Об изучении литературы в школе на базе типологического подхода

     Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, в интервью газете «Аргументы и факты» рассуждает о том, чему должна научить современная школа: «Теперь школа перестала быть монополистом в трансляции знания... Интернет и ТВ заваливают информацией. Но если у человека не воспитаны навыки работы с ней, если он не умеет критически относиться к информационным потокам, манипулировать им ничего не стоит. И обучение навыкам работы с информацией должно выходить на одно из первых мест среди задач школы. У нас же, к сожалению, до сих пор многие школы ориентированы на освоение образцов: расскажи, что написано во втором абзаце третьего параграфа. А нужно научить сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы. Самый высокий уровень – решать незнакомую задачу, но с использованием школьных знаний» [1].

В. Болотов, по большому счету, говорит о том, что требованием современного образования становится изменение строения знаний, способов и механизмов их передачи. Сегодня главное – научить добывать информацию и работать с ней (а не выдавать её в готовом виде) и на этой базе формировать у учащихся знание в духе современного информатизированного общества – как системное, обобщённое, междисциплинарное.

Заметим, что знание по литературе – особого порядка. Оно являет собой не только интеллектуальный багаж растущего человека, но и духовный.

Решать обозначенную задачу в области преподавания литературы приходиться, считаясь с непростыми реалиями сегодняшнего дня. Это: потеря у учащихся интереса к чтению, сокращение часов литературы и перемещение этой учебной дисциплины на периферию образовательного процесса, что во многом происходит из-за того, что социальный заказ времени связан со знаниями технических и естественных наук. И сколько бы мы ни говорили о том, что, «читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека», ученики могут услышать этот призыв, но захотят ли они отозваться на него – это уже вопрос открытый. Нельзя не признать, что сегодня в нашем обществе возобладал утилитарный подход к знаниям.

В сложившихся условиях объективной необходимостью является поиск новых стратегий литературного образования, которые позволят, не увеличивая времени на изучение программного материала, преподать его на качественно высоком уровне и продвинуть школьников в личностном развитии. Школа остро нуждается в экономных, ёмких, формулообразующих стратегиях овладения материалом. Такие возможности, по нашему мнению, обнаруживает типологический подход к изучению литературы.

Термин «типологический», означающий «основанный на установлении общности признаков каких-либо предметов, явлений», появился в ХIХ веке, хотя приёмами типологического анализа учёные начали пользоваться ещё в ХVIII веке. В отечественном литературоведении к ним прибегали представители сравнительно-исторической школы, и в первую очередь А.Н. Веселовский. Впоследствии вопросам художественной типологии много внимания уделяли в своих трудах Г. Гуковский, В. Жирмунский, В. Пропп, А. Скафтымов и др.

В школе метод типологического анализа применяется редко. А между тем он может открыть новые горизонты в литературном образовании школьников, выступая одновременно и методологией, и методикой в процессе преподавания литературы. Методологией – потому что предполагает исследование важнейших закономерностей литературного процесса, творчества автора в диалектике единичного и общего, национального и общенационального, даёт возможность увидеть литературу в её внутренней преемственности. Методикой – потому что выступает как путь анализа литературного произведения, а также позволяет структурировать изучение любых тем. Причём, задача заключается не в том, чтобы отказаться от изучения литературы на основе конкретно-исторического подхода в пользу типологического. Она в том, чтобы соединить в школьной практике в диалектическом единстве два подхода и подойти к литературному материалу с позиции «типология и история», а не «типология или история».

Покажем, как выглядит изучение темы «Своеобразие художественного мира раннего А.А. Блока. "Стихи о Прекрасной Даме"» на базе типологического подхода. Исходим в построении этого урока из следующих установок:

1. Он должен быть «вписан» в систему уроков, посвящённых Блоку, не только хронологически, но и концептуально.

2. В ходе анализа отдельных стихотворений важно, опираясь на эмоциональное восприятие учащихся, акцентировать их внимание на тех особенностях, которые являются выражением общих закономерностей, присущих художественному миру раннего Блока.

3. Наблюдения над конкретным литературным материалом нужно закрепить в выводах, которые целесообразно оформить формульно.

Вначале сообщаем учащимся, что А.А. Блок о своем поэтическом пути писал так: «…я твёрдо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятию, «возмездию» — и к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру». Раннее творчество Блока – это и есть «мгновение слишком яркого света», поисков светоносного начала в мире, поисков идеала. Далее обращаем их к циклу «Стихи о Прекрасной Даме», проясняя его философскую и биографическую основу. Потом предлагаем проанализировать стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» и выявить на его примере важные особенности, присущие всем произведениям названного цикла. Выводы по ходу анализа фиксируем в виде опорной схемы:

«Стихи о Прекрасной Даме» –

«стихотворный молитвенник» раннего А.А. Блока

                                             

                                       ЛЮБОВЬ как                  

Лирический герой:                                            Прекрасная Дама

                                       ПОКЛОНЕНИЕ      (идеальная героиня):

- «Я»                                                                   - «Величавая Вечная    

-                                                                             Жена»

-                                          мотивы:                      - «Святая»

                                                                                  - «Милая»

    ожидания сна тени     недостижимости - «Ты»

                                                                мечты   -

                                                                               -

 

· храм (как место соединения земного и небесного)

·

·

Символы «здешнего» мира:                          Символы «иного» мира:

- «скрип дверей»                                           - «улыбки, сказки и сны»

- «бедный обряд»                                         - «ризы»

-                                                                       -

-                                                                       -

 

Опорная схема может быть прочитана так. Лирический сюжет стихотворения – ожидание лирическим героем встречи с Прекрасной Дамой, устремлённость к ней; за этим ожиданием, устремлением – порыв земного человека к идеалу. Лирический герой называет Прекрасную Даму «Величавой Вечной Женой», «Святой», «Милой», испытывая к ней любовь, которая сродни благоговейному поклонению, уподоблена таинству, обряду служения чему-то высшему. Образ такой любви поддерживается мотивами ожидания, сна, тени, недостижимости любви. Пространство, в котором развивается лирический сюжет, храм – место соединения земного и небесного. Стихотворение наполнено символами, с помощью которых поэт противопоставляет «здешний» мир, несовершенный, и мир «иной», гармоничный. Эти символы в лирическом сюжете стихотворения становятся поэтическим воплощением идеи В. Соловьева о двоемирии, о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине.

После проведённого анализа объясняем учащимся, что во всех стихотворениях цикла так или иначе обнаруживают себя обозначенные черты. Предлагаем убедиться в этом, рассмотрев по выбору еще 2–3 стихотворения из цикла, а затем дополнить и уточнить схему другими примерами.

Важно заметить, что «формула», найденная в процессе анализа ранних стихов Блока, становится ключом к пониманию его последующего творчества, потому что для всего корпуса лирики поэта характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Начав с веры в преображение мира гармонией, поэт вскоре открывает кричащие противоречия действительности, и в его творчество входит тема «страшного» мира. Обращая учащихся к блоковской «формуле», показываем, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта. Приходим к выводу, что у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира. Выйти из духовного тупика поэту удается. В реальной жизни он обретает свой идеал – Родину, которая в поэтическом сознании Блока займет место Прекрасной Дамы. Знакомая с первого урока «формула» в этот раз помогает без труда объяснить детям специфику блоковского образа Родины-жены.

Как видим, типологический подход к освоению литературного материала не только становится ключом к пониманию отдельной темы в творчестве художника, помогает наметить логику прочтения всего творчества поэта, но и открывает дополнительные возможности для вариативного чтения художественных текстов: учащиеся могут прочитать разные произведения, но при этом вести совместный разговор «на площадке» типологии.

Основными направлениями типологического изучения литературы в старшей школе могут стать типологическое прочтение творчества автора, типологическое прочтение отдельной темы в творчестве автора, типологическое прочтение жанра в творчестве автора, типологическое прочтение образа, типологическое прочтение теоретико-литературных тем, типологическое прочтение обзорно-обобщающих тем.

Аналитические упражнения в духе типологического анализа целесообразно начинать уже с 5-ого класса. В этом возрасте детям будет под силу выявить схождения между произведениями одного жанра, одной тематической группы у одного автора и у разных авторов, а на этом фоне уяснить своеобразие каждого рассматриваемого явления. Так мы приучаем детей видеть в конкретике художественного произведения проявление общих особенностей творчества писателя, раскрывать родство и специфичность разнородных художественно-эстетических явлений.

И в заключение о том, что даёт типологическое прочтение литературы ученикам. Прежде всего:

1) позволяет учащимся увидеть литературу во внутренней преемственности, системно уложить в памяти изученный материал;

2) даёт возможность учащимся осуществить межкомпонентную корреляцию в рамках отдельного учебного предмета, развивает их контекстное мышление;

3) формирует у учащихся современную, объёмную картину мира, расширяет их кругозор, не перегружая объёмами чтения;

4) вооружает учащихся ёмким, формулообразующим способом освоения программного материала, который позволяет им без особого труда находить объяснение любому конкретному факту и явлению литературы без помощи учителя, что создает условия для активизации самообразования;

5) предлагает учащимся экономный путь анализа литературного материала;

6) формирует у учащихся универсальные умственные действия.

Литература

1. Борта Ю. Почему в России больше двоечников, чем отличников // Аргументы и факты. 2011. 23 ноября (№ 47). С. 19.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: