Castell’Arquato, Archivio della Chiesa Collegiata. Группа клавирных рукописей (в интаволатуре), составленных между первой половиной XVI и началом XVII вв. Интабуляции духовных вокальных сочинений и мадригалов и др. жанры. Совр. изд.: CEKM 37 (продолжается).
Firenze, Biblioteca Medicea-Laurenziana, Acquisti e Doni 641: «Intavolatura di M. Alemanno Aiolli» // «Табулатура Алеманно Айолли», ок. 1565-1600. 62 ff. Интаволатура. Интабуляции шансон и мадригалов (в т.ч. «Susanne» Лассо, «Nasce la pena mia» Стриджо, «Битвы» Жанекена), простые и passeggiate.
Trento, Museo Provinciale d’Arte, Biblioteca Musicale L. Feininger, s.n. (ок.1600; по [II.3] Caldwell 2001 — ок. 1650). 97 ff. Интаволатура. «Suisanne un jour» Лассо; «Anchor che co’l partire» Роре в обработке Э. Паскуини; фрагменты мессы Палестрины «O magnum mysterium».
Napoli, Conservatorio di Musica, Mus.str.48 (ранее 61.4.11; ок. 1600 и первые годы XVII в.). 65 ff. Интаволатура. Интабуляции шансон, две из которых опознаны («Ce mois de Mai» Годара и «Ung gay bergier» Крекийона). (См. [II.3] Silbiger 1980, p.107.).
Firenze, Bibl. Nat. Cen. Magl.XIX.115 & 138 (ок. 1600-1620). Интаволатура. Обе рукописи (15 и 48 ff. соответственно) содержат интабуляции «монодийных» вокальных сочинений, а ркп. 138 – также лауд.
В) вокальная музыка в партитуре
Связанная в сознании современного человека с хоровой, ансамблевой и оркестровой музыкой, партитура использовалась в конце XVI и в XVII вв. прежде всего органистами и другими исполнителями на многоголосных инструментах, желавшими сохранить ясность голосоведения в контрапунктических сочинениях ([II.7] Judd 1989, p. 98-101; [II.5] Барсова 1997, с. 89-90).
В список мы включили источники, не представляющие характеристик специфически клавирной музыки, излагающие вокальную пьесу без изменений (адаптаций), с сохранением голосоведения и в большинстве случаев без добавления орнаментации. Мы не упоминаем partiture de’bassi — своды басов многохорных композиций, с очевидностью предназначенные для аккомпанимента, и «редуцированные» партитуры (сопрано + бас), использование которых как полноценных клавирных нотаций контрапунктической музыки, на наш взгляд, маловероятно.
Печатные партитуры
Gardano, Angelo (ed.). Musica de diversi autori La bataglia francese et canzon delli ucelli Insieme alcune Canzoni Francese, Partite in Caselle per sonar d’instromento perfetto... Venetia, 15777 // Гардано, Анджело (изд.) Музыка разных авторов: французская «Битва», «Пение птиц», а также некоторые французские песни в партитуре, для исполнения на «совершенном инструменте»... 27 ff. 13 шансон (Жанекен, Крекийон, Клеменс-Не-Папа, Куртуа, Роже [Пати?], Лассо). Факсимиле: Bologna, Forni.
Rore, Cipriano de. Tutti i madrigali di Cipriano di Rore a quattro voci. Spartiti et accommodati per sonar d’ogni sorte d’Instrumento perfetto, & per qualunque studioso di Contrapunti... In Venetia Apresso di Angelо Gardano, 15775 // Роре, Чиприано де. Все четырехголосные мадригалы Чиприано ди Роре. Изложенные в партитуре и приспособленные для игры на всевозможных «совершенных инструментах», для изучающих контрапункт... 32 ff. 36 мадригалов.
Croce, Giovanni. Motetti a Otto Voci... Commodi per le Voci, e per Cantar con ogni Stromento... Venetia, Giacomo Vincenti, 1594 & 1599 // Кроче, Джованни. Восьмиголосные мотеты..., удобные для голосов и для пения с разными инструментами... (органная партитура издана в 1594).
Партитуры (Италия)
Gallus, Joseph. Totius Libri primi sacri operis musici alternis modulis concinendi partitio... Mediolani, Apud haeredes Francisci, & Simonis Tini, 15984 // Галлус, Йозеф. Партитура первой книги духовных музыкальных сочинений, для чередующихся (хоров)... Милан, наследники Франческо и Симоне Тини, 1598. Многохорные композиции с инструментами и несколько инструментальных пьес. 104 ff.
Balbi, Aloisio. Partitura delli concerti ecclesiastici... per sonare nell’organo ò altri instrumenti... Venetia, Alessandro Raverij, 1606 // Бальби, Алоизио. Партитура церковных концертов... для исполнения на органе или иных инструментах. 60 pp.
Nanterni, Orazio. Partito del primo libro delli motetti a cinque voci. Milano, 1606 // Нантерни, Орацио. Партитура первой книги пятиголосных мотетов.
Lucino, Francesco (ed.) Partitura delli concerti de diversi eccell. auttori. Milano, eredi di S. Tini & F. Lomazzo, 1608 // Лучино, Франческо (изд.) Партитура концертов разных превосходных авторов. 119 pp. 2-е изд. 1612. Дополненное переиздание: 1616.
Cima, Giovanni Paolo. Partitura delli concerti ecclesiastici. Milano, eredi di S. Tini & F. Lomazzo, 1610 // Чима, Джованни Паоло. Партитура церковных концертов. 66 ff.
Gesualdo, Carlo, principe da Venosa. Partitura dei Sei libri de madrigali a cinque voci. Genova, 1613 // Джезуальдо, Карло, князь Венозы. Партитура шести книг пятиголосных мадригалов. Факсимиле: Firenze, S.P.E.S.
Lomazzo, Filippo (ed.) Seconda aggiunta alli concerti raccolti dal molto reverendo Don Francesco Lucino... con la partitura per l’organo. Milano, 1617 // Ломаццо, Филиппо (изд.) Второе дополнение к концертам, собранным преподобным Доном Франческо Лучино... с партитурой для органа. 163 pp. Продолжение изданий Lucino 1608/1616.
Grancini, Michel’Angelo. Partitura dell’armonia ecclesiastica. Milano, Giorgio Rolla, 1622 // Гранчини, Микеланджело. Партитура церковной гармонии. 113 pp.
Pietragrua, Gasparo. Concerti et canzon francese à una, due, tre e 4. voci. Milano, 1629 // Пьетрагруа, Гаспаро. Концерты и французская канцона для одного, двух, трех и четырех голосов. Голоса + партитура.
Mazzocchi, Domenico. Madrigali a cinque voci ed altri varii Concerti ... Roma, 1638 // Мадзокки, Доменико. Пятиголосные мадригалы и разные прочие Концерты... Партитура (и партии).
Рукописные партитуры
Milano, Biblioteca del Conservatorio Di Musica Giuseppe Verdi: «Tarasconi Codex» // «Кодекс Тараскони», ок. 1580. Мадригалы и пр.
Paris, Bibliothèque Nationale, Rés.Vma.Ms.851: «Messe in musica» («Ms. Bourdeney») // «Манускрипт Бурдене», датирован 1600, но начат в 1580-х гг. Мессы, мотеты, шансон, мадригалы, инструментальные ричеркары и канцоны.
Bologna, Liceo Musicale Q 28. Италия, ок. 1575. 8 анон. 5-голосных мотетов, с текстом[3].
Bologna, Liceo Musicale Q 42. Италия, ок. 1575. 6-гол. мотеты без текста.






