Глава 1 «Мир-человек»

ГОРЯЙНОВ С.А.

ЧЕРНОВЫЕ ЗАПИСИ

По феноменологии

2001-2019

Содержание:

Содержание

Горяйнов С.А. Феноменология

Введение………………………………………………

Глава 1 Мир-человек

1

2

3

Глава 2 Субъект-перипатетик………………

Шизоид- главный актор культуры

2. Многообразие априори………….

Голографическая феноменология...9

Глава 3 Эврология………………………

Априорные синтетические суждения

 2 Материальное, идеальное и искусственное

Богочеловек или новый инженер мира

Введение

Вопрос познания и понимания-

Это практический вопрос

Эта работа - краткое изложение феноменологии философии Ландшафта. Структура данной работы несколько отличается от базового произведения. В этом нет ничего удивительного. Во-первых, меняются и уточняются мысли в процессе написания нового, да и сама краткость изложения меняет структуру мысли, которая была в базовой работе «Феноменология» (Философия Ландшафта Ч.II). 

Вариантов феноменологии, много. Почти у каждого своё понимание. У Гуссерля (создателя этого направления, вернее, - названия) -это одно, у Мерло-Понти - другое. В моем понимании, феноменология-это философская дисциплина, которая занимается сознанием, и оно, естественно связано с базовым отношением - «мир-человек», существование человека в мире.

Картина мира, дается творчеством природы тем или иным биологическим видам для выживания и дается определенный набор чувств и их форм. У человека, кроме картины мира, задаваемой биокодами, добавляется самостоятельная «надстройка»- потому картина мира человека имеет социокультурные истоки. Идентично, с деятельностью сознания. Каждому биологическому виду дается своя система познавания и понимания мира, но у человека она имеет преимущественно социокультурные истоки. Они похожи, но имеют разные истоки. Все дело в том, что все эти надстроечные системы построены по типу их биологических аналогов. Но психология познания и понимания у человека- это не предмет философии, это просто психология, которая выстроена на основе сугубо биологической основе генной программы человека. А философия изучает социокультурные «надстроечные» в результате культурной деятельности виды, потому замена философии психологией всегда будут неудачными. Тем более, что мы были свидетелями в начала ХХ века такой попытки. Увы, она дала многое для понимания, но не смогла стать заменой философии. В этом сыграл определенную роль антипсихологизм, в частности Эд. Гуссерля.

Глава 1 «Мир-человек»

Пусто сознание без мира, который наполняет его образами и идеями. Пуст сам человек без мира. В этом, может, и вскрытие странного высказывания самого Гуссерля: «К самим вещам!», хотя после этого лозунга он мало возвращается в этому высказыванию. Важно понимать, что феноменология это «калька» с реального процесса отношения «мир-человек», с реального процесса деятельности человека в мире, является идеальным его отражением. И все элементы этого практического отношения «мир-человек» присутствуют в моей феноменологии. Сознание формируется реальной социокультурной практикой, если это сознание человека. Сознание другого животного идентично формируется реальной практикой жизнедеятельности вида этого животного, но для этого природа использует генетические программы, которые заложены ей для осуществления этой практической жизнедеятельности. В идеальном варианте нет в природе излишних функций, они существуют лишь как атавизмы и флуктуации. «Избыток» функций очень часто объясняеся просто тем, что мир это перманентная череда катастроф, где многие системы вынуждены выполнять несвойственные системе функции. Но природа постоянно старается от этого избавиться. Такая же ситуация и у человека, который, кроме генной программы, использует механизмы традиции, являющихся уже результатом не творчества природы, а творчества человека.

Феноменология занимается сознанием, а потому важно выяснение априорных форм сознания, которым познается и понимается мир, поэтому феноменология выявляет существенные элементы и формы сознания, коим понимается мир. И в этом больше помогут не феноменология, а неокантианство - прямые предшественники феноменологии. Понимается же мир разными формами сознания: научными, эстетическими, идеологическими (религиозными), обыденными..

Феноменология выявляет механизмы создания целостной картины мира посредством этих многообразных форм сознания, ибо никогда картина мира не формируется исключительно одной формой. Это, как правило, некая голограмма, которая возникает в результате разных точек зрения сознания на то или иное явление (феномен). Формируется сетью разных точек зрения, которые посредством "шахматной игры" с миром, проникновения в его сути таким путем выдают эту картину мира, как какой-то результат "борьбы" этих точек зрения и результат данной игры познания с миром человеком. Но это временное "перемирие" этих точек зрения и временный перерыв этой бесконечной шахматной игры с миром.

Моя феноменология не занимается «усмотрением «чистых сущностей», она занимается активно взаимодействующим с миром сознанием, а потому теория понимания (познания) мира в ней занимает важное место. Теория понимания или то, что раньше называлось эпистемологией. Ибо сознание активно, оно познает - это то, что направлено «на…».

Существует познание и понимание мира не только научными методами (хотя они приоритетны, ибо эффективны), познание и понимание мира происходит посредством художественного отношения к нему, посредством идейного содержания самого человека и смыслами, которыми он руководствуется. И каждая из этих форм имеет свою априорную форму понимания мира которая отличается своеобразием. Это то, как человек своим сознанием, структурированным разными априорными формами (от научных до обыденных), открывает и понимает окружающий мир и самого себя. И это процесс, как всегда, творческий, а потому для меня феноменология еще и теория творчества (эврология).

И таким же образом моя феноменология есть теория изобретения. Ибо, творчество, воплощенное в реальность (т.е. искусственное в мире), часто и формирует саму реальность, проявляя этим реальное присутствие человека в мире. Мы, люди цивилизации, все  фактически живем в искусственном мире, созданном нами самими. Такая ситуация с подавляющим большинством людей на этой планете.

В таком понимании феноменология становится обозначением обширной области, её объединяющим началом - и эпистемологии, и теории творчества, и теории деятельности сознания,- если хотите. В моем философском творчестве всегда была одна главная цель. Цель состояла в том, чтобы все многообразие философских направлений, философского знания привести в порядок.

Главным отношением в мире является отношение «мир - человек».. Многие любят употреблять вместо этого модно, но смутное слово Dasein скандально известного своей принадлежностью к нацизму М. Хайдеггера. В систему этих отношений входит мир, человек и система интенциональностей, которая связывает это отношение в единое целое. В античности ближе к этому концепту то, чтото называлось «схватыванием» или «постигающим представлением» предмета - «каталептическим представлением».

В новоевропейской философии применяется более корректное отношение- интенциональность. Мир понимается человек, исходя из своих интересов, а потому поворачивается той стороной, в каковой человек нуждается. Изначально было определен горизонт понимания мира генетической программой человека как биологического вида. Но далее человек использует дополнительные элементы отношении, обусловленные существованием традиции- дополнительной формой регуляции мышления и поведения человека. Мир нам принципиально не может быть известен адекватно, ибо официально просчитано физиками и астрономами, что нам известно лишь малая часть его, ибо отсутствует любая форма взаимодействий человека с этим миром. Согласно опубликованным данным в 2013 году данным наблюдений космической лаборатории «Планк», общая масса наблюдаемой Вселенной состоит из темной энергии на 68,3% и на 26,8%. Мир, который нам известен ничтожно мал. Конечно идут флуктуации этих границ познания, что часто выражается в чем-то необъяснимом, которое наблюдает человек. В этой малой части принципиально неизвестного существует принципиально возможное познаваемое, но и оно нам известно довольно мало и познание имеет избирательный характер. Любая область знания оперирует не реальным объектами мира, а идеальными, где задана определенная система допущений, чтобы объекты были доступны для изучения и анализа. Это известно всем. В физике оперируют понятиями «материальная точка», «идеально черное тело», абсолютно твердый объект» и т.п. Такая же ситуация наблюдается во всех науках. У нас прагматическое отношение к миру, а потому мир показывается нам той стороной, которой нам нужно. В этом и состоит принцип Пирса, который дан, к примеру в его работе «Как сделать наши идеи ясными»: «...рассмотрите, какого рода следствия, могущие иметь практическое значение, имеет, как мы считаем, объект нашего понятия. Тогда наше понятие об этих следствиях и есть полное понятие об объекте» (Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М: Логос,2000. с. 278).

Понятнее говоря, мы ждем ответа от объекта и мира вообще, которые мы ему задаем для решения той или иной практической задачи. И решение этого вопроса всецело имеет практическое решение. Потому фраза: «Критерий истины-практика», это не банальный ответ, имеющий длительную историю и серьезное обоснование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: