Объект исследования -

та

часть

реальности,котораяизучается; предметисследования - угол зренияна проблему -то, что нужноузнать               об

объекте.

Следующим шагом является определение объекта и предмета исследования. Упрощая, можно сказать, что объект -это то, что мы изучаем, а предмет - это - то, что мы хотим


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                71

узнать. Что бы было понятнее, давайте рассмотрим все это на примере. Предположим, мы изучаем употребление наркотиков подростками. В этом случае объектом изучения будут подростки, принимающие наркотики, а предметом - причины, по которым они это делают. Стоп! - скажет возмущенный читатель - да ведь это и так было ясно с момента определения проблемы нашего исследования! Не совсем так. Объект и предмет определяются для того, что бы исследователь еще раз ясно представил себе что именно он изучает и для чего. Это необходимо для того, что бы не утонуть в море фактов, которые приходится анализировать в ходе исследования. Четко представляя себе объект и предмет изучения, мы легче сможем отбрасывать ненужные нам факты и отбирать необходимые.

Тесно связан с предыдущим следующий этап - постановка цели! Прежде чем что-то изучать, мы должны ответить на вопрос "зачем мы это делаем". Определив цель нашего исследования, мы четко определяем что мы хотим получить "на выходе". Казалось бы - о чем говорить - мы хотим изучить отклонения в человеческом поведении. Да нет, не пойдет такая постановка цели - слишком она расплывчата. Какие отклонения? С какой точки зрения изучить? Что именно нас интересует в данном виде отклонений? Что мы хотим узнать: почему происходят данные отклонения, или как они происходят? интересуют ли нас причины, или последствия, таких отклонений? Каков будет фокус нашего интереса: хотим ли мы узнать о личности девианта, о социальных условиях совершения девиантного поступка (ов), или мы оцениваем моральные характеристики (последствия) действия? Ответив на все эти вопросы, мы сможем ясно представить себе цель нашего исследования, а значит - сделать первый шаг к решению исходной проблемы.

Следующим шагом станет определение задач исследования. Задачи -это промежуточные этапы, необходимые для достижения цели... Цель нашего исследования мы определили, как изучение причин, подталкивающих


72 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

подростков к употреблению наркотиков. Каковы будут в этом случае задачи? Что бы их определить, мы должны задуматься - а что нам нужно узнать, что бы ответить на вопрос о причинах подростковой наркомании. Можно предположить следующую структуру задач: а) выяснение общей статистики употребления наркотиков (сколько случаев зарегистрировано милицией, какие наркотики чаще употребляются и т.д.); б) демографические характеристики молодежи (распределение по возрасту, полу, уровню образования, профессии и т.д. подростков, употребляющих и не употребляющих наркотики); в) сравнение социальных характеристик подростков, употребляющих и не употребляющих наркотики (кто родители, какие семьи, имущественное положение и т.д.); г) выяснит отношения самих подростков к наркотикам (серия опросов или интервью); д) выяснить мнение экспертов по данному вопросу (психологов, педагогов, работников милиции, родителей); е) обобщить полученные результаты.

Последовательно решая вышеприведенные задачи, мы, скорее всего, достигнем поставленной цели и ответим на вопрос о причинах употребления наркотиков подростками. В каждом конкретном случае структура задач формируется таким образом, что бы обеспечить максимальное приближение к поставленной цели. Цель определяет какие именно задачи будут


Операционал

шация

понятий

уточнение

смысла,

соотнесение с

реальностью;

указание на те

факты,

которые

отражены в

данных

понятиях.

поставлены, а задачи определяют будет ли достигнута цель.

Далее, для социального ученого желательным будет уточнить (как говорят специалисты - операционализироватъ) основные понятия исследования. Дело в том, что многие слова,

используемые учеными (например - общество, поведение, Факты'

психика и т.д.) используются и в обиходной речи. Если мы ориентируемся на точное, научное знание, то мы должны ясно


и четко определить смысл, используемых слов. Это отнюдь не лишний шаг, как может показаться на первый взгляд. Скажем в нашем случае с подростками и наркотиками. Необходимо уточнить, кого мы будем называть


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                73

подростками - тех, кому от 13 до 19 лет (teenagers - англ), или от 14 до 20, или вообще только тех, кому 12-16 лет? На эти вопросы желательно ответить предварительно, дабы потом не запутаться. То же самое - с наркотиками. Какие вещества мы назовем наркотическими - героин, кокаин и марихуану, или добавим сюда табак и алкоголь, а как же чай и кофе - ведь это, строго говоря, тоже наркотики? Другими словами, данный шаг - совсем не блажь, а действительно необходимый этап исследования. Кстати в нашем примере еще все очень просто. Попробуйте на досуге уточнить смысл понятия "психическое расстройство".

Далее весьма полезным будет ознакомиться со степенью разработанности изучаемой проблемы. Говоря проще, желательно как можно подробнее узнать, изучал ли кто-нибудь подобные проблемы до нас с вами, и, если да, то какие результаты были получены. Знакомство с историей вопроса позволяет "не изобретать велосипед дважды". Тем более, что большинство девиантологических проблем достаточно давно привлекают внимание ученых. В нашем примере сказанное означает, что мы должны как можно подробнее изучить все исследования, посвященные проблемам наркотиков. Вполне возможно, что то, что мы пытаемся изучить, уже изучено и нам остается только использовать уже готовое знание.

Наконец, опираясь на все предыдущие шаги, мы можем попытаться выдвинуть исследовательскую гипотезу. Гипотеза - это обоснованное предположение о природе изучаемой проблемы. Гипотезу так же можно


Гипотеза исследования -

обоснованное предположение о природе изучаемой проблемы; т. е. теоретиче «решение» проблемы

определить, как предварительное решение проблемы. Скажем, в нашем примере с наркотиками - проблемой было незнание причин, побуждающих подростков к их употреблению. Соответственно, выдвигаемая гипотеза может

теоретическое        J    к

иметь следующий вид: "возможными причинами употребления наркотиков подростками могут быть излишки

свободного времени и невозможность реализовать себя, на фоне низкого


74 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

имущественного уровня семьи". Это предположение (которое не обязательно может оказаться истинным) подлежит дальнейшей проверке. Собирая информацию (в целом - выполняя задачи), мы получаем данные, подтверждающие, либо опровергающие гипотезу. Гипотеза вполне может подвергаться уточнениям по ходу исследования*.

Наконец, нам предстоит выбрать метод, с помощью которого мы будем собирать информацию. Девиантология использует методы разных наук (прежде всего - социологические и психологические), поэтому разговор о методах будет отдельным. Мы выделяем его в специальный раздел. Далее следует сбор фактов и их анализ в соответствии с поставленными задачами.

Таким образом, мы в сжатой форме описали общую методологию научного исследования. Знать ее необходимо, т.к. без этого знания не может быть действительно научного изучения чего-либо. К сожалению, именно методологическая подготовка студентов, обычно вызывает наибольшее количество упреков со стороны преподавателей. Незнание методологии проявляется на всех уровнях - от написания контрольных и курсовых работ, вплоть до работы над дипломом. А ведь завтра студенты станут действующими учеными. Да и разница между студентом и ученым, скорее количественная. Все это мы говорим, что бы подчеркнуть важность знания методологии. В следующих разделах, мы дадим описание методов изучения девиантологических проблем, заимствованных из социологии, психологии личности и социальной психологии. Сразу оговоримся - наше изложение методов исследования будет весьма схематично. Это связано с тем, что основная задача данного раздела - дать студентам общее представление о способах изучения девиантности, показать широту спектра используемых

* Наличие гипотезы характерно для, так называемых, "жестких", количественных методов исследования, связанных, в основном, со статистическим анализом данных. В то же время в современной социологии и психологии все большее развитие получают качественные методы, связанные со смысловым анализом. В социологии их называют "мягкими ", психологи относят к подобным методам проективные тесты. Ввиду дефицита места мы не даем подробного описания разницы между этими двумя методологическими подходами, тем более, что данному вопросу посвящена обширная литература (См. Семенова В.В. Качественные методы (введение в гуманистическую социологию)М., 2000 г., ЯдовА.Я. Стратегия


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                75

девиантологами методов. В то же время существует глубокая и обширная специальная литература, посвященная именно методам исследования. Прекрасные учебники по теории и практике исследовательской работы изданы в рамках каждой гуманитарной специальности. Будущим специалистам обязательно стоит с ними ознакомиться.

Социологические методы изучения девиантологических проблем. Первыми, среди социологических методов, заимствованных девиантологами, мы рассмотрим опросы и интервью. Так или иначе про эти методы, вероятно слышали почти все. Среди начинающих ученых бытует мнение, что опрос -один из наиболее легких способов изучения социальных проблем. Этим очевидно и объясняется их популярность среди молодых обществоведов. Однако на самом деле, опрос - это достаточно сложный метод, простота которого обманчива, а непрофессиональное владение которым легко приводит к искажению результатов. Ниже мы кратко рассмотрим основные этапы проведения опроса.

Итак, первое - составление анкеты. Здесь важно соблюдать несколько принципиальных требований. Во-первых, тематический подбор вопросов'. вопросы анкеты должны в максимальной степени соответствовать изучаемой проблеме. Необходимо исключить все лишнее, не относящееся к теме исследования. Во-вторых, приемлемая структура вопросов. Так, бывают вопросы закрытые (с перечнем вариантов ответов) и открытые (когда вариантов ответа нет, а опрашиваемый дает свободный ответ). Ответы на первый тип вопросов легче анализировать, но, с другой стороны, свободное мнение респондента в этом случае подгоняется под шаблон, что снижает информативность ответов. Свободные ответы информативны и отражают действительное мнение респондента, но их значительно труднее анализировать. Здесь, необходимо находить компромисс. Так же необходимо следить за тем, что бы вопросы не подталкивали респондента к какому-то

социологического исследования, изд. 5-е., М., 2000., Проективная психология/Пер, с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. и др.)


76   Глава I. Девиантология и изучение отклонений

определенному ответу. Формулировки должны быть нейтральными. В третьих, анкета должна быть составлена на языке респондента. Это значит, что вопросы должны формулироваться так, что бы респондент их легко понимал. Ведь язык, используемый учеными не всегда понятен обычным людям. Нужно адаптировать вопросы для разных респондентов - опрашиваем ли мы школьников, учителей, милиционеров или государственных служащих.

Когда анкета составлена, желательно провести коротенькое пилотажное исследование, что бы посмотреть, как она работает, насколько вопросы понятны респондентам.

Следующим шагом является формирование выборки. В выборку

Выборка —

совокупность

единиц

наблюдения -

тех людей или

фактов,

которые

непосредстве

нно

участвуют в

исследовании.

попадают те люди, которых мы будем опрашивать. Дело в том, что невозможно, как правило, опросить каждого члена интересующей нас категории населения. Например, подростки -в масштабах среднего города их численность составляет несколько десятков тысяч человек - опросить их всех -

проблематично. Поэтому нам придется отобрать некоторое количество опрашиваемых и решить какие подростки будут опрошены. Социологи называют те категории населения, которые изучаются (в нашем случае -подростки) генеральной совокупностью. Тех же, кто непосредственно участвует в опросе - выборочной совокупностью, на социологическом жаргоне - выборкой. Основное требование выборки - репрезентативность. Этот противный термин означает, что выборка должна в миниатюре повторять структуру генеральной совокупности. Проще говоря, если среди всех подростков в городе 50% учатся, 40% работают, а 10% не учатся и не работают, - то в таком же процентном соотношении они должны быть

"Для девиантолога последнее особенно важно. Традиционно используемые для обозначения девиантных поступков формулировки носят, как правило, оценочный характер и вызывают негативные эмоции. Вряд ли кто-нибудь в анкете признается в "нанесении телесных повреждений", но насчет "драк со сверстниками" признания возможны. Аналогичным образом, немногие подростки ответят "да" на вопрос "не наркоман ли ты? ". В то же время вопрос "твое отношение к наркотикам? " вполне может содержать вариант


Репрезентатив ность

соответствие

структуры

выборочной

совокупности

целям                       и

задачам

исследования.











Репрезентатив ность

соответствие

Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                  структуры

выборочной совокупности

представлены в выборке. Это касается и других социальных целям         и

характеристик генеральной совокупности - пола, возраста, исследования.

имущественного положения и т.д. Выборка может быть и целевой. В этом случае мы отбираем участников опроса по какому-то одному критерию, связанному с темой исследования. Например, нас могут интересовать не все подростки, а только те, кто учится в школах, или те, кто имел приводы в милицию, или подростки из неполных семей и т.д.

Далее собственно опрос. Здесь основная сложность - добиться нужного качества ответов. Если опрос проводят интервьюеры, то они должны проходить специальный инструктаж, где обучаются технике проведения опроса. Особенно важным является умение интервьюера оставаться беспристрастным при общении с респондентом и не подталкивать его к каким-то определенным ответам, не влиять на его мнение. Если респонденты сами отвечают на вопросы анкеты, то анкета должна содержать подробную и понятную инструкцию, объясняющую как именно нужно отвечать.

Наконец, собранные анкеты подвергаются математическому анализу. Вообще-то сегодня ученому в этом вопросе гораздо проще, поскольку существуют эффективные компьютерные программы, помогающие обрабатывать информацию. Лучшей на сегодня остается программа SPSS для Windows, последние версии которой дают невероятно широкие возможности для обработки статистической информации. Однако, наличие компьютерных программ, отнюдь не избавляет исследователя от необходимости серьезно разбираться в статистике. Без этого знания он просто не сможет работать с программой.

Здесь мы изложили технологию проведения опросов очень коротко, в ознакомительных целях, не коснувшись при этом, многих важных деталей. Анкетные опросы используются представителями и других наук, например, социальными психологами.

ответа "баловался пару раз со сверстниками " - он несет в себе меньше негативного оценочного отношения.


78 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

Разновидностью опросного метода можно считать интервью. Различие между ними, как правило, довольно условно, по этому вопросу нет окончательного согласия и в среде специалистов. Наиболее оправданным представляется количественный подход. Опросы, как правило, охватывают большее число респондентов, а в случае интервью, общение с респондентом длится дольше. Хотя, повторим, различие это весьма условно. Это, что касается структурированных интервью - т.е. имеющих четкий план задаваемых вопросов.

Гораздо    более    интересны полуструктурированные       и

неструктуриргванные интервью. Они относятся к качественным методам. В первом случае исследователь имеет лишь общий план, в котором отмечены основные темы беседы с респондентом. Само интервью протекает достаточно свободно и может занимать несколько часов. Интервьюер, "подкидывает" темы, а респондент свободно их развивает. Фиксируя свободные ответы, интервьюер может уточнять их с помощью наводящих и дополнительных вопросов. Проводить такое интервью достаточно сложно, но и информация получаемая в результате, обычно значительно глубже и интереснее, чем в обычном интервью. Неструктурированное интервью представляет собой, по сути, свободную беседу, на заранее оговоренную тему. Интервьюер не имеет никакого предварительного плана, а общий тематический план начинает прорисовываться по ходу исследования. Часто неструктурированное интервью принимает вид "истории жизни", когда респондент свободно рассказывает о себе. Наверное, не нужно объяснять какой интерес для девиантолога может представлять "история жизни профессионального преступника", или "история жизни наркомана", или, наконец, "история жизни проститутки".

Далее, среди методов, заимствованных девиантологами у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Широкой публике он гораздо менее известен, по сравнению с теми же опросами. Между тем


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                79

использование данного метода может оказаться очень плодотворным и позволить получить много интересной информации. Все документы можно условно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди последних особую группу составляют печатные издания - пресса. Поиск информации в официальных документах можно вести по-разному. Можно, например, сравнить между собой конкурирующие в печатных изданиях (местных, региональных или федеральных) точки зрения по какому-то вопросу (скажем, по проблеме наркомании, или детской беспризорности). Можно составить рейтинг самых упоминаемых в прессе девиантологических проблем, или отдельно анализировать криминальную хронику. К официальным документам относится так же официальная статистическая информация - экономическая, социальная, демографическая и криминальная статистика. Количество и состав зарегистрированных преступлений, средняя продолжительность жизни населения, уровень благосостояния - все это ценная информация для девиантолога. Особый интерес могут представлять специальные документы - отчеты экспертов, материалы уголовных дел и т.д.

Личные документы - это, прежде всего, дневники, письма и

фотографии. Конечно, использование этих источников возможно лишь с

согласия респондента. Изучение писем и фотографий позволяет

реконструировать интереснейший социальный мир человека. В этом случае

взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед


Чикагская            исследователем в "чистом виде, поскольку они изначально не

социологическаяшкола    в началеXX века

крупнейший центр прикладной социологии. Представители школы осуществили

Чикагскаясоциологическаяшкола    в началеXX века

крупнейший центр прикладной социологии. Представители школы осуществили массу

интереснейшихисследований поизучению самыхразных социальныхмиров - отпромышленныхрабочих,       до

иммигрантов  и проституток

искажаются вниманием ученого, а потому более искренни. Изучая личные документы, ученый получает бесценную возможность взглянуть на интересующие его проблемы глазами того, кого он изучает.

массу

Стоит упомянуть еще один весьма эффективный, но в то

же время сложный и дорогостоящий метод - метод


80 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

включенного наблюдения* Здесь ученый становится непосредственным участником тех процессов, которые он изучает. "Погружаясь" в изучаемую социальную реальность, глядя на события глазами участника, ученый способен проникнуть в специфику мироощущения интересующей его категории людей. Заметим, что обычно подобная информация исследователю оказывается недоступной, ведь проникнуть в суть жизненного мира какой-либо социальной группы, можно только "став своим" в ней. Особый интерес представляет этот метод для изучения замкнутых сообществ профессиональных преступников, проституток, наркоманов, неизлечимых больных и т.д. В то же время, использование данного метода сопряжено со значительными временными и денежными затратами. Сбор информации может растянуться на несколько месяцев, или даже лет. К тому же исследователь вполне может столкнуться с опасными для себя ситуациями, угрожающими не только здоровью, но и жизни. Интересующимся этим методом советуем ознакомиться с исследованиями представителей Чикагской школы, много внимания уделявшим девиантологическим проблемам.

В заключении следует сказать несколько слов об уже упоминавшемся различии между качественными и количественными методами в социологии. Количественные (жесткие) методы связаны со статистической обработкой информации и точным следованием процедуре, заранее намеченному плану. Они особенно эффективны в макромасштабах - при анализе больших объемов информации, когда нужно отразить состояние больших групп людей. К этим методам относятся в первую очередь опросы, формализованные интервью и анализ официальных документов. Качественные методы связаны с отсутствием жестких процедур и нацелены на передачу и выявление смысла. Обработка данных, собранных с помощью

"Строго говоря, наблюдение может быть и не включенным, когда исследователь выступает в роли внешнего наблюдателя, не участвуя в интересующих его событиях. Однако мы рассматриваем именно тот случай, когда наблюдатель является участником, как более интересный и эффективный.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                81

качественных методов подразумевает не статистический анализ, а интерпретацию. Исследователь пытается выявить смысл, который люди вкладывают в свое поведение и в свои переживания. К качественным методам относятся неструктурированные и полуструктурированные интервью, включенное наблюдение и анализ личных документов*. Определенная часть студентов сразу задаст вопрос - "А какие методы лучше?" Однозначного ответа на него нет, так же как и на вопрос "Кто сильнее - слон или кит?" Слон живет на суше, кит - в воде, померятся силами им не удастся. Так же и любые методы, количественные или качественные призваны решать свои, специфические задачи. Выбор метода зависит от характера проблемы и специфики цели исследования. Если метод им соответствует, то он является наилучшим.

Психологические методы изучения девиантного поведения. Как и в предыдущем случае, мы не сможем охватить все возможные методы психологического исследования девиантного поведения. В этом разделе мы лишь в общих чертах представим самые популярные из них. Обобщая, мы сводим все эти методы к четырем большим группам: тестовые и опросные методики, наблюдения, эксперименты и самоотчеты. Итак, по порядку.

Опросники и тесты. Это, без всякого преувеличения самые известные и популярные из психологических методов исследования. Кто из нас не читал в газетах и журналах различные "тесты" характера, склонностей и т.д. и не проверял по ним себя и друзей. Конечно, следует различать такие "журнальные" тестики и серьезные разработки профессиональных психологов. Разработаны самые разные опросники и тесты, затрагивающие практически все аспекты психической деятельности. С помощью опросных и тестовых методик диагностируются особенности характера и темперамента, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, исследуется структура мотивации личности и т.д. Кстати, разница между

"Мы не приводим здесь полного описания качественных и количественных методов, поскольку цель параграфа - дать читателю общее, схематичное представление о проблеме.


82 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

тестом и опросником весьма условна. Мы ее обозначим, сказав, что тесты, в большинстве случаев (не всегда), имеют ключ, используя который можно сразу получить интерпретацию данных. Кроме того, тест может состоять из каких-либо заданий (например, что-либо нарисовать), не обязательно содержать вопросы. Опросник же предполагает самостоятельную оценку результатов психологом. Применение тестовых и опросных методик, несмотря на свою популярность, имеет целый ряд сложностей. В первую очередь это сложности, связанные с достоверностью полученной информации. Здесь можно выделить, как минимум три опасности. Первая связана с выбором конкретной методики - насколько выбранный исследователем тест соответствует изучаемой проблеме. Для тех, кому данное замечание кажется наивным ("неужели проблема - выбрать методику"), отметим, что все не так просто. Например, если мы имеем дело с конкретным случаем убийства, то что нам изучать - интеллект, мотивацию, склад характера или темперамент и реактивность нервной системы? Здесь на девиантолога может оказать влияние популярность того или иного теста, а не его практическая применимость. Вторая опасность связана с интерпретацией полученных результатов психологом.* Исследователь, вольно или невольно субъективен в своих взглядах на различные явления и проблемы. Отсюда вполне реальна ситуация, когда результаты одного и того же исследования личности по разному интерпретируются двумя разными психологами. Помня об этом, исследователь должен быть максимально внимательным к себе, своим оценкам и суждениям. Третья опасность связана с точностью и искренностью ответов испытуемых. Очень часто отвечая на вопросы теста, люди подгоняют свои ответы под существующие в обществе культурные стандарты и представления о желательном и нежелательном. Например, один из популярных личностных опросников (опросник Я.Стреляу) включает такие вопросы: "Самостоятельны ли вы в

" Сказанное не относится к тем тестам, которые имеют однозначный ключ к расшифровке результатов.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                               83

Валидность    -

требование, предъявляемое к тестовым методикам, согласно

которому тестдолжен измерятьименно                   то

качество (ва) для измерения которого (ых) он предназначен; надежность    - воспроизведение результатов теста с хорошим постоянством (у одного и того же испытуемого)

трудных жизненных ситуациях?", "Считаете ли вы себя смелым?" и т.д. Вряд ли нужно напоминать, что самостоятельность в трудных жизненных ситуациях и смелость относятся к социально желательным

и одобряемым моделям поведения. Соответственно, часть испытуемых обязательно исказит свои ответы, стремясь соответствовать существующим социальным ожиданиям. Все это заставляет девиантолога свободно ориентироваться в многообразии существующих тестовых и опросных методик, зная их слабые и сильные стороны.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к

_                   результатов

тестовым и опросным методикам являются требования ~

валидности и надежности. Валидность связана с

испытуемого)

требованием, что бы тест измерял именно то качество или

свойство, которое он должен измерять. Для того, что бы определить является ли тест валидным, нужно иметь четкое представление о природе изучаемого качества. Это не так просто, как может показаться. Возьмем, к примеру, тест на оценку интеллекта. Дело в том, что дать единое и объективное определение интеллекта практически невозможно. В разных культурах представление об интеллекте различаются.

Западная культура отдает приоритет логической рациональности и словесному рассуждению. Восточные культуры больше ценят интуитивность и образность. Когда попытались разработать тест на интеллект, вне зависимости от каких-либо культурных влияний, оказалось, что это невозможно. Сам создатель первого теста на интеллект Бине, как-то пошутил: «Интеллект... Да это же просто то, что оценивает мой тест». На самом деле тест Бине был разработан с целью определения шансов ребенка на успешное обучение в школе, и его валидность определялась путем установления корреляции между результатами тестирования и школьными оценками.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Эксперимент - это более сложный метод изучения поведения, нежели тест или опросник. Эксперимент требует от исследователя безукоризненных знаний методологии научного исследования и точных способов измерения. Суть экспериментального метода заключается в том, что мы подвергаем объект воздействию каких-либо факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен. Строго говоря, при проведения эксперимента имеют место две гипотезы: рабочая и нулевая. Рабочая гипотеза - это и есть предположение, что те факторы, воздействию которых мы подвергаем объект, влияют на изучаемые нами свойства или феномены. Нулевая гипотеза - это неявное предположение о том, что факторы воздействия не связаны с изучаемыми феноменами. Рабочая и нулевая гипотеза связаны обратной связью - если подтверждается одна - то опровергается вторая.

Все составляющие эксперимента можно представить в виде схемы:

Z

Здесь: Xi, X2,...Хп- экспериментальные факторы;

Y - реакция объекта на воздействие факторов; Z - влияние среды; Е - случайные факторы, неучтенные экспериментатором, определяющие ошибки измерения при повторных экспериментах. При X > Z, мы имеем активный эксперимент; X < Z -пассивный.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                85

Фактор «Е» имеет принципиальное значение, определяя вероятностный подход к проведению эксперимента. Всегда существует вероятность, что влияние каких-то посторонних факторов, мы не учли. Поэтому важнейшим требованием надежности экспериментальной процедуры является воспроизводимость результатов в последующих экспериментах.

Исследователь манипулирует экспериментальными факторами, что бы определить их влияние на поведение объекта (в нашем случае - это люди, участвующие в исследовании). Тот фактор, которым исследователь может манипулировать носит название независимой переменной. Тот, который под его воздействием изменяется называют зависимой переменной.

Другим важным требованием является требование корректности измерений, осуществляемых в процессе развития экспериментальной ситуации. Для проведения измерений необходимы: 1) наличие единиц измерения (что мы будем фиксировать: слова, акты поведения и т.д.); 2) измерительный инструмент (видеокамера, магнитофон, карточка наблюдений); правила измерения (унифицированные требования к процедуре измерения, что бы исключить неточности и расхождения).

Историко-философские и культурологические методы изучения девиантного поведения. Девиантолог в своем исследовании поведения опирается не только на достижения психологии и социологии, то так же обязан обращаться к данным истории, философии и культурологии.

История дает нам возможность познакомиться со всем опытом человечества в отношении представлений о «нормальном» и «девиантном». В различные исторические эпохи представления о норме и отклонении наполнялись разным содержанием. Внимание общества привлекали то одни, то другие формы поведения, считавшиеся образцами должного и недолжного. Вместе с тем, история показывает, что в разные эпохи взгляды на отклонения и норму часто совпадали. Изучение истории блестящих цивилизаций прошлого, их расцвета и упадка дает нам возможность


86 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

проследить те формы поведения, которые преобладают в благополучные и неблагополучные периоды. Для девиантолога это - важное знание, позволяющее лучше понять специфику современных проблем.

К историческим методам исследования относится изучение документов (официальных и личных) той или иной эпохи, сравнение взглядов специалистов-историков на те или иные проблемы эпохи, моделирование исторических ситуаций и фактов. В целом, можно говорить о сравнительно-историческом методе, заключающемся в сравнительном анализе различных исторических феноменов. Важнейшим требованием, предъявляемым к данному методу, является требование соблюдения правил аналогии: сравниваемые между собой ситуации должны иметь общую природу, подчиняться воздействию одних и тех лее факторов.

Культурология ценна для девиантолога, прежде всего, данными о других культурах и принятых в них образцах поведения. Как мы уже говорили, эталоны нормы и отклонения могут сильно отличаться в различных культурах. В своих подходах и выводах, девиантолог обязан учитывать эти различия. Вместе с тем кросс-культурный анализ дает возможность для поиска универсальных поведенческих и мировоззренческих феноменов, трактуемых во всех культурах, как «правильные» и «неправильные». При проведении кросс-культурного исследования так же должны соблюдаться требования аналогии: природа феноменов должна быть общей, сопоставимой.


Онтологическ             Наконец, философия, дает возможность выработать

ий

сущностный, отражающий специфические свойства бытия данного

собственную методологию анализа девиантности. Нужно

отличающие его от всех других

понимать, что любые выводы и положения, относительно «нормальности» или «ненормальности» изучаемого поведения, должны опираться на ту или иную концепцию общества и человека. Следовательно, должен быть решен вопрос об

объектов_____

онтологических свойствах человека и общества. Этот вопрос


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                87

является важнейшим вопросом социальной философии. Что есть человек? Что есть общество? Это вопросы о сущностных, онтологических корнях человека. Именно в этот вопрос логически упираются все девиантологические построения. То, что человек есть онтологическая реальность (т.е. отличается от всех других объектов) вряд ли может вызвать сомнения. Несмотря на всю изменчивость и пластичность своих конкретно-исторических воплощений человек остается уникальной, четко фиксируемой сущностью. То же относится и к обществу.

Как и все философские вопросы, вопрос о том, что есть человек - не нов. Фундаментальные попытки разрешения этого вопроса ясно обнаруживаются в античной Греции. Сравним, уже упоминавшиеся нами, две точки зрения по этому вопросу, данные в философии Протагора и в философии Сократа. Сократ учил, что человек - существо призванное развивать в себе разумное начало. Развитие разумного (подразумевающего и нравственное) начала подразумевает презрение к телесному, животному началу. Именно так человек реализует свою человечность. Именно эту концепцию доказывал Сократ своим учением и своей жизнью. Протагоровское "человек есть мера всех вещей" являет собой прямо противоположную точку зрения. Протагора, по справедливому замечанию Б.Рассела, следует понимать так, что каждый человек - мера всех вещей. Другими словами нет и не может быть внешних по отношению к человеку требований и критериев, каждый прав в меру своей успешности.

Нетрудно заметить, что современное социологическое представление о социальной природе девиантности опирается именно на последнюю точку зрения. Оно фактически отрицает внешние по отношению к человеку и обществу онтологические критерии. Действительно, девиантным признается поведение, отличающееся от поведения большинства людей в данном обществе, людей, ведущих себя именно так, в силу того, что они есть мера всех вещей. Конечно, глупо было бы отрицать, что каждое общество


88 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

вырабатывает свои нормативные стандарты, свою систему ценностей. Этот объективный процесс связан со спецификой конкретно-исторических условий бытия человека и общества. Однако, это не снимает вопроса об онтологических корнях девиантности. Этот вопрос, как мы уже отмечали, логически упирается в вопрос об онтологических корнях человека и человеческого общества.

История философии учит нас, что софистическая точка зрения не стала доминирующей. Одной из причин этого является тот факт, что протагоровское определение человека заводит вопрос о человеческой онтологии в тупик, лишает его смысла. Ведь если человек действительно мера всех вещей, то нет ничего, через что могла бы быть определена природа человека, раскрыты его бытийственные характеристики. Наоборот - все в природе может быть определено через человека. Сам же человек определяем только через самого себя - меру всех вещей. Это - логический тупик, делающий невозможным дальнейший анализ. Но ведь мы же признали за человеком онтологическую реальность. Если человек реально существует, то должно быть нечто, что делает человека тем, что он есть. И греческая классика и стоики и христианская философия двигались именно в этом направлении, пытаясь определить сущностные, онтологические свойства человека. Так создавались различные модели человека: человек социальный, человек разумный, человек экономический, человек играющий и т.д.

Среди всех онтологических характеристик человека наиболее фундаментальными (по крайней мере для целей девиантологии) представляются две - социальность и разумность, предполагающая поиск смысла. О социальности первым сказал Аристотель, сформулировав, что человек - животное политическое. Это определение можно считать фундаментальным, поскольку человечность способна развиться, оформиться и реализоваться только в обществе. Социальность требует ограничения многих иррациональных сторон человеческой натуры, в первую очередь,


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                89

сексуальности и агрессивности. Социальность, как онтологический феномен вызывает к жизни новый пласт реальности - реальность социальную. Для жизни в обществе требуется соподчинение множества отдельных индивидуумов чему-то внешнему по отношению к ним, требуются особые средства контроля и управления членами общества. Без них общество существовать не сможет, как не может организм функционировать без органов, выполняющих дифференцированные задачи. Потребности общества, как особой реальности, вызывают к жизни различные социальные институты, призванные эти потребности удовлетворять: семья, право, экономическая система, мораль, государство и т.д. Другими словами, социальность, как фундаментальное онтологическое качество человека требует формирования искусственных (неприродных, социальных) моделей хозяйственного, правового, нравственного, репродуктивного и т.д. поведения. Соответственно, отступление от данных моделей подразумевает протест против онтологии социального и, таким образом, будет явно девиантным. Пока ничего нового мы не сказали. Это общеизвестно и описано в любом учебнике социологии.

Девиантоген ность

свойство

реальности

нести в себе

потенциал

девиантных

форм

поведения,

Что обычно остается "за кадром"? Тот простой факт, что человеческая история есть история проб и ошибок различных моделей социального поведения. Историческая логика подсказывает нам, что именно в тех обществах, где эти пробы оказывались удачными и возникали блестящие цивилизации. Древневосточная государственность, греко-римская Античность, Христианская Европа, Византия и т.д. дают богатейший материал для девиантологии. Анализ социальных практик обществ прошлого дает реальную возможность выйти на "универсально

девиантные" модели поведения. Таким образом, исторический подход, оказывается неразрывно связанным с философским подходом.

ъ

девиантност

ъ


90 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

Философская логика подсказывает, что цивилизация клонящаяся к упадку девиантогенна. В подобных обществах, получают распространение поведенческие модели, вступающие в конфликт с традиционными (для данного общества) ценностями.

Второй фундаментальной онтологической характеристикой человека можно считать разумность. Разумность, способность к рефлексии, способность к осознанию собственной конечности и потребность к осмыслению собственного конечного бытия делают человеческую жизнь крайне сложной, проблемной, требующей ответа на вызов. Вызов связан с поиском смысла существования. Главнейшая в человеческих обществах форма осмысления бытия, нахождения своего места в мире, ответа на вызов -есть религия. Природа человеческого разума такова, что он не может не задавать себе вопроса о смысле жизни - это онтологический факт. Соответственно, найти ответ на этот вопрос - онтологическая потребность. Логически развивая эту мысль, можно утверждать, что онтологической потребностью человеческого разума является потребность в метафизике, ибо все религии ищут смысл вне обыденной реальности, но в мире сверхъестественном, метафизическом. Именно сверхфизическая реальность освящает реальность природную, придает ей смысл.

Социальность, как онтологическое качество позволила нам выделить базовые критерии "нормальности" социума. Разумность, как поиск смысла позволяет нам выйти на вопрос о том, что есть "нормальный человек", что для личностного бытия человека является девиантным, а что - нет. Это -лишь набросок возможной девиантологической методологии, не имея которой исследователь отклоняющегося поведения не сможет адекватно понимать предмет своего исследования. Каждый ученый-девиантолог стоит перед необходимостью выработки собственной методологии девиантологического анализа, в чем, как мы надеемся, поможет и материал настоящего учебника.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                91

Резюме:

1. Для изучения отклоняющегося поведения необходимо владетьметодологией научного исследования; так же необходимо хорошеезнание методики, техники и методов исследования.

2. Общая схема научного исследования включает в себя: определениепроблемы, объекта и предмета исследования, постановку целей и задач,one рационализацию основных понятий,  выдвижение гипотезыисследования.

3. Социологические методы изучения девиантности включают в себяопросы, интервью, анализ документов и наблюдение (включенное иневключенное).

4. В случае использования любого социологического метода, необходимокорректно сформировать выборку, что полученные данные былирепрезентативными.

5. Психологические методы исследования девиантности включают в себя,прежде всего, опросники, тесты и эксперименты.

6. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к тестовым методикам,являются требования валидности и надежности

7. Эксперимент подчиняется общей логике, позволяющей выяснить степеньзависимости изучаемых переменных от экспериментальных факторов.

8. Важными для девиантолога являются методы исторического и кросс-культурного анализа, позволяющие сравнивать представления одевиантности, существующие в различных культурах и доминирующих вразличные исторические периоды.

9. Философские методы анализа необходимы девиантологу для выработкиобщего методологического подхода к анализу девиантности,подразумевающего определенную концепцию онтологических свойств


92 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

человека и общества; а следовательно и онтологических характеристик девиантности.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: