Детали машин и механизмов
Тема 3.1
Основные понятия и определения.
Детали машин - это научная дисциплина,включающая теорию, расчет и конструирование деталей общего назначения
Машинами называют механические устройства.совершающие движение с целью обработки материала и изменения положения предметов труда
В зависимости от выполняемых функций машины делятся:
- энергетические,
- рабочие - изменяют размер, форму и состояние или изменяют положение предметов труда (транспортные, технологические, транспортирующие),
- информационные (вычислительные, шифровальные, телеграфные и т.п.),
- машины-автоматы, сочетающие в себе функции нескольких видов машин, включая информационные.
Требования к машинам:
Высокая производительность;
2. Окупаемость затрат на проектирования и изготовление;
3. Высокий КПД;
4. Надёжность и долговечность;
5. Простота управления и обслуживания;
6. Транспортабельность;
7. Малые габариты;
8. Безопасность в работе;
Все машины состоят из деталей, которые объединены в узлы.
деталь - изделие изготавливаемое из однородного материала, без применения сборочных операций
Они подразделяются:
- общего назначения - применяются во всех машинах
- специализированные - применяются на отдельных группах машин.
Детали и узлы общего назначения делят на три основные группы:
- 1. соединительные детали -
а)- разъемные соединения(резьбовые; шпоночные; шлицевые). позволяют произвести разборку машины без повреждений и разрушений;
б) - неразъемные (заклепочные, сварные, клеевые) - обеспецивают жесткость узла или механизма.
- 2. детали передачи вращательного и поступательного движения - предназначены передавать энергию с одного вала на другой, как правило, с преобразованием (уменьшением или увеличением) угловых скоростей и соответствующим изменением крутящих моментов.
- детали, обслуживающие передачи
Требования к деталям машин:
Надёжность – это способность детали сохранять свои эксплуатационные показатели, выполнять заданные функции в течение заданного срока службы.
а) прочность – сопротивляемость детали разрушению или возникновению пластических деформаций в течение гарантийного срока службы;
б )жесткость – гарантированная степень сопротивления упругому деформированию детали в процессе ее эксплуатации;
в )износостойкость – сопротивление детали: механическому изнашиванию или коррозийно-механическому изнашиванию;
г) малые габариты и масса;
д) изготовление из недорогих материалов;
е) технологичность (изготовление должно осуществляться при наименьших затратах труда и времени);
ж) безопасность;
З) соответствие государственным стандартам.
Механические передачи
Механическими передачами называют механизмы для передачи энергии от машины-двигателя к рабочим органам машины с преобразованием скоростей, моментов, а иногда с преобразованием видов движения.
основная причина применения механических передач - не совпадение скорости двигателя с о скоростью рабочего механизма.
. Классификация механических передач.
Механические передачи, применяемые в машиностроении, классифицируют:
По принципу передачи движения:
-передачи трением (фрикционная и ременная);
-зацеплением (зубчатые. червячные –, цепные; передачи винт-гайка);
По способу соединения деталей:
- передачи с непосредственным контактом тел вращения (фрикционные, зубчатые, червячные, передачи винт-гайка);
- передачи с гибкой связью (ременная, цепная).
по взаимному расположению валов:
- параллельные - цилиндрические с внутренним и внешним зацеплениям),
- пересекающие - (конические),
скрещенные - винт, гипоидные, червячные, колесо-рельс)