Понятие и виды подведомственности

В теории подведомственность определяется как отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа[4], как круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа[5].

Наличие спорной ситуации предполагает ее разрешение в суде. Дела бесспорного характера рассматриваются несудебными органами.

Характер правового конфликта между участниками правоотношения также влияет на подведомственность дела.

Субъектный состав сторон определяет разграничение подведомственности спора между общими и хозяйственными судами.

Исходя из числа органов, к ведению которых отнесено разрешение споров, подведомственность подразделяется на исключительную и множественную.

Подведомственность суду исковых дел; дел, возникающих из административно-правовых отношений; дел особого и приказного производства

Основная масса дел, рассматриваемых судами — это дела искового производства. Они связаны с правоотношениями, которые регулируются нормами материального права – гражданского, семейного, трудового, жилищного, земельного, по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды. Споры, возникающие при реализации указанных правоотношений, рассматриваются в общем суде, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций.

 

  3. Разграничение подведомственности между общими и хозяйственными судами

Подведомственность спора между общими и хозяйственными судами разграничивается в зависимости от характера критериев: субъектного (состава участника спора) и предметного (характер спора). Субъектом (участником) спора, который рассматривается в суде общей юрисдикции, является гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя. В хозяйственном суде рассматриваются споры с участием индивидуальных предпринимателей. Кроме того, к субъектам споров, которые разрешаются в хозяйственных судах, относятся юридические лица, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане.

Подведомственность дел третейским судам

Наличие соглашения между сторонами о передаче гражданского спора на рассмотрение третейского суда является критерием для разграничения подведомственности между общим и третейским судом. Третейский суд для разрешения спора может быть постоянно действующим третейским судом, который является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица или третейским судом для разрешения конкретного спора и который образуется сторонами третейского соглашения и прекращает свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору (ст. 3, 4 Закона Республики Беларусь «О третейских судах»).

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки - отдельного положения, содержащегося в договоре. Третейское соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает разрешить спор в третейском суде, а другая не возражает против этого. Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора. Субъектами третейского соглашения могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица. Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут быть субъектами третейского соглашения (ст. 9, 10 Закона Республики Беларусь «О третейских судах»).

Суд должен отказать в возбуждении гражданского дела, если исковое заявление о возбуждении дела подано заинтересованным лицом, заключившим с ответчиком договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда в случаях, предусмотренных ГПК.

В Республике Беларусь действует Международный арбитражный (третейский) суд (МАС) при Белорусской торгово-промышленной палате. Постоянно действующий МАС при Белорусской торгово-промышленной палате является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Подведомственность дел МАС определяется в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», согласно которой в международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь[6].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: