Возмещение убытков, причиненных налогоплательщику действиями (бездействием) налоговых органов, - это мера гражданско-правовой ответственности государства за деятельность своих органов, которая предусмотрена ст. 16 ГК РФ. Взыскание убытков происходит в порядке искового производства путем предъявления имущественного иска. Основные проблемы, связанные с предъявлением такого рода требований, рассматриваются в параграфе «Ответственность налоговых органов и их должностных лиц» главы 5 части первой НК РФ «Налоговые органы».
Особый способ судебной защиты прав налогоплательщиков - обращение в Конституционный Суд РФ, который неоднократно высказывал свою позицию по вопросам налогового законодательства. Согласно ст. 96, 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» граждане и их объединения вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании неконституционными закона или отдельных его положений, если:
а) этим законом нарушены их права и свободы;
|
|
б) этот закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
Налогоплательщик, который считает свои права нарушенными тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в Конституционном Суде РФ лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.
Предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
Защита прав налогоплательщика путем предъявления подобных исков целесообразна в случаях:
- во-первых, когда нет ненормативного акта налогового органа, который повлек излишнюю уплату или взыскание сумм с налогоплательщика и который мог быть предметом обжалования;
- во-вторых, когда необходимо получить исполнительный документ, с помощью которого налогоплательщик мог бы добиться принудительного исполнения судебного решения о возврате сумм из бюджета.
В законодательстве нет нормативно четкого указания, кто должен быть ответчиком по искам о возврате из бюджета сумм налогов, пеней и штрафов. С одной стороны, ст. 78-79 НК РФ предусматривают, что возврат этих сумм - обязанность налогового органа, с другой - фактически возврат денежных средств самим налоговым органом может вызвать затруднения, поскольку средствами бюджета налоговые органы не распоряжаются - это прерогатива Минфина России и подчиненных ему финансовых органов. По нашему мнению, налогоплательщику целесообразно указывать в иске в качестве ответчиков и территориальный налоговый орган, и финансовый орган, в компетенции которого находится возврат средств из бюджета соответствующего уровня.
|
|
Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми органами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:
- относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;
- возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;
- детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;
-возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.
Недостатки: необходимость уплаты госпошлины; большие сроки и время для рассмотрения жалобы в судебном производстве.
Результат - восстановление нарушенных прав отмены незаконного правового акта.
Заключение
Права и интересы налогоплательщиков, как разновидность экономических правоотношений, обязаны охраняться государством, что закреплено в Конституции РФ.
Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.
Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное Конституцией РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов.
В узком понимании под защитой прав налогоплательщиков речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.
Таким образом, защита прав налогоплательщиков - это система юридических и организационных гарантий соблюдения установленных национальным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений, а также конкретные действия участников налоговых правоотношений, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.
Основной способ защиты прав налогоплательщиков - обращение в налоговые или судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности.
В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Налогоплательщик может реализовать свое право на обжалование двумя способами: в вышестоящем налоговом органе (административный порядок обжалования) и в суде (судебный порядок обжалования).
|
|
Порядок административного рассмотрения жалоб - предусматривает судебное обжалование только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Срок обращения в суд исчисляется с момента вынесения решения в течение одного года.
Судебная защита уравновешивает неравенство сторон в отношениях, т.е. предоставляется гарантия судебной защиты
Сложность и многогранность практики рассмотрения налоговых споров не оставляют сомнений в том, что данная сфера отношений должна изучаться более детально, модернизируя современное законодательство.