Начало организованных соляных промыслов на Торе. Особенности работы солеваров

Название живописного уголка Донбасса «Святые Горы» напоминает о русских былинах. Многие знакомы с былиной, где упоминается могучий великан Святогор. По ходу повествования он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман. Святогор старше многих богов, его образ древний и загадочный.

Святогор, по славянской мифологии сын Рода, был рожден для того, чтобы стоять на страже мира в Святых горах. О былине заставляет вспомнить красота местности и сторожевая функция богатыря. Действительно, на какой-то период Святые Горы Подонцовья стали условной границей двух миров и имели отношение к сторожевой службе Российского государства.

О существовании монастыря в Святых горах достоверно известно с начала XVII в. Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь, которая принимает единые правила жизни (устав) и занимается хозяйственной деятельностью.

Святогорский монастырь был мужской обителью. Он располагался внутри меловых гор в рукотворных пещерах. Первое письменное свидетельство о деятельности Святогорского пещерного монастыря датируется 1620 г.

Недалеко от Святых гор в те же годы становятся известны соляные промыслы на реке Тор (ныне Казённый Торец в Славянском районе) Документально функционирование Торских соляных промыслов прослеживается с 1619 г.

С 20-х годов XVII в. ежегодно приезжали на Тор люди из Валуек, Оскола, Белгорода, Ельца, Курска, других «окраинных» городов России и Левобережья Днепра для выварки соли из рапы местных озер. Собирались они на промысел обычно группами, чтобы легче было отражать внезапные нападения крымских орд. Около озер приезжие солевары располагались «табором». Наварив соли за две-три недели, возвращались домой.

Торские соляные промыслы набирали популярность, соль ездили варить из многих уездов России и даже Речи Посполитой. Соль вываривали 2-3 недели и ехали обратно. Часто наведывались представители вольного казачества – донского и запорожского. О популярности промыслов среди русского населения упоминал ещё Поминко Котельников. Дьяки в приказах все чаще задумывались об охране промыслов и устройстве солеварен, которые бы работали на государственные нужды.

Для охраны соляных промыслов на Торских озёрах в 1663 г. был построен городок, ставший первым на территории Донецкого края после золотоордынской эпохи оседлым поселением – Маяцк. После постройки Маяцкого города, в 1664 г. на Торе были построены казённые, т.е. государственные, солеварни.

Летом 1665 г. была составлена опись Торских соляных промыслов. Каждая из варниц представляла собой сарай 46 сажень в длину, а 3 – в ширину. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы котлы. Около печей имелись корыта, и другой инвентарь для хранения и просушивания соли. За сезон 1665 г. в казенных варницах добыли 9331 пуд соли, из которых 7211 отправили в Белгород. Кроме казенных варниц, на Торе работали и частные.

Маячане и торяне занимались солеварением или привозом дров на Соляные озера. Сельское хозяйство на первых порах почти не развивалось, т.к. татарские нападения происходили ежегодно, зато военное дело знали все; службу несли все.

Социальный состав первого населения – военные сословия: дети боярские, стрельцы, пушкари, казаки городовые. За службу имели наделы земли (поместья и дачи) и угодья для промыслов – юрты. На Московском берегу р. Северский Донец располагались юрты донских казаков. Крупнейшим владельцем юртов оставался Святогорский монастырь.

Таким образом, важнейшим занятием местных жителей в ХVII в. оставалась промысловая деятельность. Промышляли рыбной ловлей, охотой, держали пасеки. Чутко следили за продвижением неприятеля и извещали о нем.

 

 

Билет №22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: