Как изучают отклоняющееся поведение

Общие принципы научного исследования.           Наука - это

Метод              -

основной способ

сбора       или

обработки

информации',

методика

совокупность

технических

приемов,

связанных                   с

данным

методом',

техника

совокупность

специальных

приемов    для

эффективного

использования

того или иного

метода.

высокопрофессиональная сфера деятельности. Одним из главных признаков профессионализма ученого является совершенное владение методикой и техникой исследования. Для девиантолога это справедливо в особенности. Изучая человеческое поведение нужно уметь изучать его. В этом разделе мы познакомимся с тем, что представляет из себя любое научное исследование. Другими словами, здесь мы излагаем общую методологию любого научного исследования. Познакомившись с общими принципами изучения человеческого поведения, мы - в следующих

разделах - переидем к рассмотрению конкретных методов, заимствованных из арсенала наук о человеке. Все, приводимые для иллюстрации


70 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


теоретических положений, примеры будут иметь отношение к девиантологическим проблемам, хотя сама методология является универсальной.

Методология -

общие принципы научного исследования, включая логику решения

конкретных иобщих задач,логику подхода кпроблеме                   и

анализа данных.

С чего начинается любое научное изучение чего-либо (в том числе -человеческого поведения)? Правильно - с постановки и

определения проблемы! Ведь исследование требуется как раз в том случае, если существует какая-то проблема. Изучая ее, мы пытаемся найти информацию, способную помочь в разрешении этой проблемы. Все научные проблемы можно разделить на два вида: теоретические и прикладные.

Теоретическая проблема связана с отсутствием каких-либо знаний - ученый не может объяснить изучаемую область реальности, не может составить достаточно полного теоретического описания. Например, мы не можем объяснить какие именно факторы обеспечивают универсальность преступности, как социального явления - это теоретическая проблема. Прикладные проблемы имеют отношение к изменению социальной реальности. Например, от ученого требуется дать рекомендации, по снижению уровня преступности в конкретном регионе. Если неизвестно, какие именно факторы определяют динамику преступности в данном регионе, то мы имеем дело с прикладной проблемой. Таким образом, теоретические проблемы связаны с приращением научного знания, а прикладные - с использованием этого знания в конкретных целях. Важно помнить, что четкое определение проблемы, осознание того, что нам не ясно, что нужно исследовать - это краеугольный камень исследовательской процедуры. Ведь правильно поставленная и осознанная проблема - уже наполовину решена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: