Виды поведения культурные цели Институциализированные

(материальное                     средства (успешная карьера)

благополучие)

1. Конформизм признание                 Признание

2. Инновация  признание                 Отрицание


284 Глава III.Теории девиантного поведения

3. Ритуализм   отрицание                 Признание

4. Отступление отрицание                  Отрицание

5. Мятеж         отрицание и замена    Отрицание и замена

Согласно этой таблице, единственно «нормальным» поведением будет конформизм, признающий, как цели, так и средства. Одной из девиантных реакций на напряжение может быть инновация. В этом случае субъект признает социальные цели (напр, материальное благополучие), но, не будучи в состоянии достичь их при помощи социально одобряемых средств (успешная карьера), применяет собственные средства, зачастую не одобряемые социумом (напр, преступная деятельность, рэкет).

Ритуализм - это непризнание целей, при использовании институционализированных средств их достижения. Например: субъект не считает себя способным добиться социального успеха, но продолжает усердно трудиться в неперспективных областях, без надежды на какие-либо достижения.

Отступление - это отрицание как целей, так и средств их достижения, уход от социума. Примером может служить поведение человека употребляющего наркотики и пытающегося таким образом "заслониться" от общества.

Мятежник не признает социальные цели и заменяет их своими собственными, так же как и средства. Например, вместо экономических выгод человек может стремиться к разрушению несправедливой социальной системы, с помощью насилия.

Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                              285

В 1961 году ученики Мертона Р. Кловард и Л. Олин опубликовали монографию "Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп". Авторы монографии убедительно показали, что общество, навязывая молодежи определенные ценности (в частности стремление к успеху) не замечает того, что их достижение является мало реальным для большинства молодых людей (что опять таки противоречит официально декларируемому равенству возможностей). На самом деле, подчеркивают авторы монографии, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены для достижения успеха проявлять ловкость - нарушать закон и нормы морали. Молодой человек, попадая во взрослую жизнь, сталкивается совсем не с тем, что ему внушали в процессе воспитания. Результатом такого противоречия становиться разочарование, фрустрация. Типичные реакции на это:

- создание воровских шаек, члены которых посредством хищений играбежей получают возможность жить в соответствии с господствующими вобществе стандартами потребления; в схеме Мертона - это инновация,использование насилия и краж для достижения целей;

- объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение,вызванное социальной несправедливостью, совершением актов насилия ивандализма; по Мертону - мятеж;

- вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди,употребляя наркотики и алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругусверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаютсяуйти, заслониться от социальной несправедливости.

Работа Кловарда и Олина произвела сильное впечатление на Р. Кеннеди, по инициативе которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Была создана специальная программа расширения возможностей несовершеннолетних. По мысли ее создателей, социальная работа с молодежью (в основном, помощь в получении


286 Глава III.Теории девиантного поведения

образования и работы) позволит снизить рост преступности несовершеннолетних.

Теория социального напряжения Мертона в значительной мере способствовала пониманию истинных причин высокого уровня преступности в современном обществе. Высокая социальная ценность материального успеха в современном Западном обществе, при неравных шансах его достижения для различных социальных групп, способствует росту всевозможных отклонений, прежде всего, среди тех, кто оказывается не в состоянии его достичь. Эта теория хорошо иллюстрирует одну из основных проблем современного общества - его "двуликость": высокие стандарты потребления и уровень жизни, демонстрируемые с обложек журналов и в теле рекламе, контрастируют с нищетой и невозможностью реализовать "жизненный шанс" для значительной части социума. Реакции на это несоответствие и были описаны Мертоном.

Если теория социального напряжения помогает выявлению глубинных корней девиантности в обществе, усматриваемых в несоответствии между культурными целями и возможностями их достижения, то другие теории обращаются к иным социальным аспектам девиантности. Теория напряжения относится к функциональному направлении в социологическом теоретизировании. Она показывает как некоторые элементы общественной структуры (обнищавшие слои, расовые меньшинства и т.п.) могут быть социально дисфункциональны из-за невозможности реализации культурных целей. Однако эта теория менее эффективно объясняет отклоняющееся поведение привилегированных групп. Социальное положение представителей высших слоев общества не блокирует их пути к успеху. Следовательно причины их девиантности заключаются в чем-то ином (Акерс иКокран, 1985).


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         287

Субкультурная теория. Исследования Кловарда и Олина можно рассматривать и в рамках другой теоретической перспективы, используемой для анализа девиантного поведения - субкультурной теории.

Родоначальником этого направления можно считать Т. Селлина, опубликовавшего в 1938 году работу "Конфликт культур и преступность". В этой работе Селлин рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе теории Селлина американский социолог А. Коэн разработал свою концепцию субкультур.

Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться своего рода "миникультуры" (взгляды, привычки, умения стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры.

Субкультура -

специфическая совокупность норм, ценностей, символов и ролей, используемая какой-либо ограниченной общностью   в рамках   более общей

доминирующей культуры.

Субкультурная теория уделяет особое внимание

группе (субкультуре), как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это

поведение, как девиантное.

Одно из первых исследований на базе этого подхода было проведено Альбертом Коэном в 1955 г., на примере банды делинквентных подростков. Рассматривая эту группу как девиантную субкультуру, Коэн обнаружил, что групп придерживается ценностей, которые представляют собой вид "антикультуры", отрицающей "честные" ценности среднего класса.


288 Глава III.Теории девиантного поведения

Подростки из банды презирали собственность других людей и выражали свои чувства актами беспричинного вандализма и разрушения. Видимо они получали злобное удовлетворение от того, что заставляют "честных" людей чувствовать себя дискомфортно. Они были "негативны" в том плане, что переворачивали ценности среднего класса (в первую очередь, это ценности трудолюбия и собственности) вверх дном. Таким образом, Коэн установил, девиантная группа, которую он исследовал, являла собой особый вид субкультуры антиистеблишмента. Он также обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются просто негативным отражением культуры большей части общества, выстраивающие свои ценности по принципу «обратной симметрии» к ценностям доминантных групп. Примеры девиантных субкультур можно встретить в любом обществе.

Соединив положения теории социального напряжения и субкультурной теории, мы получим типологию девиантных субкультур. Эти типы будут различаться между собой, прежде всего, тем, какая из форм девиантного поведения (по Мертону) является в каждой из них доминирующей. Так выделяют следующие субкультуры:

1. Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально - с позиций выгоды. Дисциплина является одной важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно. Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия -одного из главных средств. В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления)


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         289

2. Протестная. рассматривающая нарушения норм, как самоценность. Это субкультура молодежных объединений, ориентированных на альтернативный, агрессивно-протестный образ жизни (фанаты в Англии, мотоциклетные банды в США). Эти группы выстраивают свою собственную систему ценностей, где, обычно, важное место занимают насилие и сексуальная распущенность, в контексте мужского доминирования. Деятельность этих групп не обязательно связана с прямым насилием (например, хиппи - пацифисты), но всегда носит публичный характер, противопоставление себя «нормальному» обществу. Внутренняя структура этих групп, в отличии от ОПГ, неупорядочена, дисциплина не является значимой ценностью.

Где-то посередине между криминальной и протестной субкультурой может быть локализована очень интересная субкультура профессиональной преступности (ПП). В отличии от организованной преступности (ОП) эта субкультура отличается гораздо меньшей инструментальностью, зачастую нарушения норм носят самоценный характер. Например, кодекс «вора в законе» включал такие нормы, как никогда не работать, не иметь семьи, никогда не сотрудничать с официальной властью и т.п. В этой субкультуре нарушения общепризнанных норм (напр., уважение к чужой жизни и собственности) реализуется скорее, как образ жизни, нежели, как средство достижения культурных целей. Ценность дисциплины относительна, признается только в рамках совершения преступлений, в остальных случаях профессиональные преступные группы довольно анархичны. Добываемые преступным путем средства расходуются на ведение альтернативного (а не респектабельного, как ОПГ) образа жизни, подразумевающего, в том числе, и регулярные «отсидки» в тюрьме и на зоне. Каждый срок лишения свободы рассматривается, как эпизод необходимой социализации, вроде "курсов повышения квалификации". В случае с ОПГ - это - досадная неприятность. Все перечисленные моменты и заставляют классифицировать ПП, как


290 Глава III.Теории девиантного поведения

«пограничную» субкультуру, сочетающую черты криминальной и протестной.

3. Отступающая субкультура объединяет тех, кто стремится заслониться от общества, уйти от необходимости преследовать какие-то значимые цели и выбирать между легитимными и нелегитимными средствами. Это субкультуры алкоголиков, наркоманов, «компьютерщиков» (если страсть к компьютерам становится образом жизни). Группы, поддерживающие данные субкультуры пребывают как бы в параллельной реальности, отказываются идти на любые контакты с обществом, кроме самых необходимых, их деятельность носит непубличный, в отличии от протестных субкультур, частный характер. Эти субкультуры чрезвычайно разнообразны по набору доминирующих ценностей, а могут и вообще не иметь четко выраженных ценностей. Группы - носители отступающих субкультур, отличаются наименьшей внутренней упорядоченностью, отсутствием выраженных лидеров и дисциплины. Большинство из этих субкультур имеют выраженную гедонистическую окраску: «Зачем нам этот непонятный и жестокий мир - здесь (под кайфом, у компьютера и т.д.) нам комфортно, здесь нас принимают и понимают» Часто велика ценность сексуальных удовольствий. Эти субкультуры объединяют в первую очередь тех, кто не сумел адаптироваться к требованиям общества (не признал цели или не нашел доступа к средствам), но у них нет сил на мятеж или желания к инновации.

Можно представить эти субкультуры в виде таблицы.

 

Девиантные субкультуры

Тип субкультуры Доминирую щий тип поведения Господствующие ценности Отношения        к нарушениям норм Носители
1. Криминальная Инновация Успех                    и благополучие. Сила и дисциплина. В то же время, ценятся ум и организаторские способности- с точки зрения их полезности. Инструментальное - нарушают, если это выгодно и не нарушают, если невыгодно Организованные преступные        группы, коррумпированные представители        власти. Отчасти профессиональные преступники.
2. Протестная Мятеж Насилие,         секс, противопоставление себя        обществу, Ценностное нарушают публично        и Фанаты, мотоциклетные банды,                  хиппи, воинствующий

Глава III.Теории девиантного поведения


291


 

    верность альтернативному образу жизни. принципиально, противопоставляя себя обществу. андеграунд. Отчасти -профессиональные преступники.
3. Отступаю­щая. Отсту плени е Нет ясной системы, часто          ценится непохожесть, альтернативность. Пассивный гедонизм. Не принципиальное, вытекающее, как следствие отступление. Алкоголики, наркоманы, сторонники «компьютерного образа жизни»,         пассивный андеграунд.

Интересным практическим выводом из теории субкультур является положение, согласно которому, коррекция криминогенное™ общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая... защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества. Поскольку криминальная субкультура, как уже говорилось выше, зачастую есть реакция на те или иные аспекты социальной системы, то, возможно, речь должна идти об изменениях в доминирующей культуре общества

Субкультурные теории, объясняющие отклоняющееся поведение социализацией индивида в системе девиантных ценностей и норм, не объясняют, конечно, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе. Почему тогда как существуют доминирующие ценности, отрицающие делинквентность, некоторые субкультурные группы придают позитивное значение антиобщественному поведению? Эти теории также не объясняют, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее. Индивиды делают выбор; их поведение не является тотально детерминированным их социальным окружением. Есть масса примеров, когда люди вырываются из субкультурного окружения, в котором они находятся. Несмотря на эти критические замечания, нельзя отрицать значение социализации для формирования девиантного поведения. Доказательства важности последствий социализации обнаруживаются практически в любой форме девиантного поведения - от употребления наркотиков и подростковой делинквентности до организованной преступности (Хазани, 1986; Оркатт, 1987).


292 Глава III.Теории девиантного поведения

В то же время, если в качестве теоретической основы анализа субкультурных исследований использовать теории конфликта и социального напряжения, помогающих определить причины появления антисоциальных ценностей (невозможность следования культурным целям), то это может способствовать выработке более глубокого подхода к пониманию феномена девиантности.

Теория конфликта и девиантностъ. Теория конфликта основана на предпосылке того, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс.


Сфокусировав внимание на девиантном поведении, теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество


КМаркс      (1818-

1883) - один из

классиков

социологии.

Концентрировал

внимание     на

конфликтности,

возникающей из за

неравного

распределения

важнейших

ресурсов,

присущей

большинству

обществ.

КМаркс      (1818-

1883) - один из

классиков

социологии.

Концентрировал

внимание     на

конфликтности,

возникающей из за

неравного

распределения

важнейших

ресурсов,

присущей

большинству

обществ.

„1                                                                                                                                                                                  КМаркс      (1818-

Сфокусировав внимание на девиантном поведении, теоретики Ш3) _ один ш

классиков КОНфлИКТа ВЫДеЛЯЮТ ПрИНЦИПЫ, ПОСреДСТВОМ КОТОрЫХ общеСТВО      социологии.

Концентрировалвнимание       на

конфликтности, возникающей из за

организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членам общества, часто в ущерб другим. К этому направлению относится и ставшая популярной на Западе в 60-е гг. так называемая радикальная криминология, рассматривающая преступность, через призму классового и этнического неравенства. Для многих

обществ.

теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных

обществах является капиталистическая экономическая система (Гордон, 1981). Поскольку неравенство присуще самому базису системы, многие теоретики конфликта придерживаются мнения, что единственно возможное решение заключается в полном переустройстве системы, замене ее более справедливой системой, в которой разрыв между имущими и неимущими будет сведен к минимуму.

Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связана с социально-классовым положением индивида (Берк, Линихен и Росси, 1980; Брэйтуэйт, 1981). Обычно люди из высшего общества - богатые, могущественные, влиятельные - играют главную роль в определении того, что является


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                              293

девиантным, а что - нет. Эти люди способны влиять на моральное и правовое определение девиантности многочисленными законными методами (лоббирование, финансовые вложения в политические кампании, отбор кандидатов на должность, участие в различных корпорациях, определяющих политику). В результате моральная и законодательная система общества отражает интересы власть имущих. Поведение тех, чьи интересы при этом не представлены, гораздо вероятнее определяется как девиантное. Например, люди из высшего класса вряд ли могут быть задержаны за бродяжничество -незаконное поведение, за которое часто задерживаются, обвиняются и осуждаются представители низшего класса. Как иронически заметил Анатоль Франс (1922): "Закон, во всем его величественном равенстве, запрещает богатым, как и бедным спать под мостами дождливыми ночами, попрошайничать на улицах и воровать хлеб ".

Социологи, рассматривающие девиантность с позиций теории конфликта, особе внимание обращают на девиантность среди элиты. В современной правоохранительной практике девиантность и делинквентностъ

обычно ассоциируется с такими действиями, как насилие.















Делинквенты

ое поведение

кражи, бездомность и т.п. 1.е. с такими действиями, за которые -нарушение

закона,

представители низших классов скорее будут осуждены, однако, криминальное

_ поведение

элита общества также нарушает законы и нормы морали.

Теоретики конфликта имеют особый интерес к девиантности и делинквентности элиты. Преступления этой части общества зачастую гораздо более дорого обходятся обществу в экономическом плане и, как правило, менее строго наказываются.

Девиантность элиты может принимать различные формы от неэтичных или аморальных действий до криминальных актов, наказуемых штрафами или тюремным заключением. Биржевые манипуляции и растрата средств из государственных фондов - действия, очевидно, делинквентные, в тоже время политик, который лжет своим избирателям может быть назван


294 Глава III.Теории девиантного поведения

аморальным, но, скорее всего, будет предохранен от юридического обвинения. Хотя девиантность среди элиты обычно менее заметна, драматична и меньше сопровождается насилием, чем другие формы девиантности, она все же приносит немалый вред финансовому и моральному благополучию общества. Например в 1967 году президентская комиссия в США установила, что ежегодный убыток от преступлений среди "белых воротничков" от 27 до 42 раз превысил убыток от традиционных преступлений против собственности (грабеж, кражи со взломом, воровство и подделка денег) (Тио, 1978). Даже когда удается добиться юридического осуждения преступников, наказания для элиты часто бывают относительно легкими. Когда компания Ф. Хаттона (США) - крупная финансовая организация - была уличена в интригах по подделке чеков, преступлении, за которое обычные граждане были бы осуждены, никому из руководства компании не было предъявлено обвинения.

Следует подчеркнуть и тот факт, что представители элиты в значительной степени контролируют информационные потоки, пронизывающие общество. Это дает им возможность контролировать негативную информацию о себе, обладая более защищенной частной сферой. Поэтому девиантность элиты обладает высоким уровнем латентности, достоверную информацию о ней получить трудно. Чаще всего, социологам доступны лишь исторические источники, описывающие преступления привилегированных слоев в прошлом.

Теория конфликта особо подчеркивает неравенство в распределении власти и богатства в обществе. Теоретики конфликта марксистской школы рассматривают неравенство, как порождение капиталистической экономики. Однако ученые других школ отмечали, что неравенство в распределении власти и привилегий существуют во всех обществах, независимо от типа экономики или политического режима (Дарендорф, 1959).


Глава III.Теории девиантного поведения


295


Теория приклеивания ярлыков. Рассмотренные нами теории, уделяя внимание тому, как общество провоцирует девиантность, не всегда подробно описывают этот процесс. К тому же, сам анализ причин девиантности проходит скорее в социально-философском русле, используя такие категории, как "социальная несправедливость", "жизненный шанс" и т.п. С несколько иных позиций, акцентируя внимание на социально-психологических механизмах формирования девиантных наклонностей членов сообщества, подходит к данной проблеме теория наклеивания ярлыков.

ДжТ.Мид (1863-1931) - американский социолог исоциальный психолог,один из создателейтеории символического и нт еракци онизма, рассматривающейобщество,            как

результат постоянных взаимодействий между людьми, связанных с манипуляцией символами (языковыми и не только) и принятием социальных ролей,

соответствующих ожиданиям партнеров по взаимодействию.

Теоретико-методологической базой этого подхода является

символический

интеракционизм

Дж.  Г.  Мида.  Мид;

рассматривающий социальную жизнь как серию постоянных взаимодействий между людьми и их окружением, интеракций, в которых поведение человека во многом определятся социальными ожиданиями и стереотипами.

Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию.

Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении (Танненбаум называет этот процесс чрезмерной драматизацией зла) они могут провоцировать антисоциальное поведение. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.


296 Глава III.Теории девиантного поведения

Теория приклеивания ярлыков фокусирует внимание на социальной природе процесса, в котором одни индивиды в обществе могут приклеить ярлык другим индивидам, считая их девиантами. В центре внимания находиться также то, как индивид, определенный как девиант приспосабливается к мнению о себе как о таковом (принимает "ярлык девианта").

Сторонники теории ярлыков утверждают, что всегда, когда какие-либо члены общества называются "преступниками", "алкоголиками" или "душевнобольными", имеет место процесс приклеивание ярлыков. Он включает в себя лицо или группу, приклеивающих ярлык и лицо или группу, к которым этот ярлык применяется. Ярлык - это негативное определение, фиксирующее место человека или группы на ценностной шкале «хорошо/плохо» (в данном случае - ближе к отрицательному полюсу). Те, кто применяет ярлыки, являются агентами социального контроля, часто приклеивание ярлыков является частью их социальных функций (полиция, психиатры). Приклеивание ярлыков имеет место также и в неформальных кругах, например, когда член семьи или друг называет кого-либо пьяницей, лжецом или психом. Те, кому приклеивают ярлык в этом процессе, являются девиантами. Таким образом, с точки зрения теории ярлыков, девиантом является любой, к кому ярлык девианта успешно применяется (Беккер, 1963).

Девиантность обычно появляется тогда, когда люди совершают поступки, не одобряемые большинством членов своей группы. Такие формы девиантности, как преступность или шизофрения, могут возникнуть из-за личных проблем, особого образа жизни, условий социальной ситуации, в которой оказался индивид или иных факторов. Ранее рассматриваемые нами теории фокусировали внимание на причинах девиантности, которые присутствуют в самих индивидах или окружающей их среде. Сторонники теории наклеивания ярлыков сосредоточились на официальных и неофициальных агентах социального контроля и ярлыках, создаваемых и


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         297

применяемых ими. Если девиантные ярлыки не были созданы агентами социального контроля, то в этом случае, вероятно, нет девиантности. Согласно теории ярлыков, чтобы считать поведение девиантным, оно должно быть охарактеризовано так, что социальные группы создают девиантностъ, составляя правила, нарушение которых означает девиантность, и применяя эти правила к отдельным людям и определяя их как аутсайдеров. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю" (Беккер, 1963).

Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе\ поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

Сторонники теории наклеивания ярлыков поддерживают точку зрения теории конфликта в том, что, девиантный ярлык не применяется единообразно. Бедняки, группы меньшинств, малоимущие скорее получат ярлык девианта за какой-либо проступок, нежели более обеспеченные, привилегированные члены общества, которые ведут себя таким же образом. В случаях крайне тяжелых преступлений, таких как, например, убийство, избирательность сообщества в определении людей, как девиантов не столь очевидна, но она вполне ясна в более мягких случаях: "Некоторые люди, употребляющие слишком много спиртного, названы алкоголиками, тогда как другие (из них) - нет; некоторые люди, ведущие себя странно, направляются в больницы, а другие - нет" (Эриксон, 1964). Действительно, индивидуальная странность нашего соседа может восприниматься, как признак психического заболевания, а та же странность в поведении эстрадной звезды может восприниматься, как «экстравагантность». Алкоголизм нашего соседа - это порок, тогда как алкоголизм известного киноактера - пикантный штрих к его портрету. Эти реалии, привели наблюдателей к выводу о том, что более вероятно ярлык душевнобольного применяется к людям, которые бедны,


298 Глава III.Теории девиантного поведения

занимают низкое положение в обществе или находятся в похожих невыгодных условиях (Гоффман, 1959). Человек в более привилегированном социальном положении часто избегает ярлыка девианта, несмотря на проявление таких же форм поведения.


Феминистическая социология

интеллектуальноедвижение на Западе,применяющее     тезисМаркса о неравенстве иконфликтностиобществ, прежде всего ксфере отношений полов,подчеркивая        фактдискриминации женщин«мужской культурой». Врамках                этогонаправления         былопроведено множествоисследований,подчеркивающих«сконструированн ый»,искусственный характермногих         гендерных стереотипов.__

Теория ярлыков также помогает понять девиантность с точки зрения жертвы девиантных действий. Свой вклад в изучение этих феноменов внесли представители феминистической социологии.

Изучение разнообразных случаев домашнегонасилия выявило что, когда мужья жестоко общались сосвоими женами, часто именно женщина, жертва,объявлялась девиантной (Карлсон,                                                        1987).

Злоупотребляющий силой муж часто успешно объявляет свою жену девиантом, обвиняя ее в неадекватности, например в том, что она не соответствует его представлениям об идеальной роли женщины. Многие обиженные жены сообщают, что мужья убеждали их, зачастую годами, что их несоответствия являются причиной побоев. К тому же если оскорбленная, пострадавшая жена пытается сделать что-нибудь против насилия, она, вероятно, получит ярлык девианта от общества в целом за выставление напоказ того, что ее домашние отношения и брак не являются нормальными (Подробнее об этом смотрите в Приложении). История переполнена примерами того, как ярлык использовался для оправдания самых жестких форм насилия в отношении отдельных людей, социальных групп и, даже, целых народов - вспомнить хотя бы французскую революцию, репрессии 30-х годов в России или германский фашизм

Первичная и вторичная девиантность.        Когда девиантность

рассматривается с точки зрения теории приклеивания ярлыков, отдельные индивидуальные девиантные действия не представляют особого интереса.


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         299

Теория ярлыков не интересуется, почему прежде "честные" люди украли свой первый апельсин или первый раз солгали или напали на свою первую жертву. Такие первые, не организованные на чьем-либо примере, девиантные действия, называют первичной девиантностъю.

Фактически каждый совершает акты первичной девиантности. Исследуя ответы 1 689 взрослых людей в Нью-Йорк Сити, Валлерстайн и Уайлс (1947) обнаружили, что 91% респондентов нарушали закон после того, как им исполнилось 16 лет. За уголовные преступления могли быть осуждены 64% мужчин и 29% женщин, участвовавших в исследовании. Между 80% и 90% всех опрошенных украли что-либо. Четвертая часть участвовавших в исследовании мужчин признались, что воровали автомобиль, а один из десяти совершал ограбление. Таким образом, действия, которые могли бы быть названы девиантными агентами социального контроля, являются распространенными.

Теория ярлыков, однако, главным образом интересуется вторичной девиантностъю, которая связана с формами девиантности, постоянно присущими индивидам и которые вынуждают их устраивать свою жизнь и личные отношения вокруг своего девиантного статуса. Теория ярлыков фокусирует внимание на процессе, посредством которого индивиды оцениваются как преступники, а ярлык отрицает все другие определения себя самого.

Хотя этот подход фокусирует внимание на том, как общество применяет ярлыки к индивиду, возможно также, что индивиды применяют ярлыки к самим себе (Тойтс, 1985). Например, заболевшие люди, определяют себя (приклеивают ярлык) как больных в надежде, что другие признают этот ярлык и среагируют соответственно - выражением сочувствия, лечением болезни или освобождением больного от обычных обязанностей. Иногда, девианты применяют ярлык к самим себе, прежде чем кто-либо еще делает это, и продолжают действовать в соответствии с этим ярлыком (Лорбер,


300 Глава III.Теории девиантного поведения

1967). С этой точки зрения, любое самоопределение человека (неважно, под влиянием каких причин, позитивное или негативное) рассматривается, как наклеивание ярлыка. Например, многие «трудные школьники», под влиянием неуспехов в учебе приклеивают себе ярлык «неспособного», фактически еще до того, как это сделает учитель.

Хотя ряд критических замечаний был выдвинут против теории ярлыков, она, тем не менее, остается мощной социологической теорией девиантного поведения. Многое из последующих идей является отражением основ теории приклеивания ярлыков.

Очень близка по своим основным положениям к теории ярлыков, теория стигматизации. "Стигма" - в переводе с латинского означает клеймо. Приклеивание ярлыка можно рассматривать как аналог практики клеймения преступников, распространенной в прошлом. Такая форма борьбы с преступностью нередко инициировала новые, более тяжелые преступления, как реакцию на социальное отторжение. Значительный вклад в понимание того, как люди, получившие ярлык девианта, справляются со своей девиантностью, внес Ирвинг Гоффман. В своей исследовательской работе Гоффман придерживался традиций символического интеракционизма. Он особо интересовался способом взаимодействия людей друг с другом и сообщениями, посылаемыми ими словами и жестами. В одной из своих работ он исследовал людей с определенными характерными чертами, благодаря которым другие находят этих людей необычными, неприятными или девиантными (Гоффман, 1963). Гофман назвал эти характерные черты стигмами, и его особенно интересовало то, как люди, имеющие стигмы, справляются с ними.

Анализ Гоффмана начинается с людей имеющих физические недостатки и, постепенно, представляет широкий ряд других отклонений. В итоге Гоффман показывает, что наличие стигмы не есть нечто необычное, свойственное небольшому кругу физических и моральных калек, а является


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         301

достаточно распространенным среди "обычных граждан". Он утверждает, что "... наиболее удачливые из нормальных, вероятнее всего имеют свои полускрытые недостатки, и для каждого маленького недостатка существует социальное обстоятельство, посредством которого он может превратиться в большой недостаток." (1963).


Гоффман И   (1922 -1982)    -    амер.социолог. Создательдраматургическогонаправления,сравнивающегообщество с театром,где люди играют ролиперед                       другими

(зрителями),одновременно являясьзрителями                                  по

отношению к другим. На основе этой концепции анализировал девиантное поведение.

Гоффман имеет дело с двумя основными типами стигматизированных индивидов. Первый тип, индивид с проявленной стигмой, предполагающей, что его отличие уже известно и легко доказывается. Второй -индивид с латентной стигмой, предполагающей, что его недостаток никому не известен, не воспринимается немедленно кем-либо (Гоффман, 1963).

анализировал                    Проявленные и латентные стигмы могут принимать

форму физических дефектов, например, когда человек

теряет какую-либо часть тела; обстоятельства могут влиять на личность, например, когда человек отбыл срок в тюрьме или имел душевную болезнь; или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно, например, цыгане.

С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными (легко видимыми) недостатками сталкиваются с проблемами взаимодействия в обществе. Имея проявленный недостаток (стигму), человек заранее ожидает негативных реакций других членов общества. С другой стороны, люди с латентными стигмами часто пытаются так строить ситуации взаимодействия, что бы другие не узнали, о свойственных им недостатках. Утаивание часто становится обременительным. Примером может служить описанный в литературе случай с миссис Г., чей муж был помещен в психиатрическую лечебницу. Для того, что бы скрыть от соседей то, что для нее являлось стигмой, она сказала им, что ее муж в больнице из за подозреваемого рака. Каждый день она спешила получить почту, пока соседи не успели захватить


302 Глава III.Теории девиантного поведения

ее с собой. Она отказалась от вторых завтраков в аптеке с женщинами из соседних квартир, чтобы избежать их вопросов. Перед тем, как пригласить их к себе, она прятала всякие материалы, связанные с больницей и т.п. (Иароу, Клаусен, Робине, 1955).

СПИД и стигма.               Одним из главных примеров стигмы в

современном мире является СПИД. Существует большой страх перед болезнью и, по крайней мере, в некоторых кругах общества значительная враждебность по отношению к зараженным СПИДом. На ранних стадиях болезни пациент имеет латентную стигму, поскольку у них нет, как правило каких-либо открытых признаков болезни. Больные часто пытаются так управлять информацией, что бы окружающие не знали о наличии у них СПИДа. Однако, когда болезнь прогрессирует, утаивание признаков болезни становится все более трудным. Жертвы СПИДа обычно значительно теряют в весе, выглядят нездорово, им требуется частая госпитализация, иногда развиваются заметное повреждение кожи. Таким образом, на поздних стадиях заболевания больные имеют проявленную стигму; их болезнь очень заметна. Это часто заставляет их отгораживаться от общества, дополнительно страдать от депрессий и нервных расстройств. Тот же механизм лежит в основе многих сложностей, связанный с психологической реабилитацией лиц, вернувшихся из мест лишения свободы или потерявших работу. В этом случае ярлык «отсидевшего» или «безработного» способен резко затруднять социальные взаимодействия, воздействуя, как на воспринимающих его, так и на носителей.

Теория стигмы основывается на многих социально-философских традициях. Так теоретики анархизма рассматривали государственную юридическую практику, как начало озлобляющее человека. Поскольку правовая система государства основана на насилии, она отрицает всеобщую любовь и способствует проявлениям зла.


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         303

На основе этой теории американский ученый Э. Сатерленд, на основе многочисленных исследований, пришел к выводу о необходимости ограничения применения карательных мер, поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру.

В воздействии на преступность представители этого направления предлагают опираться не на кары и подавление, а на системную перестройку основных начал общественной жизни: «увеличение справедливости, доброты, человеколюбия в обществе».

Интересно, что выводы теорий социального напряжения, теории конфликта и теории наклеивания ярлыков в отношении борьбы с девиантностью фактически совпадают:

- воздействие судебной системы, государственного аппарата иобщественного мнения на преступность носит скорее негативный, нежелипозитивный характер, т.к. в значительной мере способствует репродукциитакого поведения;

- необходима не карающая реакция общества на преступность, а меры,которые бы смогли бы удержать человека от антисоциального поведения,предотвратить раскол общества на "хороших" и "плохих";

- тезис о том, что агрессия (по отношению к девианту со стороныобщества) зачастую порождает лишь усиленную ответную агрессию.

Девиантность, как приобретенное (усвоенное) поведение. Люди приобщаются к нормам и ценностям посредством социализации. Известно так же, что нормы и ценности в различных обществах и социальных группах значительно различаются. Теория дифференциальной ассоциации основываются на положении о том, что девиация - продукт особых девиантных норм и ценностей.

Эдвин Сатерленд (1947), первым выдвинувший эту теорию, рассматривал девиантное поведение как результат социализации. Теория


304 Глава III.Теории девиантного поведения

дифференциальной ассоциации подчеркивает, что индивиды могут быть социализированы группой людей, практикующих девиантное поведение и рассматривающих его как норму. Название теории отражает идею о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения. Этот аргумент сродни народному мнению об опасности "водиться с плохой компанией" (с кем поведешься - того и наберешься). В классическом социологическом исследовании Ховард С. Беккер (1963) указал на важность приятельских групп в приобщении к курению марихуаны. Когда люди начинают употреблять марихуану, они обычно полагаются на своих друзей, доверяя им сохранить запас наркотиков до тех пор, пока они станут относительно опытными потребителями. Более того, люди учатся наслаждаться воздействием марихуаны от своих друзей. Широко распространено в культуре потребления наркотиков мнение о том, что люди, которые говорят, что они не могут получить удовлетворения от марихуаны, были неправильно научены, как курить ее, и люди, не получившие удовлетворения, не курили с людьми, которые им нравятся или которым они доверяют. Исследование подтвердило важность социальной поддержки потребления марихуаны (Акерс и Кокран, 1985).

Теория дифференциальной ассоциации во многих своих положениях связана с теорией социального научения, которую мы кратко рассматривали в предыдущем параграфе. Здесь в центре внимания оказывается процесс социализации. Основные положения теории Сатерленда сводятся к следующему:

1) преступное поведение ничем принципиально не отличается отдругих форм человеческой деятельности, человек становится преступником(агрессором) лишь в силу свое способности к научению;

2) преступное обучение включает восприятие криминогенных взглядов,привычек и умений, которые формируются в результат негативных


Глава III.Теории девиантного поведения                                                                                                         305

социальных влияний, подражания плохому примеру, и именно они лежат в основе преступного поведения;

3) человек обучается антисоциальному поведению не потому, что имеет к этому особые задатки, а потому, что эти образцы чаще попадаются ему на глаза; если бы тот же самый человек с детства был включен в другой социальный континуум, то он и вырос бы другим человеком.

Отсюда и название теории - дифференцированные, различные социальные влияния определяют процесс воспитания и взросления личности. Если ребенок вращается в респектабельном обществе, то он усвоит стандарты социально одобряемого поведения. Если, наоборот - социальное окружение ребенка криминализировано, то его скоре всего ждет карьера преступника.

Бихейвиористские дополнения к концепции Сатерленда (Бергере и Акерс) подчеркивают, что антисоциальному поведению обучаются тогда, когда оно подкрепляется сильнее, чем социально одобряемое поведение. Если совершение актов девиантности приносит положительный результат (например, престиж, уважение к "крутому" парню), то существует высокая вероятность успешного научения такому поведению и закреплению девиантных стереотипов в сознании субъекта.

Ценность теории Сатерленда в том, что она представляет собой попытку объяснить девиантное поведение на основе анализа обычного, свойственного человеку способа научаться чему-либо.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: