Вопросы для самопроверки

Что бы проверить, как вы усвоили материал параграфа, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. В чем специфика социологического подхода к анализу девиантности?

2. Как описывает девиантностъ теория социального напряжения?

3. Какие виды девиантного поведения в современных обществах объясняеттеория социального напряжения?

4. Что такое субкультура и каково ее влияние на девиантностъ?

5. Какие типы девиантных субкультур дает совмещение подхода теориисоциального напряжения с субкулътурным подходом?

6. В чем суть теории наклеивания ярлыков?

7. Каким образом ярлык действует на своего носителя и его окружение?

8. Что такое стигма? Какие виды стигм описывал Гоффман?

9. В чем разница между первичной и вторичной девиантностъю, с позицийтеории ярлыков?

 

10. Как описывает девиантностъ и норму теория конфликта?

11. Какие виды отклонений можно назвать сконструированными винтересах правящего класса?

12. Как объясняет девиантностъ теория дифференциальных ассоциаций?

13. С какими психологическими теориями связан этот подход?

14. В чем главная причина опасных видов девиантного поведения с позицийтеории дифференциальных ассоциаций?


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         315

15.В  чем суть виктгтологического подхода к девиантному поведению? Какие виды отклонений объясняет этот подход?


Философско-гуманистические концепции девиантности в

Психологии.

Оговоримся, сразу - содержание этого параграфа некоторые

специалисты посчитали бы спорным. Рассматриваемые здесь теории, обычно, относят к гуманистическому направлению в психологии личности. Однако, мы предпочли рассмотреть их отдельно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в рассматриваемых здесь теориях, ярко выделен философский аспект. Это проявляется, в частности, в нормативно-описательном стиле гуманистических концепций. Их авторы говорят скорее о том, что должно быть. Ответ на вопрос о том, почему так должно - носит чисто философский характер. Их теории можно рассматривать, как своего рода концепции психологической и поведенческой нормы, опирающиеся на философские воззрения авторов. Во-вторых, гуманистические теории поведения склонны к цельному, обобщенному описанию характеристик человека, которое свойственно, скорее философско-антропологическому подходу. В отличии от аналитического, свойственного науке. Они оперируют такими понятиями, как счастье, смысл, самоуважение и т.п. Подобные категории тяжело поддаются строгому аналитическому описанию. В третьих, основная цель этого параграфа - сравнить различающиеся модели «нормального» человека, созданные в рамках гуманистической традиции.

Задача этого параграфа - помочь читателю выработать собственную методологию анализа девиантности. Для этого нужно иметь более или менее


316 Глава III.Теории девиантного поведения

ясное представление о норме, о «нормальном человеке». Ведь девиантология изучает именно человека. Помочь в этом, и призван материал, изложенный в параграфе. Поэтому, пусть читатель не удивляется и не обижается, если идеи, которые он встретит на последующих страницах, окажутся ему знакомыми, как психологические теории.

Наконец, последнее, что хотелось бы сказать. Гуманизм, как мощное философско-интеллектуальное и культурное течение, утвердил в общественном сознании мысль о том, что «человек от природы добр»*. Но, во взглядах на то, как и в чем проявляется природное «добро» человека, гуманистически мыслящие авторы расходятся. Потому, мы отдельно рассматриваем взгляды неофрейдистов - представителей эго-психологии (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни), теорию само актуализации А.Маслоу и логотерапию В.Франкла.

Эго-психология и гуманистическая концепция личности. Нарастающая к середине XX века критика фрейдизма заставила сторонников


психодинамического подхода искать новые аргументы в защиту своих принципов и творчески модернизировать теорию Фрейда.

Значительных успехов на этом поприще добилась эго-психология, ставшая одним из влиятельнейших направлений в гуманистической психологии. Представители этого направления (Хорни, Салливан, Фромм) критиковали Фрейда за то, что он слишком сосредоточился на изучении





Эго-психология

направление в

психодинамическ

их       теориях,

сделавшее

главным

предметом

анализа

сознательную

личность (Эго); с

общей

ориентацией на

изучение

психически

здоровых людей


подсознания (Оно), упуская из виду важную роль Я (Эго). Эго-психологи, критикуя Фрейда, подчеркивают, что большинство его выводов сделаны на основе обобщения наблюдений за больными, психически нездоровыми людьми. Отсюда и такое внимание к подсознанию и болезненным явлениям в психике. Поведение здорового же человека, в основном связано с

"Кстати, это - весьма спорное утверждение, можно найти достаточно примеров «природного зла» человека. Вопрос, скорее в том, каким должен быть человек, что бы быть человеком.


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         317

функциями сознания - Эго. Поэтому представители эго-психологии сосредоточили внимание на наблюдениях за здоровыми, полноценными членами общества. [Заметим, что слова «здоровый и полноценный» отражают личную позицию авторов. Объективно правильнее было бы говорить о «социально-полноценных» людях - не испытывающих серьезных психологических проблем в повседневной жизни. Однако, об этом - позже.] Выводы сделанные на основе наблюдений за здоровыми людьми использовались потом для объяснения поведения людей больных (а не наоборот - как у Фрейда). Несмотря на различия теорий, созданных отдельными учеными, все теории этого типа имеют одну и ту же гуманистическую философскую базу. Все эти теории исходят из нескольких, связанных между собой базовых предположений относительно природы человека: человек рожден для счастья - быть счастливым означает чувствовать себя комфортно — человек стремится к душевному комфорту, это нормально и естественно — сомнения, тревога, внутренние конфликты есть признаки патологии — человек должен принимать себя и окружающих такими, какими они являются — психологическая норма означает быть довольным своим существованием, самим собой и окружающими.

Используя эти положения в качестве базовых, эго-психологи создают модель нормального человека. Не вдаваясь в частности, свойственные отдельным теориям, мы дадим обобщенный образ нормального («уравновешенного») человека, соответствующий эго-психологической и вообще гуманистической модели:

В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем; у него хорошее телосложение, он любит физические усилия и умеет сопротивляться усталости. Психическое равновесие по существу немыслимо без серьезного внимания к телу.

В сексуальном и аффективном плане уравновешенный индивидуум способен устанавливать гармоничные интимные отношения с другими


318 Глава III.Теории девиантного поведения

людьми. Без преувеличенной тревоги заботясь об удовлетворении собственных потребностей, он в то же время умеет проявлять внимание к партнеру и чувствовать его потребности.

В интеллектуальном плане уравновешенным можно считать того, кто обладает хорошими умственными способностями, которые позволяют ему мыслить и действовать продуктивно. Он всегда стремится найти надлежащий выход из сложных ситуаций предпочитая при этом полагаться на факты, а не на оптимистические гипотезы. Поэтому он склонен, по возможности быстро переходить от мыслей к делу. Он осознает свои способности и возможности и умеет наилучшим образом пользовался ими для продуктивной деятельности. Он постоянно совершенствует свои навыки, стремясь добиться поставленной цели в разумные сроки. Он не лишен воображения и любит искать нетрадиционные решения проблем.

В нравственном плане уравновешенный человек обладает чувством справедливости, основанным на глубокой и постоянной озабоченности объективностью. Он склонен больше полагаться на собственные суждения, чем на суждения других людей, или средств массовой информации. Он всегда решает сам, придерживаться ли ему социальных норм, обладая твердой волей, он при этом не упрям. Он всегда готов признать собственные ошибки, не выставляя их, однако, напоказ.

В социальном плане уравновешенный человек, как правило, способен устанавливать непринужденные отношения с другими, чувствуя при этом, что он ими принят. Он редко рассчитывает свои реакции заранее, и эта непосредственность позволяет ему легко общаться как с теми, кто стоит выше ею, так и с теми, кто стоит ниже.

Наконец, в личностном плане уравновешенный человек - это оптимист, который любит жизнь и отвечает на ее требования, не испытывая при этом чувства принужденности. Чаще всего это добродушный, жизнерадостный по характеру человек. Это зрелая, самостоятельная и реалистически мыслящая


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         319

личность, способная брать на себя ответственность, не отказываясь и от риска. Она достаточно устойчива в эмоциональном плане, не проявляет ни излишней доверчивости, ни чрезмерной подозрительности и способна принять собственную неудачу без несоразмерных переживаний. Как правило, уравновешенный человек предпочитает достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями. Кроме того, он сохраняет в себе некоторую свежесть чувств и поэтому способен совершать неожиданные поступки и восхищаться. Наконец, он с достаточным уважением и симпатией относится к самому себе, но сохраняет при этом чувство юмора, которое мешает ему принимать собственную персону СЛИШКОМ серьезно, [материал обобщен по Годфруа Ж. Что такое психология?(с. 175-176)}

Таковы, в общем, представления о личностном идеале представителей эго-психологии. Характерной чертой этого описания является то, что понятие «нормы» здесь смешивает реальность и предписание.

По оценкам экспертов эго-психологии не более трети людей в западных обществах подпадают под эту категорию «уравновешенного». Остальные демонстрируют признаки невротичности - тревогу, депрессию и т.п.

Некоторые авторы полагают, что фактически более 70% всех людей обнаруживают поведение невротического типа, хотя, по их мнению, тяжелыми неврозами страдает всею 5% населения. Эти цифры, однако, зависят от возраста. Так, согласно данным опроса, проведенною в центре Нью-Йорка, если в возрасте от 20 до 29 лет великолепное психическое здоровье обнаруживают 24% людей, то после 65 лет этот показатель падает до15%(8гго1ее1а1., 1962).

Таким образом, судя по статистическим данным, большинство людей, скорее всего, соответствуют той «психической зоне», в которой пребывает 70% всех людей и которая располагается между полюсом психической уравновешенности и полюсом патологии. Канадский психолог Ж.Годфруа


320 Глава III.Теории девиантного поведения

следующим образом комментирует эту ситуацию: («Нормальным человеком» можно, по сути дела, считать всякого, кто живет и уживается со всеми своими недостатками, не всегда «адаптивным» поведением, удовлетворяемыми с грехом пополам потребностями и тревогой, от которой он старается получше «застраховаться», прибегая к разнообразным механизмам психологической защиты или вырабатывая определенные черты характера. Важно как можно лучше осознать все это, и если полного психического равновесия достичь все-таки не удастся, то сохранять критическое отношение к своим реакциям и способность при случае посмеяться над ними.) - Курсивом выделены ключевые слова, дающие ключ к интерпретации.

Из приведенного описания следует, что сталкиваясь с жизненными трудностями и волей-неволей принимая тот вызов, который бросают им обстоятельства, люди все время вынуждены искать равновесия между адаптацией к реальности, с одной стороны, и развитием своих потенциальных возможностей, которое позволило бы им утвердить собственную индивидуальность, с другой.

Другими словами, взгляд на человеческую природу остался все-таки -«динамическим»: существование человека описывается в категориях адаптации и утверждения индивидуальности, в контексте стремления к равновесию. Равновесие - тот же принцип удовольствия, о котором говорил Фрейд. Только Фрейд описьшал стремление к равновесию в терминах выхода инстинктивной энергии. Эго-психологи, не отрицая влияния подсознания, говорят о личностном равновесии. Равновесие означает душевный комфорт, согласие с собой и своим положением, отсутствие неудовлетворенности. Неудовлетворенность, тревога, расцениваются, как патология (по крайней мере, как психологическое неблагополучие). Общий подход к человеку в этом случае может быть выражен словами «человек рожден для счастья». Счастье в данном случае означает внутренний комфорт.


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                              321


Эрих Фромм

(1900-1980) - родившийся вГерманииамериканскийпсихолог,философ,социолог.   Всвоих теорияхнаходился подсильнымвлияниемФрейда и

Маркса.

Что же такое девиантность, с этих позиций? Выдающийся представитель эгопсихологического направления Эрих Фромм исследовал наиболее опасный вид отклоняющегося поведения - деструктивность - т.е. стремление к разрушению, агрессию. В своем исследовании человеческой деструктивности он подчеркивал глубокое различие межу различными проявлениями агрессии, обозначив их как "злокачественную" и "доброкачественную"; неадаптивную жестокость и адаптивную, оборонительную агрессию.

Злокачественная агрессия проявляется, по Фромму, в садизме (понимаемом как желание абсолютной власти над другим человеком) и некрофилии (понимаемой как страсть ко всему мертвому, лишенному жизни), которые и обуславливают деструктивность как черту характера. Именно этот вид агрессии, свойственный исключительно человеку, Фромм рассматривает, как наиболее опасный для общества и всего развития цивилизации. При этом причину существования этих форм агрессии он видит в социально-экономическом устройстве современного общества: "Садизм и некрофилия - эти злокачественные формы агрессии - не являются врожденными; можно в значительной степени снизить вероятность их проявления, если изменить обстоятельства социальной и экономической жизни людей....Ведь эксплуатация и манипулирование человеком вызывают не что иное, как скуку, вялость и уныние, а все, что превращает полноценных людей в психологических уродов, делает из них так же садистов и разрушителей".

Говоря о доброкачественной агрессии, свойственной всем живым существам, Фромм подчеркивает ее адаптивный характер. Этот вид агрессия служит делу жизни, обеспечивая защиту витальных интересов индивида и выполняя инструментальную, обеспечивающую функцию. В то же время, Фромм подчеркивает, что сфера витальных интересов у человека


322 Глава III.Теории девиантного поведения

значительно расширена, по сравнению с животными, и включает в себя не только физические, но и психологические условия. Инструментальная агрессия - это агрессия, преследующая определенную цель - обеспечить, достать то, что необходимо, причинение вреда при этом не является целью, оно лишь средство ее достижения. В целом, доброкачественную агрессию можно свести к оборонительной. Вообще трудно в нескольких словах передать всю изящность и теоретическую силу Фроммовской теории деструктивности. Интересующимся мы бы рекомендовали оригинал - книгу Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».

Однако, на чем основаны все выводы о девиантности с позиций эго-психологии? На утверждении, что человек должен быть счастлив, уравновешен, что от природы человек - «хорошее» существо, наконец, что человек это биологическое существо, ориентированное на удовлетворение потребностей. Этот взгляд свойственен не только эго-психологам, но и всему гуманистическому направлению в психологии личности.

Похожим образом рассматривает человека другой выдающийся представитель гуманистического направления - А.Маслоу. Он создал модель


Абрахам Маслоу   (1908-1970)

американский психолог, автор

здорового человека, как стремящегося к самореализации (максимальному развитию своего творческого потенциала). Поведение человека, по мнению Маслоу, связано с

теории

ции, в основе

которой

лежит

представление

об  иерархии

потребностей

и

представление

о природном

потребностями различного уровня. Пока не удовлетворены

потребности более низкого уровня, потребности более высокого уровня не актуализируются. Иерархия потребностей начинается с витальных (жизненных) потребностей в пище, сне, отдыхе и т.д. Затем следуют потребности в безопасности

добре человека

(уверенность в завтрашнем дне). Когда они удовлетворяются.

активизируются социальные потребности (общение), затем - престижные потребности (признание и любовь). Последняя, высшая группа потребностей - это потребности в самоактуализации. Здоровый человек - это человек,


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         323

раскрывший свой потенциал, человек любящий жизнь, находящийся в согласии с самим собой. Девиантность, согласно этой модели, связана с блокированием потребностей, их искаженной реализацией. Снова в качестве главного тезиса, предполагается, что человек от природы добр и склонен к саморазвитию. Самоактуализация - это, по сути, состояние удовлетворенности собой, равновесия между желаемым и достигнутым. «Нормальный» человек в теории Маслоу вполне соответствует тому описанию уравновешенной личности, которое, мы давали выше.

Однако, давайте попробуем взглянуть на проблему непредвзято. «Какую, собственно проблему?» - спросит читатель - «В чем проблема-то? Все идеи гуманистической психологии вполне логичны!» Да, но все дело в том, насколько данная модель соответствует человеческой реальности.













Гедонизм

ориентация наудовольствие,как жизненныйпринцип,     в

противополож ностъ

аскетизму - ориентации на самоограничен ие.


Действительно ли человек рожден для счастья и душевного комфорта? Действительно ли тревога и сомнения - это признак неблагополучия? Должен ли нормальный человек принимать себя таким, какой он есть (без излишней драматизации)? Гуманистическая модель на все эти вопросы отвечает утвердительно. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что


это не научная, а философско-антропологическая концепция. Это созданный философией образ гедонистически ориентированного существа, стремящегося к удовлетворенности и утверждающего свою самость (эгоизм). Впервые наиболее полно такой взгляд на человека представил древнегреческий философ Эпикур, учивший, что счастье - это отсутствие страданий и атараксия (спокойная удовлетворенность). Собственно это и повторяют сторонники гуманистической психологии, утверждая, что человек должен быть доволен своей жизнью.

А разве не так? - спросите вы. Однозначно ответить тяжело, но усомниться в правильности этого взгляда можно. Ведь в реальности большинству людей присущи и тревога и чувство вины и желание


324 Глава III.Теории девиантного поведения

жертвовать собой ради идеалов (что часто удовольствия не приносит). Можно ли спокойно принимать несправедливость, собственную порочность и другие неприятные вещи? Они существуют и от них никуда не денешься. Гуманистическая психология игнорирует нормальность страдания. Возможно, это не очень приятная мысль, но и здравый смысл и вся история человечества подсказывают нам, что человек обречен не только радоваться, но и страдать всю свою жизнь. Для нас естественно быть счастливыми, смеяться и любить себя и окружающих. Но точно так же, «естественно», нам свойственно страдать (например, от смерти близких) и плакать (горе - наш спутник), ненавидеть себя (за непоправимые проступки) и окружающих (за то зло, которое они нам причиняют). Человек от природы добр и стремится к удовольствию, но точно так же он зол (вспомнить число погибших в различных войнах) и готов терпеть крайние лишения во имя своих идеалов. Гуманистическая психология смешивает научные критерии объективности и свой философский базис в познании человека. Мы не преследуем цели доказать, что эти взгляды неверны и, что человек не должен быть счастливым. Просто нужно понимать, что эти представления не так уж и «естественны». Что такое счастье? В интерпретации гуманистов - это внутренний комфорт, согласие с собой, атараксия. В то же время, некоторые мыслители и философы совсем не считали состояние «счастья» и комфорта «естественными». В качестве подтверждения сошлемся на слова классиков: «Когда мы принимаем человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже. Требуя от человека быть тем, кем он может стать, мы помогаем ему стать таковым» (Гетте) и «Человек, который зачем ему жить, может выдержать почти любое как» (Ницше). Эти слова говорят скорее о напряжении, дискомфорте и стремлении к смыслу. Счастье здесь не является центральной категорией. Это другая философская позиция и взгляд на человека с этой точки зрения лучше всего развит в рамках йоготерапевтического подхода, разработанного В.Франклом.


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         325






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: