Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью. Татарские сакмы на территории Донецкого края

Билет №20.

Основные направления общественного движения в 30- 50-х гг. XIX в. Теория «официальной народности» С.С. Уварова.

В 1830- 50-е гг. Россия находилась на историческом повороте от аграрного общества к индустриальному. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути развития страны. Каждый понимал его по- своему.

В общественной мысли об общественном движении второй четверти XIX века можно выделить три направления: консервативное, либеральное, радикальное.

Представители консерватизма исходили из необходимости сохранения в России основ государственного строя: самодержавия и крепостничества. Наиболее цельное выражение консерватизм получил в теории официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом Уваровым. Она была основана на трех принципах: «православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственной формой правления России. Крепостничество рассматривалось как благо и для народа и для государства. Под словом народность подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя.

Представители либерального направления разделились на два направления славянофилы и западники. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России и считали крестьянскую общину основой социальной системы. Западники же полагали что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути развития, поэтому необходимо отменить крепостное право, установить конституционную монархию, создать парламент, ввести гражданские права и свободы, развивать рыночную экономику

К представителям радикализма относят сторонников кардинальных перемен жизни общества революционным путем (идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский). Члены кружка Петрашевского выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян. Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм. Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

Таким образом, общественная мысль второй четверти XIX века находилась в активном поиске решения наболевших проблем России.

Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью. Татарские сакмы на территории Донецкого края.

В древности на просторах Северного Причерноморья и Приазовья жили различные кочевые народы. К началу XVI в. хозяевами степей стали крымские и ногайские татары.

Между тремя крупными государствами: Крымским ханством, Русью и Литвой – располагались обширные степные просторы, в которые входили степи Донецкого края. На владение этими землями претендовало Крымское ханство, которое, тем не менее, полной власти и контроля над ними не имело.

К началу XVI в. по рекам Северский Донец и Дон уже ездили русские сторожа – предшественники пограничников. Русла рек и их притоков окаймляли леса, на водоразделах господствовала степь. Названия речек в Днепро-Донском междуречье встречались как славянские (Боровая, Жеребец, Гнилица), так и тюркские (Тор, Изюмец, Бахмут). Временами неподалёку от речек встречались городища – остатки древних поселений булгар и других народов. Некогда в этих местах располагались города и селища подданных Хазарского каганата, затем Золотой Орды. Теперь эти поселения лежали в руинах.

Выше по течению реки Северский Донец можно было увидеть руины древнерусских городов. Несмотря на то, что настоящая степь начиналась южнее, население русских окраин называло Полем или степью все пространства, находящиеся к югу от заселённых территорий. В то время самым южным был город Курск.

В результате междоусобных войн в степи образовалось несколько ханств. Некоторые – Большая Орда и Крымское ханство соперничали между собой за земли и титул преемника Золотой Орды. Крымский хан Менгли-Гирей разгромил Большую Орду в 1502 г. С этого времени отношения между Русским государством и Крымским ханством стали ухудшаться. Крымский хан считал себя наследником ордынских ханов-царей и рассматривал Русь, как своë наследственное владение, завоёванное его предками. Периодически им поднимался и вопрос о выплате дани, которую прежде выплачивали русские правители Орде.

Великий князь Московский Иван Васильевич прекратил выплату дани хану Большой Орды и принял титул «государя всея Руси». В 1503 г. к Русскому государству была присоединена большая часть бывшего Новгород-Северского княжества. Главной пограничной крепостью на юго-западной границе стал древний русский город Путивль. Крымское ханство оказалось южным соседом Руси, началось многовековое противостояние. Наследники хана Менгли-Гирея вторгались в русские земли с целью ограбить и «наказать» за непослушание. Русские власти пытались задобрить татарских мурз и ханов подарками, что бы отвести опасность очередного набега. Эти подарки назывались «поминками». В походах татары обычно старались взять пленных – ясырь, чтобы продать их на рынках Крыма. Крупнейший рынок работорговли находился в Кафе (совр. Феодосия). Набеги делась «большими» или «малыми людьми», что означало количество орд, двигавшихся на Русь. К большому походу обычно присоединялись османские войска.

Они вторгались несколькими путями, которые, называли сакмами. В степи никаких видимых дорог не было, но всадники пользовались какими-то приметами в степи, указывавшими, где удобнее проехать. К таким приметам относились, к примеру, курганы. Реки они преодолевали в специальных местах, где были известны броды – перелазы. Сакмы или шляхи прокладывались по водоразделам, в обход естественных препятствий, поскольку на высоких местах раньше таял снег и раньше появлялась трава, служившая кормом для татарских коней.

Наиболее известны три татарских дороги, каждая из них проходила частично и по Донецкому краю. Это Муравская, Изюмская, Кальмиусская. Все вели в центр Российского государства, к Москве.

 

Билет №21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: