Образ героя в системе образов

Принцип и приемы композиции.

Литературные достоинства "Жития Стефана Пермского" бесспорны. Следуя традиции, Епифаний Премудрый был во многом оригинален. Так, композиция этого сочинения со всеми ее особенностями, судя по всему, принадлежит самому автору. Во всяком случае, исследователям не удалось найти среди греческих и славянских житий ни его предшественников, ни его последователей. Повествовательная структура сочинения Епифания является наилучшим выражением стиля "плетения словес". Произведение пронизано библейским (в нем насчитывают 340 цитат, из которых 158 из Псалтири), святоотеческим и церковно-историческим контекстом. Изложение конкретных фактов перебиваются в нем отвлеченными размышлениями мистико-религиозного, богословско-историософского, оценочно-публицистического содержания. Помимо автора в нем говорят и персонажи, и многие сцены основаны на диалогах и монологах. Вместе с тем автору присуще тяготение к афористичности высказывания, смысловой и звуковой игре словами; орнаментации текста посредством лексических повторов, умножения, или нанизывания связанных общей темой синонимов, метафор, сравнений, цитат, образов, а также посредством его морфологической, синтаксической и композиционной ритмизации. Как установлено, Епифаний широко использовал приемы искусства слова, которые восходят к античной литературной традиции. Используя, например, прием гомеотелевтона (созвучия окончаний) и гомеоптотона (равнопадежья), откровенно ритмизуя при этом текст, он создает периоды, имеющие, в сущности, стихотворную природу. В подобные панегирические медитации автор впадает обычно, когда что-нибудь пробуждает у него чувство вечного, о чем неуместно говорить просто. Тогда Епифаний насыщает свой текст выстроенными в длинные цепочки метафорами, эпитетами, сравнениями, пытаясь выявить символическое значение предмета своей речи. Но нередко в таких случаях он использует и символику формы, сопрягая последнюю с символикой библейских чисел.

По композиции «Слово о житии и учении» делится на введение, основное повествование и риторическое завершение.

Подробный план произведения.

1. Введение (автор объясняет, почему пишет житие, говорит, что он «дурной и недостойный» (традиционный прием), просит бога о благодати для написания жития)
2. Начало его жития (рассказ о детстве и пострижении в монархи, о его любви к чтению священных писаний, трудолюбии, о его становлении епископом, о том, как он пошел к пермякам, что «учить и крестить их»)
3. О церкви пермской (Стефан Пермский стал основателем пермской церкви, но пермяки враждебно относились к нему)
4. Поучение (Монолог Стефана Пермского с призывом познать истинного бога, крещение пермяков)
5. О прении с волхвом (рассказ о Пане-сотнике, об его «совращении новокрещеных людей», о том, как не прошел Пан-сотник испытания, за что его хотели казнить, но он пообещал «не разрушать веры»)
6. О епископстве (рассказ о том, как стал Стефан Пермский епископом в Перми)
7. О призывании и вере многих народов (похвала богу)
8. Об азбуке пермской (рассказ о том, как Стефан учил грамоте пермяков, как создал им азбуку, рассказ о Стефане и об его последнем наставлении пермякам)
9. Поучение (монолог о том, что нужно стоять «в вере неколебимо»
10. О преставлении («Преставился ко Господу на 4-й неделе по Великом дне, когда бывает праздник Преполовения Пасхи»)
11. Плач пермских людей («пермские люди печалились и горевали о своем епископе»)
12. Плач церкви пермской, когда овдовела и оплакивала своего епископа (рассказ о том, как церковь услышала о преставлении епископа и померкла красота ее)
13. Плач и похвала пишущего инока (хвала Стефану Пермскому, автор говорит о том, что он «многогрешный и неразумный» и заканчивает житие молитвой)













Лирическое и эпическое в произведении.

Новый стиль в изображении человека проявился в "Житии Стефана Пермского" и на жанрово-композиционном уровне. Лирическое начало в памятнике усилено за счет введения молитв и поучений святого, а также троекратно звучащего плача: сначала пермских людей и Пермской церкви, затем самого автора. Плачи служат выражением не только скорби, но и восторга, удивления перед величием подвига святого. Они призваны оправдать смелость миссионерской инициативы Стефана – основания Пермской церкви с богослужением и письменностью на национальном языке. В жанровом отношении созданный Епифанием памятник находится на стыке традиций агиографии и ораторской прозы, причем эпическое, повествовательное начало в нем ослаблено, поскольку автора больше интересует не событийная, внешняя канва биографии героя, а оценка духовной сути его деяний.

Свою оригинальную манеру повествования Епифаний характеризовал как работу писателя, который "слово плетущи и слово плодящи, и словом почтити мнящи", поэтому языковая вычурность его произведений не самоцель, а только средство прославления святого. Нанизывая одни сравнения на другие, плетя словесное кружево, древнерусский книжник достигал виртуозности в использовании слова, придавал повествованию ритмически выразительный рисунок.

«Житие Стефана Пермского» поражает не только своим риторическим стилем, но и обилием фактического материала, включающего этнографические сведения о Пермского крае, пермяках – зырянах, описание практики поставления на высокие церковные должности «по мзде». Поражает полное отсутствие в житии прижизненных и посмертных чудес положительного героя, а также новая трактовка отрицательного героя.

Образ героя в системе образов.

В изображении подвигов святого Епифаний Премудрый не признавал полутонов человеческих переживаний. Движения души героя всегда показаны в их максимальном проявлении, чувства доведены до предела, сильны до чрезвычайности. Поступки святого также полны внутренней экспрессии. Стефан Пермский сокрушает языческих идолов "без боязни и без ужасти", день и ночь, в лесах и в полях, без народа и пред народом; бьет идолов обухом в лоб, рассекает на части, испепеляет огнем. Стефан предлагает волхву Паму при стечении народа испытать силу язычества и христианской веры, войдя в огонь костра и опустившись в ледяную прорубь. Духовную красоту и силу Стефана писатель подчеркнул тем, что изобразил его противника как личность незаурядную, имеющую огромное влияние на пермяков. Пам был прав, предупреждая народ, что вслед за христианизацией в Пермскую землю придут "от Москвы... дани тяжкие и насильства". Однако он не готов к подвигу во имя веры, и от ярости пермяков его спасает только заступничество недавнего противника, добившегося замены казни изгнанием Пама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: