Станковая скульптура

Скульптура малых форм в основном жанровая, но во 2-й половине XIX в. она становится более повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина.

- «Первый шаг»  (1872 г.), Каме́нский Ф. Ф.;

- «Крестьянин в беде» (1872 г.), Чижов М. А.;

- «Деревенская любовь». (1896 г.) В.А.Беклемишев.

 

 

М.М.Антокольский.

Главной темой М.М. Антокольского становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности.

 

По словам самого мастера в этой скульптуре ему удалось передать противоречивый характер русского царя — «мучителя и мученика».

Царь изображён в момент тревожных раздумий. В монашеском одеянии.

Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла. Худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением. Противоречивость Грозного: долг и совесть, жестокость и раскаяние, внутренний суд человека и суд истории..

Грозный изображён им в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных им людей.

За эту скульптуру Антокольский получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление на императора Александра II и он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – 8 тысяч рублей. «Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», - удивлялся Антокольский.

 

«Мефистофель» (1883 г.) Скульптор М.М. Антокольский

«"Мефистофель" – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом» – писал скульптор. Мефистофель для него стал символом XIX в.

(Мефистофель - дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы, приобрёл широкую известность благодаря философской драме Гёте «Фауст»)

Угловатые, резкие формы, полное сарказма (язвительной насмешки, иронии) лицо придают образу особую выразительность.

 

- «Нестор-летописец» (1889 г.); М.М. Антокольский

Нестор – древнерусский писатель, летописец. Монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет». Это человек, отрешённый от мирской суеты. Летописец сидит за простым столом. Его поза естественна и непринужденна. Взгляд печальных глаз сосредоточен и задумчив.

Мрамор у Антокольского «играет» на лице и одежде статуи, придавая образу жизненность.

 

Показывая своих героев в соответствии с их исторической значимостью, скульптурная выразительность в произведениях Антокольского подменяется выразительностью позы, мимики и жестов. Пластическая форма по существу однотипна.

Однако заслуга Антокольского состояла в том, что он стремился сохранить за

скульптурой право говорить о значительном и возвышенном и, тем самым,

противостоял главенству бытовых сюжетов в скульптуре.

 

Вопросы по теме:

1. Назовите основные черты стиля эклектики в архитектуре.

2. Какие черты присущи архитектуре храма Спаса на крови? Что является отличительной чертой этого храма?

3. Перечислите основные сооружения 2 половины XIX века.

4. Назовите стилистические особенности скульптуры малых форм 2 половины XIX века.

5. Кто является автором памятника 1000-летию России? Какие еще памятники созданы этим скульптором?

6. Охарактеризуйте статую М.М.Антокольского «Несто-летописец».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: