Основные принципы и положения школы человеческих отношений

Понятие

Менеджмент – означает “управление” – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент- это также часть человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Цели

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии управляемого объекта, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта.

Объекты и субъекты менеджмента.

Объекты менеджмента:

- функциональные области: производство, сбыт, снабжение, инновации, персонал, финансы и т.п.;

- уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс, отрасль, национальная экономика;

- вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.

Субъекты менеджмента:

Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Взаимосвязь основных категорий менеджмента: цель, задачи, предмет, субъекты и объекты.

Предметом менеджмента как науки является экономический механизм управления, организационные структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления.

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара

 

 

2. Основные представители и достижения школы научного управления: административной (классической) школы, школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Административная, или классическая школа управления (1920-1950)

 
 

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной (классической) школы управления.

Если представители школы «научногоуправления» посвятили свои исследования управлению производством, то авторы классической школы начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда.

Целью школы было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией.

Классическая школа управления — рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

Значительный вклад в развитие административной школы управления внесли работы работы Гаррингтона Эмерсона(1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдолла Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947).

Основоположником классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор.

В своей главной книге "Научная организация труда" (1911 г.) он сформулировал постулаты, которые получили название "тейлоризм".

Школа «человеческих отношений» (1930-1950-е гг.)

 
 

Данная школа сосредоточила свое внимание на человеке: на том, как он взаимодействуете другими, как реагирует на разного рода ситуации, желая удовлетворить свои потребности. Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от классической, которая занималась моделями организации.

Значительный вклад в развитие школы «человеческих отношений» внесли в 1940-1960-е гг. ученые-бихевиористы (от англ. behaviour — поведение), которые разработали теории мотивации, в частности иерархическую теорию потребностей (А. Маслоу) и теорию мотивации, зависящей от удовлетворенности или неудовлетворенности работой (Ф. Херцберг).

Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений», провел «Хотторнский эксперимент», доказавший, что поведение человека в организации и результаты его труда полностью зависят от социальных условий, в которых этот человек находится в организации, и от отношений, сложившихся между рабочими и между рабочими и менеджерами.

§

Основные принципы и положения школы человеческих отношений

Представители классической (административной) школы разработали принципы, рекомендации и правила управления организацией без учета индивидуальных особенностей работников. Подобная трактовка места человека в производстве не могла привести к единству интересов предпринимателей и рабочих. Теория человеческих отношений нацелена на усиление внимания к людям. Она дает знания о том, как люди взаимодействуют и реагируют на различные ситуации в стремлении удовлетворить свои потребности. В отличие от классической школы, которая строила модели организации, данная школа пыталась построить модели поведения работника.

Видные представители школы: Э. Мэйо, М. Фоллетт, А. Маслоу. Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн электрик» в г. Хотторне, которые продолжались 13 лет (1927- 1939 гг.).

«Хотторнские эксперименты» положили начало:

§ многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях;

§ учету психологических явлений в группах;

§ выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях;

§ изучению роли определенного человека и небольшой группы в организации;

определению способов оказания психологического воздействия на работника

 

3. Этапы развития науки управления и их особенности.

Рассмотрим основные этапы формирования и развития науки управления.

1.Одной из первых теорий, связанных с менеджментом, была теория научного управленияамериканского ученого Фридриха Тейлора, который разработал систему дифференциации трудовых процессов, теоретически и практически обосновал преимущества комплексного подхода в управлении производством.

2.Значительный вклад в развитие теории научного управления внес французский исследователь Анри Файоль, сформировавший концепцию административного управления, в соответствии с которой общая административная функция управления должна обязательно складываться из предвидения, планирования, организацией, координацией и контроля деятельности управляемого подразделения.

3.Немецкий социолог Макс Вебердалее разработал теорию идеальной бюрократической организации управления, основной чертой которой являются расчленение процессов управления на операции, выработка стандартов управления, соответствие должности квалификации работника.

4.В 30-х годах 20 века на капиталистических предприятиях получила распространение теория человеческих отношений,в соответствии с которой для высокой производительности труда недостаточно создать необходимую производственную среду и рационально организовать рабочее место и бесперебойно его обслуживать, а важно еще обеспечить благоприятный психологический климат в производственном коллективе, активизировать социальную мотивацию труда рабочих.

5.В настоящее время распространены и используются гибкие системы управления,ориентированные на структуру и потребности рынка. В их основу положено широкое использование методов моделирования, информационных систем, автоматизированных систем управления и ЭВМ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: