое количество деталей и излишняя их
натуралистичность (на монументальных памятниках мелкие детали не видны
снизу или издали);
- устанавливаются памятники выдающимся деятелям культуры и науки: ученым, писателям, личностям, имеющим большое общественное значение; памятники государственным деятелям, которые устанавливались по государственному заказу, утрачивают своё значение.
Монументальная скульптура
Памятник «Тысячелетие России» (1862 г.), г. Великий Новгород, скульптор Мике́шин М. О.;
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, исполненный по проекту скульптора Микешина в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Памятник получился излишне детализированным, что не характерно для монументальной скульптуры.
Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия,
православия и народности».
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину (1880). Москва. Скульптор Опеку́шин А. М.;
Бронзовый памятник относительно невелик. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось передать момент вдохновения, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.