Реализация социальной защиты на организационном уровне возможна двумя путями:
· 1) предоставление льгот и гарантий в рамках социальной защиты персонала организации (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне;
· 2) предоставление работникам и членам их семей дополнительных льгот, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития организации. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, помимо выплат гарантированных государством, проводится либо по инициативе руководства организации, ориентированной на реализацию принципов социальной кадровой политики, либо в результате соглашений между руководством и коллективом. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и тс, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.
В качестве мотивационного ресурса внедрения социально-ориентированной кадровой политики стоит рассматривать возможность обеспечить персоналу максимальное, наиболее полное удовлетворение его потребностей и интересов соответственно ценностным ориентациям, принятым в организации.
|
|
Можно выделить следующие основные цели социальной защиты персонала:
— формирование лояльности сотрудников к организации (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);
реализация личных целей и интересов сотрудников через достижение целей организации или соответствие им;
· — обеспечение профессионального роста и высокой производительности труда;
· — улучшение эмоционально-психологического климата в организации, формирование благоприятной корпоративной культуры;
· — внедрение системы внутреннего маркетинга, направленной на формирование благоприятного имиджа организации в глазах сотрудников организации;
· — сохранение потенциала человеческих ресурсов компании.
Миссия социальной защиты персонала — управление социальными процессами в организации с целью полного и непрерывного всестороннего развития личности сотрудников и обеспечения высокого качества их жизни и, как следствие, повышения уровня лояльности сотрудников к организации через реализацию адекватных механизмов, форм и методов социальной защиты.
На основе анализа международного опыта можно сделать вывод, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы:
· - государственные пособия;
· - обязательное социальное страхование;
· - накопительное пенсионное обеспечение;
|
|
· - социальная помощь.
Формы поощрения и программы поощрения, их значение и содержание.
Понятие и принципы поощрений
У каждого человека есть потребность в признании, в материальных ценностях. На реализацию этой потребности и направлено поощрение.
Используя поощрение, можно получить двойной результат: привести коллектив к конфликтам вплоть до его распада и, напротив, объединить и сплотить. Поощрение осуществляется с помощью вознаграждения. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности у разных людей отличается. Для состоятельного человека в некоторых условиях несколько часов искренне дружеских отношений могут быть более ценными, чем крупная сумма денег. В организации мы имеем дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это такие чувства, как самоуважение, значимость выполняемой работы, се содержательность, чувство полученного результата и другие.
Для того чтобы обеспечить получение работником внутреннего вознаграждения, нужно создать ему нормальные условия работы, обеспечив его всем необходимым, и четко поставить задачу, определить его права и обязанности, ответственность.
Правила эффективности поощрения:
§ поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности человеком с положительным результатом;
§ целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер. Поощрение должно быть значимым, поднимать престиж добросовестного труда;
§ возможность получить поощрение в короткие сроки, например через неделю. Если работник знает о том, что он получит поощрение, но только через десять лет, то эффективность этого вида поощрения резко снижается;
§ гласность поощрения. Любое поощрение поднимает престиж, уважение работника и ценится людьми нередко значительно выше, чем материальные блага;
§ доступность поощрения. Поощрение должно быть установлено не только для сильных работников, но и для слабых.
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения:
§ объявление благодарности;
§ выдача премии;
§ награждение ценным подарком;
§ награждение почетной грамотой;
§ занесение в Книгу почета, на Доску почета.
Правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены также и другие поощрения.
Виды и формы поощрений работника за добросовестный труд работодатель определяет самостоятельно либо по согласованию с органом профессионального союза или с другим представительным органом работников.
За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам или почетным званиям.
Поощрения объявляются в приказе или распоряжении, доводятся до сведения всего коллектива работников и заносятся в трудовую книжку поощренного. Меры поощрения должны предусматривать сочетание материальных и моральных стимулов.