ИНСТРУКЦИИ К ЭКЗАМЕНУ
СОЛЬФЕДЖИО.
Правильно и аккуратно подписать работу
Учени цы __ 8 класса фортепианного) отдела
Ф.И._ Пейловой Елизаветы
Все задания сначала выполнить на черновике, только затем переписывать в чистовик: ноты пишут карандашом, аккуратно, без подтирок, слова пишут ручкой с синей пастой. Диктант, слуховой анализ, гармонический анализ – можно 2 раза предварительно (на черновике) проконсультироваться с педагогом.
1. Музыкальный диктант: мелодия в объеме периода (8т, размер 3/4). Степень сложности: пунктирный ритм, триоли, хроматизмы (проходящие или вспомогательные). Подобрать мелодии на инструменте, определить размер, ориентируясь на сильную долю. Записать ноты в тетрадь, расставить тактовые черточки, затем оформить ритмически каждый такт.
2. Слуховой анализ: Определить 10-12 элементов (см. таблицу)
3. Досочинить к данной мелодии второй голос или подголосок, гармоническое сопровождение или вариант второго предложения (периода):
А) вариант второго периода – написать на второй строчке изменить ритм, размер, добавить нот, сыграть, чтобы это было похоже на мелодию вообще.
Б) гармоническое сопровождение: прочертить тактовые черточки на 2 нотных стана, в нижнем написать аккорды в басовом ключе, правильно оформить ритмически (возможна консультация), сыграть.
В) подголосок или второй голос: прочертить тактовые черточки на 2 нотных стана, на нижнем написать второй голос в скрипичном ключе, соблюдать правили двухголосия, сыграть.
4. Анализ периода из учебника Т. Калужская сольфеджио 6 класс по таблице (см. дальше)
5. Определить в двухголосной мелодии гармонические интервалы из учебника Б. Калмыков, Г. Фридкин ч.2 (см. же): внимательно считать такты (затакт не считают), нумеровать каждый такт, обращать внимание на ключевые знаки.
6. Определить в музыкальном отрывке тональность и функции аккордов
(см. ниже): обращать внимание на бас, по нему определяется вид аккорда.
7. Подписать к какому жанру относится данный ритмический рисунок – проставить цифру, соответствующую ритмическому рисунку.
8. Определить и проставить тактовый размер в мелодии с переменным размером: просмотреть и просчитать все упражнение, обращать внимание на группировку. Проставить размер в тактах, где он меняется.
9. Узнать данную классическую мелодию и исправить допущенные в записи интонационные и ритмические ошибки. Назвать произведение, автора.
10. Пропеть с листа упражнение № (Б. Калмыков, Г. Фридкин ч.1), исполнить знакомое произведение (песню, романс): записать видео, выслать педагогу.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕКРАТУРА
Правильно и аккуратно подписать работу (см. выше)
Писать разборчиво, не лепить!!!
НЕ ОСТАВЛЯТЬ заранее место для задания, которое не знаете. Задания можно выполнять не по порядку, правильно нумеруйте. Каждое ПРАВИЛЬНОЕ слово (фамилия композитора, термин) засчитывается. Главная задача – выполнить КАК МОЖНО БОЛЬШЕ заданий.
1. Музыкальная викторина (12 элементов из списка см. н): указать в таблице фамилию автора (с инициалом), название произведения (часть или фрагмент из какой оперы или балета)
2. Музыкальные тембры 10 элементов: в таблице указать название инструмента, группа, к которой он относится
3. и 4. Внимательно читать задание – их несколько, линии рисовать цветными карандашами (не фломастерами).
Ответы на задания 5. -19. пишутся на обратной стороне бланков заданий. Если не хватит места – добавьте чистый лист (не из тетради!!!)
5. – 12., 15., 16. – задание переписывать не надо, точно и разборчиво нумеруйте задание.
13., 14., 18., 19. – писать термин или название, к которому будете давать пояснение
17. – фамилии композиторов (с инициалами) писать в 3 столбика, четко ставить букву задания
Звукоряды Слуховой анализ 7 - 8 класс
| Мажор (dur) натуральный, гармонический VІ b, мелодический – VІІ b, VІ b (в нисх.) | ||
| Минор (moll): натуральный, гармонический – VІІ #, мелодический – VІ #, VІІ # (в восх.) | ||
| Пентатоника: мажорная (без 1. III и VII ст., 2. IV и VII ст.) минорная (без 1. III и VI ст., 2. II и VI ст., 3. II и V ст.) | ||
| Диатонические семиступенные (натуральные, старинные) лады: | ||
| мажорное наклонение: ионийский (как натуральный) лидийский – ІV # миксолидийский – VІІ b | минорное наклонение: эолийский (как натуральный) дорийский –VІ #; фригийский – ІІ b локрийский – ІІ b, V b (уменьшенный) | |
| Хроматическая гамма | ||
| Мажор дважды-гармонический – ІІ b, VІ b Минор дважды-гармонический – ІV #, VІІ # (цыганская или венгерская гамма) Гуцульский лад - ІV #, VІ # | ||
| Гамма Черномора (целотоновая) | Гамма Римского-Корсакова (тон-полутон) | |
Простые интервалы
| прима | секунда | терция | кварта | тритон | квинта | секста | септима | октава | |||||||
| ч. 1 | м. 2 | м. 3 | ч. 4 | ув. 4 ум. 5 | ч. 5 | м. 6 | м. 7 | ч. 8 | |||||||
| б. 2 | б. 3 | б. 6 | б. 7 | ||||||||||||
| тритоны | Характерные интервалы | ||||||||||||||
| dur натуральный moll натуральный | dur гармонический moll гармонический | dur гармонический moll гармонический | |||||||||||||
| ув. 4 м. 6 | ум. 5 б. 3 | ув. 4 б. 6 | ум. 5 м. 3 | ум. 7 ч. 5 | ув. 2 ч. 4 | ув. 5 б. 6 | ум. 4 м. 3 | ||||||||
Аккорды
| трезвучия | обращения | трезвучия | ||
| Б 53 | Б 6 | Б 64 | Ум.53 - б.3 | Ув.53 - T64 |
| М 53 | М 6 | М 64 | Ум.53 - м.3 | Ув.53 - t6 |
Доминантсептаккорд (малый мажорный) с обращениями
| D7 - T53н | D65 - T53 | D43 - T53 | D2 - T6 |
| D7 - t53н | D65 - t53 | D43 - t53 | D2 - t6 |
Септаккорды: малый уменьшенный, уменьшенный, малый минорный
| Вводные в dur | Уменьш. вводный в moll | классические гармонич. обороты |
| м. VІІ7 - T53 | ум. VІІ7 - t53 | Золотой ход валторн |
| ум. VІІ7 - T53 | ум. VІІ7 - D65 - t53 | Золотая секвенция |
| м. VІІ7 - ум.VІІ7 - Т53 | II ст. в dur | |
| м. VІІ7 - D65 - Т53 | ІІ7 - Т6 | Фригийский оборот |
| м. VІІ7 - ум.VІІ7 - D65 -Т53 | ІІ7 - D43 - Т53 |
| ПЕРИОД | музыкальное построение, содержащее законченную музыкальную мысль |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ | часть периода |
| ФРАЗА | часть предложения |
| МОТИВ | мелодический оборот, минимальный отрезок мелодии, имеющий выразительное значение |
| КАДАНС ИЛИ КАДЕНЦИЯ | заключительный оборот в конце предложения, периода, музыкального произведения |
I. СТРОЕНИЕ ПЕРИОДА
| два одинаковых по размерам предложения 4т. + 4т. = 8т. 8т. + 8т. = 16т. 16т. + 16т. = 32т. | |
| ||
| РАСШИРЕННЫЙ | второе предложение больше первого | |
| СОКРАЩЕННЫЙ | второе предложение меньше первого | |
| СИММЕТРИЧНЫЙ | делится на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6т. + 6т., 7т. + 7т. и т.д.) | |
| 3. ПЕРИОД ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | ||
II. ТЕМАТИЗМ (способ развития)
| |
| ПОВТОР ТОЧНЫЙ | может иметь разные каденции в предложениях |
| ПОВТОР ВИДОИЗМЕНЕННЫЙ | ВАРЬИРОВАННЫЙ |
| СЕКВЕНТНЫЙ | |
| 2. НЕПОВТОРНЫЙ ПЕРИОД | второе предложение продолжает тему первого |
III. ТОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
| 1. ОДНОТОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | на протяжении периода одна тональность |
| 2. МОДУЛЯЦИОННЫЙ ПЕРИОД | заканчивается в начальной тональности, но имеет отклонения в другие тональности |
| 3. МОДУЛИРУЮЩЙ ПЕРИОД | заканчивается в другой тональности по сравнению с началом |






