Б) рукописные клавирные источники

Приложение I

Интабуляции: каталог источников (XIV-XVII вв.)

В список вошли печатные и рукописные источники, либо содержащие большой процент интабуляций, либо представляющие особый интерес в историческом плане (например, первые известные источники интабуляций XIV–XV вв.), либо же включающие, по мнению автора, особо выдающиеся в художественном плане сочинения. Известные на сей день печатные источники охвачены практически все. Сравнимый по полноте охват рукописных источников оказался невозможен в рамках настоящего труда. Для более полных источниковедческих сведений отсылаем читателя к работам [II.3] Brown 1965/2000, [II.3] Silbiger 1980, [II.3] Johnson 1984, [II.3] Coelho 1995, [II.3] Caldwell 2001 и [II.3] Ness & Kolczynski 2001, на материале которых в основном и составлен настоящий каталог. Печатные издания приводятся в хронологическом порядке, рукописи – в приблизительно хронологическом (насколько возможным было установить годы их составления). Не включены утерянные издания («издания-привидения»); сведения о них см. в каталоге Брауна.

Классификацию источников по странам не всегда удается провести однозначно. Автор старался каталогировать рукописи по месту их (предполагаемого) составления и по репертуару. Печатные источники размещены в соответствии с местом их публикации, но ссылки на них фигурируют и в разделах, посвященных родине авторов. Цифры нижнего ряда при годе издания (XVI века: например, 1546 14) соответствуют номерам по каталогу Брауна ([II.3] Brown 1965/2000).

Сокращения

CEKM: Corpus of Early Keyboard Music (American Institute of Musicology publications)

CLF: Corpus des Luthistes Français (Centre National des Recherches Scientifiques, Paris)

CMM: Corpus Mensurabilis Musicae (American Institute of Musicology publications)

I. Орган, клавир, арфа

Все источники являются органно-клавирными, если арфа особо не упомянута. В каталог включены также некоторые партитуры вокальной полифонии («неспецифически клавирные» источники).

Италия

А) печатные клавирные источники

Antico, Andrea (ed.). Frottole intabulate da sonare organi libro primo. Roma, 15171 // Антико, Андреа (издатель). Фроттолы, интабулированные для игры на органе, книга первая. 40 ff. Клавирная интаволатура (два нотных стана по 5 линий). 26 фроттол Тромбончино, Кары и др. Факсимиле: Bologna, Forni.

[ Cavazzoni, Marco Antonio. Recerchari motetti canzoni composti per Marcantonio di Bologna. Libro primo. Venetiis, apud B. Vercelensem, 15231 // Каваццони, Марко Антонио. Ричеркары, мотеты, канцоны, сочиненные Маркантонио из Болоньи. Книга первая. 38 ff. Клавирная интаволатура (6+6). Два мотета и четыре «канцоны» (шансон, в т.ч. одна Жоскена Депре), вероятно, все являются «пародиями», а не интабуляциями в строгом смысле слова. Факсимиле: New York, Broude Brothers Ltd., 1974.]

[ Cavazzoni, Girolamo. Intavolatura cioe recercari canzoni himni magnificati composti per Hieronimo de Marcantonio da Bologna, detto d’Urbino. Libro primo... Vinegia, 15431 // Каваццони, Джироламо. Табулатура, то есть ричеркары, канцоны, гимны, магнификаты, сочиненные Иеронимо, (сыном) Маркантонио из Болоньи, называемым Урбинцем. Книга первая... 28 ff. Интаволатура. Две «канцоны»-«пародии» (а не интабуляции: Жоскен, Пассеро). Совр. изд. Oscar Mischiati, 1958; тж. в серии «Diletto musicale», Wien, s.d.]



Клавир (Италия)

Valente, Antonio. Intavolatura de cimbalo: ricercate fantasie et canzoni francese desminuite con alcuni tenori balli et varie sorte de contraponti libro primo. Napoli, Giose Cacchio dall’Aquila, 15763 // Валенте, Антонио. Табулатура[1] для чембало: ричеркары, фантазии и диминуированные французские песни, а также некоторые теноры (темы с вариациями), танцы и разные контрапункты, книга первая. 46 ff. Цифровая табулатура испанского типа. Три шансон (Крекийон, Вилларт, де Монте), одна из которых — в двух различных обработках. Совр. изд.: C. Jacobs, Oxford, 1973.

[ Facoli, Marco. Il Primo Libro d’Intavolatura d’arpicordo, [1586]2 // Факоли, Марко. Первая книга интаволатуры для арпикордо (клавесина, спинета). Не сохранилась. Содержание известно по рукописной копии в London, Royal College of Music, Ms.2088. Два мадригала (в т.ч. «Vestiva i colli» Палестрины), одна шансон (Крекийон, «Ung gay bergier»), одна дух. композиция (анон.), танцы. Вокальные модели изложены в виде дуэта сопрано–basso siguente.]

Verovio, Simone (ed.).Diletto spirituale Canzonette a tre et a quattro voci... Con L’intavolatura del Cimbalo Et Liuto. Roma 15868 // Веровио, Симоне (изд.). Духовное развлечение: канцонетты на три и на четыре голоса... С табулатурой для чембало и для лютни. 24 ff. Издание приводит параллельным текстом (на развороте книги) вокальные партии, интабуляцию для клавишного и аккомпанемент для лютни. Сочинения Ф. Анерио, Маренцио, Нанино, Палестрины... Переиздание: 159211.

Facoli, Marco. Il Secondo libro d’intavolatura, di balli d’arpicordo Pass’e mezzi Saltarelli, Padouane, & alcuni Aeri Novi dilettevoli, da Cantar, ogni sorte de Rima... Venetia, Angelo Gardano, 15883 // Факоли, Марко. Вторая книга интаволатуры танцев для клавесина (спинета): пассамеццо, сальтарелло, падуаны и некоторые новые и приятные арии, дабы петь любые виды стихотворений... 34 ff. Танцы, «арии», простые интабуляции двух трехголосных napolitane, с текстом, f. 32-32v. Совр. изд.: CEKM 2.

Verovio, S. (ed.).Ghirlanda di fioretti musicali... Roma, 15898 // Веровио, С. (изд.) Венок из музыкальных цветочков... 27 ff. Трехголосные канцонетты (Палестрина, Сориано, Цуккелли, Джованелли, Куальяти...), изложенные так же, как в Verovio 1586.

Bertoldo, Sperindio. Canzoni francese intavolate per sonar d’organo... Venetia, Giacomo Vincenti, 15913 // Бертольдо, Спериндио. Французские песни, интабулированные для игры на органе... 16 ff. Интаволатура. Обработки 4 шансон (Жанекен, Крекийон, Клеменс-Не-Папа). Совр. изд.: CEKM 34.

[ Bertoldo, S. Tocate ricercari et canzoni francese... Venetia, G. Vincenti, 15914 // Бертольдо, С. Токкаты, ричеркары и французские песни... 16 ff. Одна «канцона» — возможно, интабуляция анонимной шансон.]

Verovio, S. (ed.)Canzonette a quattro voci... Roma, 159111 // Веровио, С. (изд.) Четырехголосные канцонетты... 22 ff. Нотация: см. Verovio 1586. Сочинения Ф. Анерио, Беллазио, Стабиле, Палестрины, Нанино...

Verovio, S. (ed.) Lodi della musica a.3. voci... Roma, 159510 // Веровио, С. (изд.) Музыкальные лауды на три голоса... 20 ff. Нотация: см. Verovio 1586. Нанино, Мак, Джованнелли, Анерио...

Gabrieli, Andrea. Il terzo libro de ricercari... Insieme une Motetto, Dui Madrigaletti, & uno Capricio sopra il Pass’è mezzo Antico... Tabulati per ogni sorte di Stromenti da Tasti... Venetia, Angelo Gardano, 15967 // Габриели, Андреа. Третья книга ричеркаров... с приложением одного мотета, двух мадригальчиков и одного каприччио на Старинное Пассамеццо... Интабулировано для любых клавишных инструментов... 44 ff. Интаволатура. Интабуляции мотета («Cantate Domino» самого Габриели) и двух мадригалов («Anchor che co’l partire» Роре, «Io mi son giovinetta» Ферабоско). Совр. изд. под ред. P. Pidoux, 1942-1952 (с переизданиями).



Клавир (Италия)

Mayone, Ascanio. Primo libro di diversi capricci per sonare. Napoli, Constantino Vitale, 1603 // Майоне, Асканио. Первая книга разных музыкальных каприччио. 100 pp. Партитура для клавишных или арфы. Интабуляция мадригала («Ancidetemi pur» Аркадельта). Совр. изд.: Padova, Zanibon.

Trabaci, Giovanni Maria. Ricercate, canzoni franzese, capricci..., et un madrigale passegiato nel fine... Napoli, C. Vitale, 1603 // Трабачи, Джованни Мария. Ричеркары, французские канцоны, каприччио... и один мадригал passeggiato в конце... 122 pp. Партитура. Обработка мадригала Д. Ферабоско «Io mi son giovinetta». Факсимиле: Firenze, S.P.E.S.

Gabrieli, A. Canzoni alla francese et ricercari ariosi, tabulati per sonar sopra istromenti da tasti... libro quinto. Venetia, A. Gardane, 1605 // Габриели, А. Французские канцоны и ричеркары ariosi, интабулированные для игры на клавишных инструментах... книга пятая[2].   44 ff. Интаволатура. Интабуляции пяти шансон (Клеменс-Не-Папа, Крекийон, Жанекен, Лассо), три из которых обработаны параллельно в виде ричеркара-пародии. Совр. изд.: P. Pidoux.

Gabrieli, A. Canzoni alla francese per sonar sopra istromenti da tasti... libro sesto et ultimo Venetia, A. Gardane, 1605 // Габриели, А. Французские канцоны для игры на клавишных инструментах... книга шестая и последняя. 43 ff. Интаволатура. Обработки 8 шансон (Вилларт, Крекийон, Клеменс-Не-Папа, Жанекен, анон.) и 1 мадригала (анон.). Факсимиле: Bologna, Forni. Совр. изд.: P. Pidoux.

Mayone, A. Secondo libro di diversi capricci per sonare. Napoli, G.B. Gargano & L. Nucci, 1609 // Майоне, А. Вторая книга различных музыкальных изобретений («каприччио»). 152 pp. Партитура (клавир или арфа). Мадригал Д. Ферабоско «Io mi son giovinetta» в совместной обработке Стеллы, Монтеллы и Майоне. Совр. изд.: Padova, Zanibon.

Merulo, Claudio. Terzo libro de canzoni d’intavolatura d’organo... a cinque voci fatte alla francese. Venetia, A. Gardano, 1611 // Меруло, Клаудио. Третья книга канцон в органной интаволатуре... на пять голосов, на французский манер. 29 pp. Интаволатура. Четыре интабуляции пятиголосных шансон (Крекийон, Лассо). Совр. изд. под ред. W. Cunningham &           Ch. McDermott, A-R Editions, 1992.

Trabaci, G.M. Il secondo libro de ricercate, e altri varii capricci... Napoli, G.G. Carlino, 1615 // Трабачи, Дж.М. Вторая книга ричеркаров и разных иных изобретений («каприччио»). 132 pp. Партитура. Обработка мадригала Аркадельта «Ancideteli pur» для арфы. Факсимиле: Firenze, S.P.E.S.

Frescobaldi, Girolamo. Il secondo libro di toccate canzone versi d’hinni... d’intavolatura di cimbalo et organo. Roma, Nicoló Borbone, 1627 // Фрескобальди, Джироламо. Вторая книга токкат, канцон, версетов (для исполнения) гимнов... в интаволатуре для чембало и органа. 2 + 90 pp. Интаволатура. Обработка мадригала Аркадельта «Ancidetemi pur». Факсимиле: Firenze, S.P.E.S. Совр. изд. под ред. E. Darbellay.

Strozzi, D. Gregorio. Capricci da sonare cembali et organi. Napoli, Novello de Bonis, 1687 // Строцци, д(он) Грегорио. Каприччио для игры на чембало и органе. 6 + 120 pp. Партитура. Обработка «Ancidetemi pur» Аркадельта. Факсимиле: Firenze, S.P.E.S.

б) рукописные клавирные источники

Faenza, Biblioteca Comunale, 117. «Кодекс из Фаэнцы», ок. 1420. 79 ff. Интаволатура (6+6 линий). Обработки французских и итальянских вокальных сочинений XIV в. (Машо, Якопо из Болоньи, Ландини...) Совр. изд.: СMM 57.

Bologna, Biblioteca universitaria, MS 596.HH.24 (ок.1480). Фрагменты (черновики) интабуляций, изложенные в нотации типа «старонемецкой органной табулатуры» (верхний голос записан на нотном стане, остальные — в буквенной системе). См. [II.7] Silbiger 1995/2004, p.3-4.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: