double arrow

Приложения к параграфу.


Социальные психологи считают, что переизбыток зарубежных фильмов на наших телеэкранах - явно девиантное явление, вызывающее негативные последствия.

Вестернизация кинематографа.

О засилии зарубежных фильмов на нашем теле-рынке говорится и пишется давно. Однако об истинных размерах возможных последствий тотальной вестернизации кинематографа знает лишь небольшой круг специалистов.

*Толковый словарь английского языка Уэбстера так раскрывает значение слова "вестернизация": "вестернизировать - оказывать влияние западными идеями и обычаями".

Защитники западной теле-видео-продукции (представленной у нас фильмами, в основном американского производства), возможно скажут, что зарубежные фильмы намного превосходят отечественную кинопродукцию по многим показателям: зрелищности, динамичности сюжета, качеству съемки и т.п. Однако, следует помнить, что каково бы ни было художественно-эстетическое, профессиональное качество американского фильма, он - продукт иного общества, иной культуры. Как таковой американский фильм, возможно, в силу большей необычности своего содержания и высокого профессионального мастерства его создателей, эффективнее уводит какую-то часть публики от тягот российской жизни, эффективнее влияет на формирование этоса самостоятельного молодого человека, но он не способен формировать у отечественного зрителя чувства идентичности со своей культурой, своим народом, судьбой своего общества. Между тем, это чувство - естественное состояние человека как гражданина -важная функция любой национальной культуры.1




Американский социолог Г.Тернер пишет: "Получить контроль над повседневной репрезентацией мира для нации - значит приобрести серьезную над представлениями индивидов и себе и о друг друге. Это одна из причин того, что во многих странах столь сильно обеспокоены господством США в производстве и дистрибьюции фильмов и телепрограмм. Если мы понимаем наш мир (или нацию) посредством его репрезентаций главным масс-медиа, иностранный контроль за этими репрезентациями действительно угрожает связности понимания индивидом мира (или нации). Американское господство над


62 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

масс-медиа до некоторой степени превратило в норму американские образы общества".(\Социс\№2.,1996г.)

Как мы можем увидеть, в мире серьезно обеспокоены господством американских масс-медиа на национальных теле-видео-рынках, у нас же пока особого беспокойства (по крайней мере на официальном уровне) не наблюдается. А ведь проблема культурной идентификации нации, пожалуй посерьезней экономических и политических проблем.

Как мы уже отмечали, наиболее уязвимо для воздействия экранных стереотипов именно подростковое сознание. В связи с этим следует упомянуть еще об одной тревожной тенденции поведения подростков, обусловленной увлечением вестернизированным кинематографом. Речь идет о начавшемся в конце 80-х гг. буме восточных единоборств. Разрекламированные в популярных боевиках, герои которых демонстрируют сверхчеловеческую ловкость, силу и отвагу, единоборства быстро стали одним из самых популярных увлечений российских подростков. При этом начисто игнорировались два момента: 1) родиной большинства этих боевых систем является Юго-Восточная Азия, т.е. они ориентированы не на европейца; 2) в традиционном варианте все восточные единоборства представляют собой системы скорее духовно-психологического, нежели физического тренинга. Система же преподавания единоборств в нашей стране абсолютно не способствовала (за редким исключением) воспитанию в подростках каких - либо духовно ценностных ориентиров, кроме культа силы и презрения к слабости. Согласно мнению одного из крупнейших в нашей стране специалистов по традиционным единоборствам стран Востока Ю. Ю. Сенчукова, "...основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с кем-то другим - важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой". Поскольку большинство "наставников" преподавали боевые единоборства только как технику рукопашного боя, а духовное содержание этих систем заменяли туманными фразами о "заветах древних мастеров", молодые люди черпали "духовное содержание" из дешевой кино-, теле- и книгопродукции. Приведем по этому поводу слова того же Ю. Ю. Сенчукова: "Скажите - пустите ли вы своего ребенка играть с "другом", который привык к тому, что удар молотком по голове - лишь одна из многих остроумных шуток? А какое, по-вашему воздействие на детское подсознание оказывают всеми любимые Том и Джери (персонажи





;ЖабскийМ.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории. \\Социс.№2.1996г.с.ЗО.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                63

популярного мультфильма, прим, мое - Т. X.), из серии в серию весело лупцующие друг друга по головам молотками, расплющивающие, расстреливающие и взрывающие друг друга?

По мере взросления - далее в том же духе - страдающий от множества комплексов юнец один за другим глотает кровавые боевики, снятые по одной и той же надуманной схеме. ... Как говорится, "учебный процесс" в полном разгаре. А потом он спокойно лупит человека арматурой по почкам... . Ведь так делал его кинокумир - и от этого никто не умирал."

Как следствие такого воспитания, "... не человек владеет боевым искусством, а боевое искусство, как некий комплекс стереотипов, владеет человеком, выходит из под его контроля; сам человек превращается при этом в рабочий придаток своего искусства, который не может проявится иначе, как в бою." Не удивителен, в таком случае, рост уровня агрессии среди подростков (учитывая массовость увлечения единоборствами) и криминализация боевых видов спорта. Согласно мнению большинства отечественных специалистов в области единоборств, большинство крупных федераций боевых видов спорта являются мафиозными "крышами" - т.е. занимаются подготовкой боевиков преступных группировок. (Источник: Хагуров Т.А. Степанова Н.Е. Агрессивность и маргинальность - характерные черты кризисного общества. Москва-Краснодар, 2000.)









Сейчас читают про: